Слайд 1Виды работ по развитию речи учащихся с ОВЗ на уроках
письма и чтения в коррекционной школе 8 вида»
МБОУ «Боградская СОШ»
учитель О.Ф.Тихонович
Слайд 2Актуальность:
Одной из причин, препятствующих включению в социум уч-ся с интеллектуальной
недостаточностью ,является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и
выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания , не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. При этом специальная педагогика (олигофренопедагогика) предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно – отсталого школьника, а конкретные способы, средства и методы каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей класса, имеющихся проблем в речи детей.
Слайд 3
2.Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно- отсталых учащихся – одна
из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и
чтения в коррекционной школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной недоразвитием слухового и речедвигательного аппаратов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Речи умственно – отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия .Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и др.
Слайд 4
Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно-
отсталыми детьми препятствует и изучению ими орфографии, т.к. обучать орфографии
невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения.
Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
Слайд 5
.Как организовать работу по овладению учащимися нормами развитой речи, какие
виды упражнений дают более ощутимые результаты , какие методы и
приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе , возможно использовать и в коррекционной? Как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно- отсталых учащихся?
Слайд 6
Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями.
Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для
того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития
Слайд 7
Работу исследовательского характера в коррекционных классах удобно проводить при работе
над словом:
- это и знакомство с новыми словами;
- составление и
анализ словарных статей к изучаемому слову;
- словарно-орфографическая работа на уроке;
- работа со словарем.
В зависимости от того ,какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:
- может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,
- может исследовать грамматические цели;
- может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.
В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.
Слайд 8замена слова в словосочетании
прозрачный воздух - свежий, чистый
любимое дело
- увлекательное дело…
Слайд 9
Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.
Несмотря на …
час, во дворе ещё играли дети.
Слайд 10составление предложений со словами синонимического ряда:
помощь – первая, неотложная, скорая
грязный
– руки, овощи, улица
Слайд 11нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:
русский язык – язык
во рту
носить очки – набрать очки
месяц года – месяц на
небе
* рисование на тему многозначного слова.
Слайд 12Работа над образным сравнением.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.
Горячий, как огонь.
Легкий, как ... .
Черный, как
... .
Острый, как ....
Красный, как ....
Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.
Слайд 13Групповая работа со словарным словом.
Комплексный анализ слова.
Схема.
.
1.Прочитай слово выразительно.
2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную. Которую необходимо
запомнить в слове.
3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически./
4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук .Фонетическая запись слова /балото/.
5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю .Запись значения под диктовку учителя или с образца.
6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.
7. Подберите словосочетания с данным словом.
8. Составьте предложение.
9.Выбор лучших предложений, запись на доске либо каждый ученик записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.
10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.
Слайд 14
Для формирования культуры мышления и речи и развития умения и
навыков исследовательского поведения ребенка можно использовать различные методики
Слайд 15
Для развития речевых способностей умственно- отсталых учащихся на уроке письма
целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера.
Слайд 16
«ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»
Читаю учащимся неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось
черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на
дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами:
-Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега?
- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.
- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.
- Представь. что ты ворона, сидящая на ветке.
- Представь, сто ты зайчик в лесу и т.д.
Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.
Слайд 17
.Игры –НАБЛЮДЕНИЯ можно использовать перед уроком развития речи «Описание по
наблюдениям».Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть
осенние листья, деревья, яблоки и т.д.Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.
Слайд 18
Так при изучении темы «Прилагательное» я предлагаю детям образцы овощей,
фруктов или других предметов и предлагаю описать их по схеме:
1.Цвет,
возможные варианты цвета.
2.Форма.
3.Степень зрелости. Вкусовые качества.
4.Назначение.Применение.
5.Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.
Слайд 19
Составь как можно больше предложений из данных слов.
Пример: творог, верблюд,
матрос.
Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог.
Матрос накормил
верблюда творогом. И т.д.
2.Расскажи другими словами.
Пример: Муха села на варенье.(Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество,сваренное из ягод и сахара). И т.п.
Слайд 20
.Назови аналоги предмета.
Пример : лодка ( корабль, танкер, подлодка, крейсер
и т.д.)
На уроках чтения игра «Скажи по – другому» помогает
в речевом анализе текста, уточнении лексического значения слов в контексте.
Пример : «Ворона и лисица» И.А.Крылов – «взгромоздясь», «позадумалась»,
«близехонько».
Игра «Ассоциации».
Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление, образность речи.
Называю слово «море».Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Слайд 21
При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод
неоконченных предложений:
-Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что
…(«Как я провел каникулы»)
-Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).
-Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).
Слайд 22
Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка и чтения в
коррекционной школе, сложна и многообразна. В практике своей работы над
развитием речи учащихся, приучаем их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек- даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.
Слайд 23
Источники и литература:
1.А.И.Липкина «Работа над устной речью учащихся на уроках
чтения».
Издательство «Просвещение» - 1987 г.
2.А.К.Аксенова.Методика обучения русскому языку в школе.
Владос.
1999г.
3.М.Р.Львов.Развитие речи учащихся в начальной школе.
Просвещение, Москва,1965г.