Слайд 1
Выступление
на районном методическом объединении учителей
русского языка и литературы
«Межпредметные связи – важнейший фактор активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся»
Коваленко Людмила Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Грушевской ООШ
Слайд 2Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой
же связи.
Ян Амос Коменский
Слайд 3Как сделать урок интересным, ярким?
Как увлечь ребят своим предметом?
Как
создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Слайд 4Основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной
суммы знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как
самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Слайд 5 О межпредметных связях говорится очень много. Каждому учителю
ясно, что надо в своем предмете искать точки соприкосновения с
материалом других предметов. Но межпредметные связи заключаются не только в этом. Наиболее глубокие связи лежат не столько в содержании фактического материала, сколько в характере умственного труда
В.А. Сухомлинский
Слайд 6Виды межпредметного материала:
понятийно-терминологический;
коммуникативно-речевой;
учебно-дидактический.
Слайд 7Понятийно-терминологический межпредметный материал.
в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм,
сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма,
антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;
Слайд 8Коммуникативно-речевой межпредметный материал
в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль,
описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
в географии: описание географических объектов, составление характеристик
отдельных компонентов природы и т.д.;
в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;
в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;
в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.
Слайд 9Учебно-дидактический межпредметный материал
Контекстный материал других наук используется на
уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или
иные изучаемые языковые или речевые явления.
Слайд 10Уроки русского языка и литературы на межпредметной основе позволяют решить
следующие задачи:
объединить изучаемые в школе дисциплины за счет
использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;
вооружить обучающихся навыками безошибочного орфографического письма, устной и письменной связной речи;
создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненно необходимого опыта, расширить социальное пространство личности.
Слайд 12 Развитие устной и письменной речи школьников – одно
из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и
русского языка.
Слайд 13Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и
совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного
произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
Слайд 14 Вместе с историей и обществознанием литература обращается к
проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления,
обогащает культурно-историческую память учащихся.
Слайд 16Живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, обогащает методику
школьного изучения литературы. Знакомство с живописными полотнами помогает раздвинуть горизонты
жизни и развить многообразные духовные потребности.
Слайд 17Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни
и является ее частью. У музыки и литературы очень много
общих точек соприкосновения.
Слайд 18 Межпредметные связи - это особая категория обучения, которая
влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов,
усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Межпредметные связи являются важным фактором развития современного процесса обучения и познавательной деятельности учащихся.