Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2» благовещенского
района Алтайского края
Сочинение-описание внешности человека на тему: «Вы с ним знакомы»
Выполнила учитель русского языка и литературы
Тейхреб Людмила Николаевна
Р.п. Благовещенка. 2011
Слайд 2Методический комментарий
Методическая разработка составлена на основе учебника
русского языка для 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и
др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений. Москва. «Просвещение». 2011)
Накануне подготовки к сочинению учащиеся наблюдают за интересным для них человеком (упр.145. 146), фиксируют свои мысли и наблюдения в соответствии с самостоятельно составленным сложным планом. На представленном уроке подводится итог работы над портретом. дополняются, уточняются, редактируются самостоятельные наблюдения учащихся. На уроке повторяется изученное, обращается внимание на компоненты описания внешности, способы выражения личного отношения, сопоставление внешности с нравственными качествами описываемого человека. Уделяется внимание умению озаглавить работу. Учитель знакомит с образцом сочинения.
Предлагается в качестве домашнего задания создать черновик сочинения. На последующем уроке сочинение переписывается в тетради по развитию речи.
Использованная литература:
Л.А. Лазарева. Сочинение по личным наблюдениям. Л.А. Лазарева. Уроки русского языка в 6 классе. Из опыта работы. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение» 1979.
Т.А. Костяева. Примерное планирование и краткие методические указания к работе по русскому языку в 6 классе на 1988-89 учебный год. Русский язык в школе. №5. 1988, с.115
Интернет.
Слайд 3Тема урока: «Сочинение-описание внешности человека на тему «Вы с ним
знакомы»
Цель урока: систематизировать и проверить выработанные у учащихся навыки описания
внешности человека.
Обучающие задачи: способствовать формированию навыков описания внешности как одного из средств характеристики человека, развитию навыков составления сложного плана, собирания и систематизации материала в соответствии с самостоятельно составленным сложным планом, умения определять основную мысль сочинения, овладения способами выражения личного отношения к описываемому
Развивающие задачи: способствовать развитию речи, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитательные задачи: способствовать формированию интереса к предмету, внимания и уважения к людям. Любви к прекрасному.
Слайд 4Сочинение - описание внешности человека на тему: «Вы с ним
знакомы»
Портрет – средство характеристики человека
Слайд 5 Какие типы текста вы знаете?
В повествовании мы
рассказываем о каких-либо событиях в определенной последовательности,
в описании –
описываем, а в рассуждении – доказываем основную мысль (тезис)
Что можно описывать?
Картину, уголок природы, животное, предметы, человека, интерьер
Повествование, описание, рассуждение
Чем они отличаются друг от друга?
Слайд 6Вы знаете названия этих картин и художников, их создавших?
Вы видите
произведения живописи. Каковы их жанры?
Как называется описание внешности человека?
Как называется
описание природы?
Как называется описание неживой природы?
И. Шишкин.
Ручей в лесу.
Сирень.
П.П. Кончаловский
В. Хабаров. Портрет Милы
Слайд 7Описание внешности человека включает в себя:
1. Что бросается в глаза
в первый момент встречи с героем (общее впечатление).
2. Возраст.
3. Описание
фигуры, позы, роста, рук, походки.
4. Описание лица:
а) глаза, их выражение, взгляд;
б) улыбка;
в) описание рта;
г) описание щек, носа;
д) описание прически (цвет волос, длина волос).
5. Описание одежды.
6. Настроение.
7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.
8. Отношение к людям.
Слайд 8Так выглядел герой одной повести, которую вы читали
Мы узнали о цвете волос, глаз, об одежде
мальчика
Только ли представление о внешнем облике героя может дать его портрет? Можем ли мы узнать что-то о его жизни?
Какие изобразительно-выразительные средства здесь
использованы?
Как автор относится к своему герою?
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий,
как тростинка. Одет
он был в грязной рубашонке, руки держал
в карманах узких и коротких штанишек.
Тёмные волосы лохматились над чёрными
Бровями.
Слайд 9Портретное описание, данное М.Ю. Лермонтовым:
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти,
не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко –
как голубушка;
Молвит слово- соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе на Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются..
На какие детали обращает внимание автор, описывая героиню?
Можете ли вы сказать, как автор относится к своей героине – Алене Дмитриевне?
Какие способы личного отношения к описываемому используются?
Слайд 10Портрет «Мика Морозов» кисти
В.А. Серова
Слайд 11Так можно описать мальчика
Глаза, широко смотрящие на мир, горящие нетерпением,
выражающие изумление), взгляд (устремленный вдаль, взволнованный, оживленный, изумленный, восхищенный, восторженный),
волосы (вьющиеся, непричесанные, спадающие на лоб, взлохмаченные), брови (приподнятые, резко очерченные, изогнутые дугой, придающие глазам особую выразительность), рот (полуоткрытый, приоткрытый, обнажаюший ослепительно белые зубы), нос (слегка вздернутый, с расширенными ноздрями), лицо (взволнованное, изумленное, сосредоточенное, передающее внутреннее состояние мальчика), поза (сидящий в кресле вполоборота, скатывающийся с креслица, ухватившийся руками за подлокотники кресла, вытянувшийся вперед, чуть-чуть приподнявшись), одежда (рубашонка, облегающая фигурку, рубашонка с воротником, окаймленным кружевом).
Слайд 12 Какие образно-выразительные средства языка можно использовать для описания внешности
Мики Морозова?
Прелестный ребенок, детская прелесть, влажные, горящие нетерпением глаза,
кареглазый; румяное нежное, словно персик, лицо, шелковистая детская кожа, поблескивающие жемчугом зубы, дугообразные брови; лучистые карие глаза, хрупкая фигурка, белоснежная рубашонка, золотисто-каштановые волосы, ярко-красные пухлые губы, обаятельный малыш, лучезарный пытливый взгляд.)
(Блондин – светловолосый, белокурый; шатен – темно-русый; брюнет – темноволосый.)
Назовите прилагательные, которыми можно описать цвет глаз.
(Карий, серый, голубой, серо-голубой, синий, черный (очи); зеленый; карие глаза, кареглазый малыш, синеглазая девушка, огромные серо-голубые глаза, черноокая девушка, серые с зеленоватым оттенком глаза.)
Объясните значение слов: блондин, шатен, брюнет.
Слайд 13Самая «говорящая» деталь на лице человека – это глаза
Вот ряд
слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них
те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд»:
бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.
Слайд 14Лицо
Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них
те, которые позволяют отразить состояние человека:
круглое, худощавое, грустное, грустное, побелевшее,
багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.
Слайд 15Фигура – высокая, стройная. гибкая
Человек – черноволосый, белокурый.
Нос – с
горбинкой, прямой.
Губы - полные, превосходно очерченные, пунцовые.
Улыбка –
неожиданная, очаровательная, наивная
Слайд 16Способы выражения личного отношения к описываемому
Мне нравится…
Я люблю…
Восхищает…
Привлекает…
Удивляет…
Используйте образно-выразительные средства
языка (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, слова с суффиксами различных значений).
Слайд 17 Сформулируйте свой замысел.
Определите основную мысль, авторскую позицию в своем сочинении
и тон (серьезный, шутливый, грустный).
Озаглавьте свое сочинение(«Мне нравится его собранность»,
«Он очень добрый и умный», «А все-таки он большой чудак», «Настоящий друг»
Помните! Написать надо обо всем, что есть примечательного в наружности этого человека, выделить те компоненты портрета, которые помогут раскрыть внутренний мир описываемого вами человека.
Сопоставьте внешность с нравственными качествами описываемого человека.
При описании человека обратите внимание на изменение его лица, выражения глаз, улыбки, позы в разные моменты жизни.
Покажите внешность в динамике.
Слайд 18Образец сочинения
Мой друг Сережа
Некоторые, поглядев на Сережу, говорят мне: «С кем ты дружишь? Он какой-то дурашливый!» Я, конечно, не соглашаюсь с такой характеристикой, а мне опять говорят: «Да посмотри ты на него! Костюм помят, рубашка торчит из-под брюк, шнурок не завязан. Всегда ухмыляется». Действительно, вид у Сережи несолидный: соломенный чуб закрыл весь лоб. Узенькие серые глазки искрятся смехом, все лицо расплылось в широченной улыбке да еще на щеках детские ямочки. Жесты резкие: он не берет, а хватает, походка вихляющая.
Но таким видят Сережу те, кто плохо его знает. Я его вижу другим. Вот каким он бывает в понедельник на уроке труда. Стоит у станка, чуть-чуть наклонившись вперед. Лицо неузнаваемое. Нет озорных глаз. Нет бессмысленной улыбки. Берет скрыл чуб, лоб высокий, чистый. Брови сдвинуты, губы сжаты, лицо волевое. Умные руки, никогда не ошибающиеся в труде, энергично водят напильник. Деталь, как всегда, сработана на отлично. Сергей осмотрел ее со всех сторон, измерил и остался доволен. Лицо осветилось горделивой улыбкой, он весь выпрямился, как будто вырос на глазах.
Вот и выходит, что мой друг трудолюбивый, что он по-человечески горд своей работой. Значит, портрет одного человека может быть воспринят по-разному в разные минуты его жизни. В каждом человеке есть хорошее и плохое, и портрет помогает невнимательным людям увидеть не главные черты характера, а внимательным разглядеть характер поглубже.
Слайд 19Желаю успехов в творческой работе!