Слайд 1Здравствуйте! Приготовьтесь к уроку!
Проверьте! У вас должно быть:
Рабочие
тетради
Учебник
Дневник
Ручка и карандаш
А еще
Рабочий настрой,
Хорошее настроение и желание узнать новое!
Слайд 2
Запишите число. Проверяем домашнее задание: Какие предложения называются
безличными?
Задание: замените двусоставные предложения безличными, запишите предложения в тетрадь
Я заболел.
Наступили сумерки.
Сегодня я работаю хорошо.
Я с утра весело пою.
Ветер гнал листву.
Проверяем:
двусоставные безличные
Я заболел
Наступили сумерки
Сегодня я работаю хорошо
Я с утра весело пою
Ветер гнал листву
Мне нездоровится.
Смеркается.
Сегодня мне работается хорошо.
Мне с утра весело поется.
Ветром гнало листву.
Слайд 4Запишите тему урока:
Рассуждение
(объясните значение слова)
Эпиграф урока:
«Наш язык-это важнейшая часть
нашего общего поведения» Д.С.Лихачев
Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?
Рассуждение
Тип речи
Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически
последовательной форме («Толковый словарь» С.И. Ожегова)
Слайд 6задание
Глядя на тему, сформулируйте цели урока.
Что мы будем делать на
уроке?
Для чего мы будем изучать эту тему?
Слайд 7Цели урока
Узнать особенности типа речи «Рассуждение»
Развивать свою речь, строить грамотно
предложения
Научиться излагать свою мысль развернуто, доказательно, логично, т.е. научиться писать
рассуждение
Слайд 8Задумаемся?
Опираясь на значение слова «рассуждение»,подумайте, из каких частей состоит сочинение-рассуждение.
Слайд 9План сочинения-рассуждения
запишите в тетрадь
1. Тезис (высказывание какой-либо мысли)
2.Доказательства при помощи
определенных доводов и аргументов (примеры)
3.Вывод, который из этого следует
Опираясь на
план, назовите еще особенности рассуждения (по объему, построению предложений, в каких жанрах может встретиться рассуждение)
Слайд 10А вы это знали?
Рассуждение может быть и коротким, и объемным.
Для рассуждения характерно употребление вводных слов: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно,
итак, таким образом и др.
Жанры рассуждения: письмо, статья в газету, рецензия, научный доклад, ученическое сочинение
Слайд 12Д.С.Лихачев- совесть нации
Лингвист
Ученый-филолог
Публицист
Историк литературы и культуры Древней Руси
Академик
Исследователь «Слова о
полку Игореве»
Почему Д.С. Лихачева называют совестью нации?
Слайд 13
Подумаем вместе
Составьте план сочинения-рассуждения
1.Тезис.«Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения»
Д.С.Лихачев
Какой должна быть наша речь?
Что отражает наша речь? Можно ли
по разговору понять, какой это человек?
Почему говорящий и слушающий должны быть внимательны друг к другу?
Можно ли через речь понять отношение человека к окружающим?
Запишите ответы на волросы как доказательства, сделайте вывод
Слайд 14
Проверяем.
Сочинение- рассуждение. План.
1.Тезис. «Наш язык-это важнейшая часть нашего
общего поведения» Д.С.Лихачев
2.Доказательства.
-речь должна быть развитой, богатой,
доказательной
- речь человека отражает его интеллект и культуру
- говорящий и слушающий должны быть внимательны друг к другу, иначе речь теряет смысл
- через речь проявляется характер человека и его отношение к людям
3.Вывод. Через речь мы проявляем себя в обществе.
Слайд 15Работа в парах. Подумаем вместе!
Задание: найдите и прикрепите на доску
особенности сочинения-рассуждения. «Лишние» составьте на доске отдельно.
Рассказ, сообщение о событии
убеждаем
в чем-либо слушателей
четкие формулировки доказательств
Развитие сюжета
важна логическая связь
Начало события (завязка)
Конец события (развязка)
грамматическая связь через вводные слова
Образ рассказчика
Типы речи
повествование рассуждение
Рассказ, сообщение
о событии
Развитие сюжета
Начало события (завязка)
Конец события (развязка)
Образ рассказчика
убеждаем в чем-либо слушателей
четкие формулировки доказательств
важна логическая связь между частями
важна грамматическая связь через вводные слова
Сделайте вывод:
Слайд 17Творческое задание. Обсудим?
№212 Напишите короткое сочинение-рассуждение о защите экологии
планеты (по репродукции К.Юона «Новая планета») (5-7 предложений)
Индивидуальные задания.
Напишите короткое сочинение-рассуждение на тему «Почему я должен (или не должен) развивать свою речь?» (5-7 предложений)
Зачитываем возможные варианты
Слайд 18Итоги урока
Почему необходимо уметь рассуждать?
«Наш язык-это важнейшая часть нашего общего
поведения» Д.С.Лихачев. Почему эти слова актуальны в наши дни?
Что сегодня
узнали нового, интересного?
Какой вывод сделали лично для себя?
Слайд 19Домашнее задание запишите в дневник
«3» -№206
«4» -№210
«5»- №207
П.36 знать особенности
рассуждения
Слайд 20Спасибо за урок!
На следующий урок увидимся только в понедельник, 16
декабря
если есть вопросы и проблемы, можно встретиться раньше
До свидания!