Слайд 1Тема урока:
Осложнённые предложения и знаки препинания в них
Слайд 2Цели урока:
Повторить пройденные темы: «Обособленные члены предложения, однородные
члены предложения, вводные слова и предложения, обращения»; закрепить постановку знаков
препинания в осложнённом предложении;
Слайд 3Лексическая тема урока:
Алексей Максимович Горький
( 1868 – 1936)
Слайд 4Опережающее домашнее задание:
Слайд 5Простые предложения могут быть осложнены:
1. однородными членами
2. обособленными
членами
3. вводными словами и предложениями
4. обращениями
Слайд 9Групповая работа:
1 группа - подготовить сообщение по теме: «Вводные
слова и предложения»
2 группа – сообщение по теме: «Однородные
члены предложения»
3 группа – сообщение по теме: «Обращение»
Слайд 10Расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено предложение.
1 группа:
1) Читая книги Горький учится определять своё место в
жизни. 2) Дед его Василий Каширин учил мальчика грамоте по церковным книгам. 3) По мнению Горького людям героического характера присущи стремление к воле. 4) «Ты не увидишь его так близко!... Эх ты бедняга».
Слайд 11Расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено предложение.
2 группа:
1)
Жилось Горькому трудно и материально и духовно. 2) Во время
странствий Горький встречался с разными людьми изучал их характеры. 3) После похорон матери дед сказал: «Ну Лексей … иди-ка ты в люди…» 4) В детстве Алексея Пешкова к сожалению окружал безжалостный мир.
Слайд 12Расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено предложение.
3 группа:
1)
В романтических произведениях Горького изображены люди сильной воли ценящие свободу
и независимость. 2) О смелый Сокол В бою с врагами истёк ты кровью… 3)Будущий писатель без сомнения верил в человека. 4)Всё кругом смотрит странно живо мягко ласково.
Слайд 13Синтаксический разбор предложений
1. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин
гор и теперь задумчиво льёт свой свет на море.
2.
Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море.
3. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе к свету!
Слайд 14
Буквы Ы, И после приставок
После приставок на согласные
(БЕЗ, ВЗ, ВОЗ, ОТ, ОБ, ПОД,РАЗ, С, ИЗ и др.),
пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука И.
Например: искусный – безыскусный.
После приставок СВЕРХ, МЕЖ, ДЕЗ, КОНТР пишется буква И.
Слайд 15Орфографическая разминка
Без…мянный, из…скание, меж…гровая, дез…нфицировать, об…скаться,, раз…грывать, пред…стория,без…дейный,
сверх…нтересный.
Слайд 16Укажите предложение, которое…
осложнено уточняющим обстоятельством места.
1) Впервые я попал в
Мещёрский край с севера, из Владимира.
2) Поезд с трудом
прорывался через его сырые потоки и безнадёжно опаздывал, отдуваясь на пустых полустанках.
3) Туземцы всегда объясняли дорогу со страстью, с неистовым увлечением.
Слайд 17Укажите предложение, которое…
осложнено обособленными дополнениями.
1) За ее плечом я разглядел
стены, увешанные картинами.
2) В старое время на Пре, в
дремучих лесах, селились раскольники.
3) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
Слайд 18Укажите предложение, которое…
обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
1) В саду стоял дом в два этажа,
обнесённый глухим забором.
2) Рядом, за стеной, в темноватых комнатах старого дома, лежат редчайшие книги по искусству и медные гравированные доски.
3) Они [коты] подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан.
Слайд 19Укажите предложение, которое…
осложнено обособленным распространённым приложением.
1) Дом,
кроме этой комнаты, стоял заколоченный, необитаемый.
2)Могучий Лев, гроза лесов,
лишился силы.
3) У костра сидела девочка лет двенадцати, светлоглазая, тихая, испуганная.
Слайд 20Укажите предложение, которое…
Осложнено обращением.
1) Несмотря на
морковный румянец, она была миловидна.
2) А вы, друзья, как
ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
3) Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.
Слайд 21Укажите предложение, которое…
Осложнено вводным словом.
1) Я жил
первый год в Солотче у кроткой старушки, старой девы и
сельской портнихи, Марьи Михайловны.
2) Итальянское утро, полное солнца и отблесков воды, наполнило тихую избу.
3) Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством.
Слайд 23Составить предложение по схеме
1 группа:
−∙−∙− и −∙−∙−
, и −∙−∙−
2 группа:
~~~~, ~~~~ и ~~~~
3 группа:
- - - -, - - - -, и - - - -
Слайд 27
Светофор
У учеников есть красные, желтые и
зеленые карточки, которые они кладут на свою парту, либо поднимают
в воздух. (красная = не понимаю, зеленая = все предельно понятно)
·Ученики оценивают себя, используя цвета светофора. Учитель может затем сделать запись об этих оценках в их дневниках
·Одноклассники оценивают презентации и т.д. С помощью цветов светофора
Слайд 28Домашнее задание:
Выписать из произведения А.М.Горького «Песня о Соколе»
предложения, осложнённые однородными и обособленными членами и подчеркнуть их.
2. Упражнение №2 страница 253 – выучить стихотворение Султанмахмут Торайгырова «Я стану человеком».