Слайд 1ТЕМА
Причастие как часть речи
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:
Дать понятие о причастии;
формировать умение отличать причастие от
глагола и прилагательного;
продолжить работу по овладению орфографическими умениями и
навыками; р/р.
Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным словам.
Слайд 3Прочитайте текст:
Школьная примета
Прошло уже
четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором
я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.
Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.
Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.
(Ф. Нестеров)
Какое настроение навевает текст?
Какова тема текста?
Найдите олицетворение?
Объясните орфограммы в тексте.
Школьная примета
Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.
Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.
Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.
(Ф. Нестеров)
— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?
— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?
— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка. Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Запишите более удачный вариант.
Слайд 5— Какой частью речи является слово пожелтели?
— Перечислите все морфологические
признаки этого глагола.
— Что обозначает глагол?
— Сравните слова берёзовые и
пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?
— Каково её значение?
— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?
— От какого слова образовано пожелтевшие?
— На какой вопрос оно отвечает?
— Попробуйте сами определить, что оно обозначает? Запись в тетрадях
Слайд 6— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— временный?
—
Выделите основы в данных словах (основа одна и та же:
пожелте, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).
— Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие! (прошедшее время)
— Что же называется причастием? Сделаем вывод.
ПОЖЕЛТЕВШИЕ — от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ
причастие глагол
Чтение параграфа учебника.
— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.
Слайд 7Закрепление изученного материала
Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Запишите
под диктовку группы слов, подчеркните в них нужное слово, докажите,
пользуясь правилом, почему вывыбрали именно его.
- Стройка, строящий, строили, построй;
- передать, передавая, передаваемый, передали;
- двигает, движимый, двигательный, движок;
- пилящий, пилить, пилка, выпиливать.
Игра.
Я называю любое существительное (например, снег), вы подбираете и записываете к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.
Например: снег.
чистый белеющий свежий сверкающий глубокий липнущий
рыхлый сыплющий
Слайд 9Задание 3.
Запишите предложения, выберите предложения с причастиями.
По небу катится
тонким колесом позолоченный месяц.
Солнце позолотило крыши домов.
Ваня сильно
испугался, увидев такого огромного челока.
Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь.
Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень.
В этом году сад особенно разросся.
Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой.
Уж небо осенью дышало.
Определите время причастий.
Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся
Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?
Слайд 10Выводы по уроку:
— Что называется причастием?
— Какие вопросы задаются к
прилагательному, глаголу, причастию?
— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?
Запись в тетради
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- признак предмета
ПРИЧАСТИЕ - признак действия
ГЛАГОЛ - действие предмета
Слайд 11Домашнее задание
Выучить правило, упр. 53.