Слайд 2Цель:
Обобщить всё, что нам известно о всех видах разбора, которые
встретятся во Всероссийской проверочной работе (морфологический, морфемный, словообразовательный, синтаксический);
Повторить алгоритмы
для каждого вида разбора;
При помощи тренировочных упражнений отрабатывать навык быстрой работы.
Слайд 3Ответьте на вопросы
Что такое морфологический разбор слова? Что мы определяем,
выполняя его?
(морфологический – это разбор слова как части речи, и,
выполняя его, мы даём характеристику какому-то слову как части речи, указываем его признаки)
Какие признаки являются постоянными, а какие – непостоянными?
(постоянные – это неизменные признаки, характерные для данной части речи, они определяются по его начальной форме; непостоянные же показывают, как данное слово изменяется, это признаки, указывающие, в какой форме стоит данное слово)
Слайд 4Ответьте на вопросы
Перечислите части речи, которые вы знаете
(самостоятельные: имя существительное,
имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные: предлог, союз,
частица; не относится ни к тем, ни к другим – междометие)
Определите части речи слов в предложении:
У окна стоял невысокий человек и смотрел вдаль.
(у – предлог, окна – имя существительное, стоял – глагол, невысокий – имя прилагательное, человек – имя существительное, и – союз, смотрел – глагол, вдаль – наречие)
Каких частей речи не было в предложении?
(имени числительного, местоимения, частицы, междометия)
Слайд 5Морфологический разбор имени существительного
1. Записать слово, указать его часть речи
и вопрос, на который оно отвечает.
Написать, что оно обозначает.
2.
Указать его начальную форму.
3.Указать морфологические признаки (сначала постоянные, затем – непостоянные).
4. Указать синтаксическую роль слова.
Например,
У окна стоял невысокий человек и смотрел вдаль.
1) У окна – и. сущ., (у чего? где?) – обозначает предмет;
Н.ф. – окно; пост. пр.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.;
непост. пр.: в форме ед. ч., Р.п.
В предложении является обстоятельством.
Слайд 6Морфологический разбор прилагательного
У окна стоял невысокий человек и смотрел вдаль.
2)
Невысокий – и. прил., (какой?) обозначает признак предмета; н.ф.
– невысокий; пост. пр.: качественное ;
непост. пр.: в форме м.р., ед. ч., И.п..
В предложении является определением.
Почему, разбирая имя существительное, мы указали его род в постоянных признаках, а при разборе имени прилагательного – в непостоянных?
(у существительного род – неизменный признак: например, стол всегда м.р., окно – ср.р, парта – ж.р.;
Имя прилагательное согласуется с существительным формах рода, числа и падежа, следовательно, стол небольшой, парта небольшая, а окно небольшое; род для прилагательного непостоянный признак)
Слайд 7Морфологический разбор глагола и наречия
У окна стоял невысокий человек и
смотрел вдаль.
3) Смотрел – глагол, (что делал?) обозначает действие предмета.
Н.ф.
– смотреть; пост. пр.: II спр., несов. вид, переход., невозвр.; непост. пр.: в форме изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., м.р. В предложении является сказуемым.
Как мы определяем спряжение глагола? Почему глагол смотреть относится ко II спряжению?
(это глагол-исключение; проверяем себя по форме 3л мн.ч.: они смотрят – глагол относится ко 2 спряжению)
4) Вдаль – наречие, (куда?) обозначает признак действия; н.ф. – вдаль; неизменяемая часть речи.
В предложении является обстоятельством.
Слайд 8Морфологический разбор местоимения
Родители говорили обо мне, о моём будущем.
5)
Обо мне – мест., (о ком?) указывает на предмет, лицо,
но не называет его.
Н.ф. – я; пост. пр.: личное местоимение, 1 лицо, ед.ч.;
непост. пр.: стоит в форме П.п..
В предложении является дополнением.
6) о моём будущем – мест., (о чьём?) указывает на принадлежность.
Н.ф. – мой; пост. пр.: притяжательное;
непост. пр.: в форме ед.ч., м.р., П.п.
В предложении является определением.
! Существуют нюансы при разборе местоимений разных разрядов. Будьте внимательны, определяя постоянные и непостоянные признаки у местоимения.
Слайд 9Морфологический разбор числительного
7) Шёл пятый день недели. Было двенадцать часов,
полдень.
Пятый – имя числ., (который?) обозначает порядок предметов при счёте.
Н.ф. – пятый; пост. пр.: порядковое, простое;
непост. пр.: стоит в форме м.р., ед. ч, И.п.
В предложении является определением.
Двенадцать – имя числ., (сколько?) обозначает количество.
Н.ф. – двенадцать; пост. пр.: простое, количественное, целое число; непост. пр.: стоит в форме И.п.
В предложении является подлежащим.
! Вспомним, что порядковые числительные изменяются как имена прилагательные, а изменение количественных больше похоже на склонение существительных. Будьте внимательны при определении их непостоянных признаков.
Слайд 10Морфемный и словообразовательный разборы
В чём отличие между этими двумя разборами?
(цель
морфемного разбора – указать, из каких морфем построено слово; цель
словообразовательного – указать, как оно было образовано, то есть от какого слова и при помощи каких морфем)
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов: осенний, убежать, пароход.
осенний (основа – осенн, корень – осен, суффикс – н, окончание ий; образовано от слова осень при помощи суффикса н, способ образования суффиксальный); убежать (основа – убежа, окончание – ть*(иногда рассматривается как формообразующий суффикс), приставка – у, корень – беж, суффикс – а; образовано от слова бежать при помощи приставки у, способ образования приставочный); пароход (основа – пароход, окончание нулевое, корни – пар и ход, соединительная гласная о; образовано сложением основ от слов пар и ходить)
Слайд 11Синтаксический разбор
Укажите вид предложения:
по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
по интонации
(восклицательное, невосклицательное);
по количеству грамматических основ (простое, сложное);
характеристика грамматической основы по
составу (односоставное, двусоставное);
по наличию (отсутствию) второстепенных членов (распространённое, нераспространённое);
Осложнено или не осложнено (однородными членами предложения, вводными словами, обращением).
У окна стоял невысокий человек и смотрел вдаль4.
(повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено однородными сказуемыми)
Слайд 12Домашняя работа
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные
буквы и знаки препинания.
Зимний2 лес это уд..вительный мир4. Куда ни
глян..шь3 – всё кругом п..крыто пуш..стым23 снег..м. А если присмотр..ш..ся к заснеженным ве(т/д)кам дерев..ев, увид..ш.. сказоч..ные узоры: прич..дливые фигурки зв..рей3 птиц р..стений.
1) Выполните морфологический разбор выделенных слов.
2) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов: зимний и пушистый.
3) Выполните синтаксический разбор первого предложения.