Слайд 1Слова однокоренные
Подготовила :
Данашева Амани Халидовна
учитель начальных классв
МБОУ «Мекенская СОШ»
Слова
Слова
Слова
Антонимы Омонимы
Слова
Слова
Слова
Слово и
его значение
Синонимы
Вежливые слова
Слайд 2
Всему название дано:
и
зверю, и предмету.
Вещей вокруг
полным-полно,
А безымянных нету.
Слайд 3цели
1)воспитывать ценностное отношение детей к слову, закрепить представление о слове как
двусторонней языковой единице; ;
2) формировать представление учащихся о понятийном (обобщающем)
значении слова; 3) расширять словарный запас учащихся словами разных тематических групп.
4) прививать интерес к новым знакомствам значения слов, навыки работы с толковым словарем.
Слайд 4 аннотация
Актуальность данной темы заключается в том, что
усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из
важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса младших школьников.
Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.
Слайд 5проблематизация
Что может обозначать слово ?
На какие группы делятся слова?
Для чего
нужны слова?
Зачем нужны вежливые слова?
Что означает «синонимы» ,«антонимы» «омонимы»?
Какие слова
называются «однозначными»и «многозначными»?
Почему слова называются однокоренными?
Слайд 6Поискво-исслеовательский этап
1 группа – многозначные слова.
2 группа –однокоренные слова.
3 группа
– синонимы , антонимы,
омонимы
4группа –вежливые слова.
Слайд 7Реализация проекта
Определение темы (краткая характеристика)
Для чего нам
нужны те или иные слова?
Примеры.
Пословицы и
поговорки.
Инсценировки .
Рисунки .
Слайд 8
1 группа – «Однозначные и многозначные слова»
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
(С. П.Данилов)
Слайд 9Вот ключ скрипичный мы нашли, а этот бъёт из-под земли,
а это просто ключ дверной, его мы повернём в замке
с тобой!
В небе яркая звезда И на сцене звезда Я по берегу прошелся и на звезду опять наткнулся.
Слайд 102 группа однокоренные слова.
Корень есть у дерева,
Есть и у цветов.
И
конечно корень
Есть у разных слов.
Сыпят СОЛь в СОЛонку.
СОЛят огурцы.
Любят все
СОЛенья
РасСОЛы лишь отцы.
.
Общая часть родственных слов называется корнем, а родственные слова -однокоренными
Слайд 11Лист, листок, листик, листочек.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад
фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало
вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном
Слайд 12
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
Рыбак- рыболов, рыба,
рыбный(суп)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
Повар, поваренок, поварешка,
отвар, заварка.
Выберите лишнее слово
Гусь, гусыня, гусеница, гусиная (лапа)
Летчик, летит, летний , лётная (школа)
Соль, солнце, соленый
Отгадать загадки и подобрать к отгадкам однокоренные слова
Слайд 133 группа-вежливые слова
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его
сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались
бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Спасибо
Благодарю
Пожалуйста!
Доброго пути
Добро пожаловать
Вам помочь
Поздравляем
Прошу прошенья
Извини
С добрым утром
Добрый день
Добрый вече
Спокойной ночи
Сладких снов
Слайд 14Спасибо с улыбкой сказать так несложно,
Но нет его в мире
порою дороже!.
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто
вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
Это слова
близкие по значению;
отвечают на один и тот же вопрос;
различаются оттенками значений;
помогают разнообразить нашу речь;
позволяют убрать повторы;
помогают объяснить значение слов
Зима
Снежная,холодная
Метёт,воет,морозит
Настоящая королева
Сказка.
4 группа Синонимы
Слайд 16Родина , Отчизна , Отечество
Смелый , храбрый, отважный
Распределите данные слова
на три группы. В каждой группе должно быть по три
слова.
Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.
________ __________ __________
________ __________ __________
________ __________ __________
Слова , которые произносятся по- разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами
Слайд 17
Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.
Красный, жёлтый, алый, голубой,
зелёный, огненный.
Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
3 Найдите «лишнее» слово
в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый
Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Пользуйтесь словами для справок.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
Слайд 20Антонимы подчеркивают различие, усиливают его.
Добрый – злой
Трусливый – смелый
Тяжелый -легкий
Чёрный – белый
Чистить – пачкать
День – ночь
Все сюда! – ступайте прочь!
Слайд 21АНтонимы меняют смысл предложений и текстов.
Корень ученья горек, да плод
его сладок.
Знай больше, а говори меньше.
Думай медленно , работай быстро.
Счастливый
скачет, бесчестный плачет
Покой пьёт воду, а беспокойство — мёд.
Мир строит ,а война разрушает.
Ласточка день начинает , а соловей кончает.
Не дорого начало , похвален конец.
Слайд 22Труд – безделье Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Слайд 23
Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка».
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь,
у меня сегодня тоже дома овсянка.
- Люблю я овсянку!
- И
я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная! Особенно зимой да с молоком!
- Как это вкусная? Как с молоком?
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела.
- Каша песни пела?!
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
Омонимы
Слайд 24Омонимы –звучат одинаково, но имеют разное значение
Прочитайте стихотворение Я. Козловского
и найдите в нём слова – омонимы,запиши их рядом.
Суслик выскочил
из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички! ____________ , ____________
Шуточные вопросы.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________
Какую соль не кладут в суп? _________________
Какой кистью не красят стену? ___________________
Слайд 25Коса, язык звезда,месяц,ключ…
Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный
дом построить,
И состав остановить.
(кран)
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у
двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)
Слайд 26Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него
стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)
Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и
в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист)
Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить.
(марка)
Слайд 27Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить
костюм без примерки.
Каждое дело «просит» проверки.
Какие цели вы ставили готовясь
к этому уроку?
Достигли ли вы своих целей?
Что вам больше всего понравилось?
Какие задания дались трудно, а какие легко?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Рефлексия
Слайд 29
Я научился …
Мне было интересно…
Трудно было …
Я думаю ,
если…
Вместе мы всё преодолеем
Молодцы !
Спасибо всем!
Сегодня на уроке