Слайд 1Разработчик:
Степанян Джульетта Арсеновна
учитель начальных классов МОУ СОШ №9 г.Георгиевска
Презентация к
уроку по учебному предмету «Русский язык» в 4-ом классе на
тему «Лексика русского языка»
Слайд 2Что такое слово?
Словом считается основная единица языка, у которой есть
такие признаки: она воспринимается как нечто целое, ее легко выделить
в речи и свободно использовать при построении текстов.
Слово обладает лексическим и грамматическим значениями.
Слайд 3Словари – сокровищница языка
Энциклопедические,
Филологические,
Орфографические,
Орфоэпические,
Этимологические,
Иностранных слов,
Терминологические,
Диалектные,
Синонимов, антонимов, омонимов, паронимов,
Толковые.
Слайд 5Толковые словари и их создатели
Дмитрий Николаевич Ушаков Сергей
Иванович Ожегов
Слайд 6Многозначность слова
Идет! Что имеется в виду? То ли дождь
идет, то ли автобус приближается, то ли гость, которого заждались,
наконец пожаловал?
Слайд 7Многозначность слова
В сочетании мягкий воск слово мягкий употреблено в прямом
значении, а в сочетании мягкий характер – в переносном.
Слайд 8Метафора
Перенос названия с одного предмета, действия или свойства на другое
на основе сходства называется метафорой.
Например:
головка лука, глазное яблоко, иголки сосны, клин журавлей, нос лодки, хвост поезда, шляпка гвоздя и т.д.
Слайд 9Метафора
Очеловечивание мира.
Слайд 10Метонимия
Перенос названия с одного предмета на другой, основанный на связи,
смежности этих предметов, называется метонимией.
Например: У тебя голова прошла?
Эй, борода, куда лезешь?
У него рука в министерстве.
Начальство сегодня не в духе.
Слайд 12Омонимы
«Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем
в виду – сосуд или человека».
Действительно, слова графин и графиня
в форме предложного падежа совпадают (о графине).
Такое явление, когда по форме совпадают слова, не имеющие ничего общего по смыслу, называют омонимией.
Слайд 14Синонимы
Синонимы – это слова, принадлежащие к одной и той же
части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу
одинаковы или очень близки.
Например: метель – метелица - вьюга – пурга – буран; кратко – сжато – коротко – лаконично – вкратце.
Слайд 15Синонимы
«Ах, нет, мне нельзя, ведь я такая толстая…полная…пышненькая…
пухленькая…Положи-ка мне еще
тортика!»
Слайд 16Конверсивы
В предложениях Я купил у него интересную книгу. – Он
продал мне интересную книгу. Описана по существу одна и та
же ситуация купли-продажи. Однако, купить и продать – не синонимы.
Конверсивы называют одну и ту же ситуацию, но с разных точек зрения.
Слайд 18Антонимы
Антонимы – это слова, принадлежащие к одной и той же
части речи и имеющие противоположные значения.
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную:
Золотой – полушку медную.
(Марина Цветаева)
Слайд 20Свободные и несвободные значения слова
Значения слова, которые не мешают ему
сочетаться с другими словами, называются свободными.
Например:
идти по земле, копать землю, мягкая земля.
Значения слов, ограничивающие их сочетаемость, называют несвободными.
Например, можно скоропостижно умереть, но нельзя скоропостижно закончить работу.
Слайд 21Свободные и несвободные значения слова.
Слайд 22Фразеологизмы
Я в этом деле собаку съел! А вы говорите, что
я работаю спустя рукава!
- Если и дальше будете бить баклуши,
в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю.
Слова – компоненты фразеологического оборота – нельзя заменять другими словами, нельзя добавлять или опускать какие-либо компоненты.
Слайд 23Фразеологизмы
Нос в выражении остаться с носом значит совсем не
часть лица. В старину этот оборот употребляли по отношению к
родителям жениха, которые шли в дом невесты с подносом (с носом) и, не принятые в этом доме, оставались с тем, что принесли.
Современное значение: обмануться в ожиданиях.
Слайд 24Слова существуют в языке не сами по себе. Каждое из
них включено в живую ткань языка, связано со множеством других
слов нитями сходства и различий, подчиняется сложным правилам сочетаемости. Только учитывая все многообразие этих связей, можно понять глубину значения каждого слова, его выразительные возможности и роль в языке.