Слайд 1Маленькие стишата.
Но в них, между прочим, можно
легко говорить о сложном!
Например,
о русском языке...
Путешествие в страну "Лингвиния"
Слайд 2Внимание !
Внимание !
Отпрравляется без опоздания
экскурсионный автобус в страну Лингвинию!
Чтобы
в него заглянуть, нужно страницу
перевернуть !
Слайд 3Уважаемые дети !
Поскорее нам ответьте,
Кто расскажет экскурсантам,
Почему поют куранты,
Как пройти к дворцу и храму,
Что дают в театре драмы,
Где музеи, где заводы?
Правильно! Экскурсоводы!
А зовут нас – фон Этики.
Слайд 4ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
В ГОРОД ФОНЕТИКИ,
ГРАФИКИ И ОРФОГРАФИИ
Слайд 5 Слово заморское «фон»
Выводит из
ряда нас вон.
Мы голубых, друзья, кровей,
В родстве с десятком королей!
И наш язык – наш друг и брат.
Любой из нас часами
Его чесать о зубы рад –
Вы убедитесь сами!
Наука о звуках - фонетика.
Слайд 6Что общего в словах «телефон», «магнитофон», «микрофон»?
Объясните !
Слайд 7Запомни !
ГЛАСНЫЙ ЗВУК
летит, как птица,
и преграды не боится!
чистым ГОЛОСОМ рожден,
речь
певучей сделал он!
Слайд 8Гласные звуки
[А]
[И]
[O]
[У]
[Э]
[Ы]
Слайд 9 [А] на Астре расцветает,
[И] на Иволге летает,
[О]
на Ослике сидит,
[У] на Улицу глядит,
[Э] на Эхо
отозвался,
[Ы] вовнутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил и добавки попросил!
Гласных звуков только шесть
Их легко пропеть-прочесть
Слайд 10Гласные звуки в словах
Мосты – мостик;
Следопыт – след;
Расцветет – цвет;
Свеча
– свечка.
Назовите
Слайд 11Точно бабочка в движенье,
Гласный звук без ударенья.
Положенье таково:
Шляпку «А» примерил
«О»,
В зеркала взглянув свои,
«Э» находит сходство с «И».
Как же быть?
Отвечу
я:
«Нам помогут знания!»
Слайд 12Ударенье-непоседа, попрыгунчик-озорник.
Нынче с суффиксом обедал –
Завтра с корнем на пикник.
Нынче
руку я ожЁг: взял горячий пирожОк.
Завтра гости на порог, я
для них пеку пирОг.
И подвижно, и свободно, но не ветрено оно.
Части речи, словоформы с ним не путаем давно.
Встарь,бывало, что ни вечер –
В канделябрах тают свЕчи,
А сегодня свет включи-
И не надобно свечИ !
Слайд 13С удареньем, как с сачком,
Побежим за мотыльком.
Вот м[А]сты ведут в
с[А]ды над потоками воды.
Перекинем м[О]стик в с[А]д –
И «пятёрки»
встанут в ряд.
Сл[И]допыт отыщет сл[Е]д,
Расцв[И]тет вишневый цв[Е]т.
Ударенье –верный друг, не обманывает слух !
Слайд 14Ударение в следующих словах:
Асимметрия, блокировать, квашение, ломота, ободрить, пасквиль, вы
правы, повторишь, премировать, усугубить, эксперт.
Проверьте себя по словарю
ударений.
Расставьте
Слайд 15Мы ещё не раз встретимся с ударением.
А пока поглядите -ка
вокруг...
Слайд 16Мы выехали на улицу
Корней с безударными гласными
Слайд 17Корни – домики. На улице Безударных Гласных в них живет
по одной букве. Единоличные хозяйки домиков-корней всегда готовы предъявить паспорта
с пропиской-ударением. Они привыкли вести своё словарное хозяйство самостоятельно, трудолюбивы и неизбалованны.
Давайте познакомимся с некоторыми из них !
Слайд 18Корневая буква «А»
Не приемлет баловства.
В корне-домике
она
Управляется одна.
Вставьте пропущенные буквы:
Б_ловать – бАловень
Изд_вать – издАть
Ум_лять – мАл
Пог_сить - погАс
Слайд 19Корневая буква «О»
Отвергает баловство
И одна который год
В корне-домике живет.
Вставьте пропущенные
буквы:
Х_дить – хОд
Л_вец – лОвля
Р_дня – рОд
Л_сниться – лОск
Запомните! ПОЛОЩЕТ
Слайд 20Вот знакомая моя
Корневая буква «Я»
Низко
голову склоня,
Вяжет,спицами звеня.
Вставьте пропущенные буквы:
Объ_снить – Ясно
Ув_дать – вЯлый
Взгл_нуть – взглЯд
П_терка - пЯть
Слайд 21 Неизвестно букве «Е»
Ничего о баловстве,
И ничуть
не скучно ей
В корне-комнатке своей
Вставьте пропущенные буквы:
С_дой – сЕденький
Л_сник – лЕс
Б_жать –бЕг
См_шно - смЕх
Слайд 22Буква «И» гостей не ждет.
Здесь она одна живет.
В корне-домике сидит
И в окошечко глядит.
Вставьте пропущенные буквы:
Пол_вать – полИть
Сп_сать – спИшет
Ущ_пнуть – щИплет
Сл_паться - лИпкий
Слайд 23 Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение!
Выучи !
Слайд 24Внимание !
Уважаемые туристы, безударные гласные
расставили на пути нашего следования ловушки.
Кто
сумеет не угодить в них?
Шарик рану
зал_зал,
С костью в будку зал_зал.
Он от хол_да др_жал,
Маму воем раздр_жал.
Я ружьишко зар_дил
И морковку прор_дил,
В огороде ув_дал,
Как кустарник ув_дал.
Слайд 26Уг_дил Андрюшке в рот
Очень вкусный бутерброд,
А за ни м_лочный мусс,
Спелый
сахарный арбуз.
Мальчик пищу прож_вал
Там, где с детства прож_вал.