Разделы презентаций


Речевой этикет

Содержание

Региональный компонентТема урока: "Речевой этикет"

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

2007год

200
МОУ Черноборская СОШ
Учитель руского языка и литературы
Макеева Татьяна Васильевна

2007год200МОУ Черноборская СОШУчитель руского языка  и литературыМакеева Татьяна Васильевна

Слайд 2Региональный компонент
Тема урока: "Речевой этикет"

Региональный компонентТема урока:

Слайд 3Нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели,
ни высшего

ума,
но можно и нужно требовать от всех
соблюдение правил вежливости.


В. Соловьёв.

Нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума,но можно и нужно требовать от всехсоблюдение

Слайд 4Цели урока:
* Учиться искусству речевого общения.

* Развитие устной

и письменной речи учащихся.

* Воспитание культуры речи и общения.

Цели урока:*  Учиться искусству речевого общения.*  Развитие устной и письменной речи учащихся.*В*  Воспитание культуры

Слайд 5План урока


Речевая культура. Вступительное слово учителя.
Работа с

терминами.
Этикетные выражения. Пополним словарный запас.
Из истории языка.
Диктант

по памяти.
Игра. Пословицы о речевом этикете.
Краеведение.
Речевая ситуация.Её элементы.
Как себя вести во время спора.
Подведение итогов.Домашнее задание.

План урока  Речевая культура. Вступительное слово учителя. Работа с терминами. Этикетные выражения. Пополним словарный запас. Из

Слайд 6Знай!
Этикет( франц.)- этикетка, ярлык.


Этикет-это установленный порядок поведения.


Речевой этикет- правила речевого

общения (вежливость, культура, доброжелательность).

Знай!Этикет( франц.)- этикетка, ярлык.Этикет-это установленный порядок поведения.Речевой этикет- правила речевого общения (вежливость, культура, доброжелательность).

Слайд 7Этикетные выражения
Какие из них менее употребительны? Почему?
Добро пожаловать
Приятного аппетита
Благодарю вас
Будьте

здоровы
Пожалуйста
Добрый вечер

Моё почтение
Извините
Милости просим
Бог в помощь
До свидания
Хлеб да соль

Этикетные выраженияКакие из них менее употребительны? Почему?Добро пожаловатьПриятного аппетитаБлагодарю васБудьте здоровыПожалуйстаДобрый вечерМоё почтениеИзвинитеМилости просимБог в помощьДо свиданияХлеб

Слайд 8ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА
СПАСИБО – спаси Бог
ПОЖАЛУЙСТА – пожалуй

ста(окажи милость)
ЗДРАВСТВУЙ – здравым будь
ПРОЩАЙ – прости, не

поминай лихом!
ПОКА – сокращенное от покамест (разг.)



Запомни! Это междометия.

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА СПАСИБО – спаси Бог ПОЖАЛУЙСТА – пожалуй ста(окажи милость) ЗДРАВСТВУЙ – здравым будь ПРОЩАЙ

Слайд 9ВЫУЧИ ЦИТАТУ, ЗАПИШИ ЕЁ БЕЗ ОШИБОК!
« Наша речь – важнейшая

часть нашего поведения, ума и нашей души», - писал Д.С.

Лихачёв.
ВЫУЧИ ЦИТАТУ,  ЗАПИШИ ЕЁ БЕЗ ОШИБОК!« Наша речь – важнейшая часть нашего поведения, ума и нашей

Слайд 10ПОДУМАЙ!
Какие синонимы в данном ряду лишние? Почему?
ВЕЖЛИВОСТЬ
ПРИВЕТЛИВОСТЬ
КОРРЕКТНОСТЬ
ГРУБОСТЬ
УЧТИВОСТЬ
ЗАНОСЧИВОСТЬ
ЛЮБЕЗНОСТЬ
ОБХОДИТЕЛЬНОСТЬ
ТАКТИЧНОСТЬ
ДЕЛИКАТНОСТЬ
СПЕСИВОСТЬ
ВЫСОКОМЕРИЕ
ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ
ГАЛАНТНОСТЬ

ПОДУМАЙ!Какие синонимы в данном ряду лишние? Почему?ВЕЖЛИВОСТЬПРИВЕТЛИВОСТЬКОРРЕКТНОСТЬГРУБОСТЬУЧТИВОСТЬЗАНОСЧИВОСТЬЛЮБЕЗНОСТЬОБХОДИТЕЛЬНОСТЬТАКТИЧНОСТЬДЕЛИКАТНОСТЬСПЕСИВОСТЬВЫСОКОМЕРИЕПОЧТИТЕЛЬНОСТЬГАЛАНТНОСТЬ

Слайд 11ПОИГРАЕМ!
1. Прочитайте пословицу. Как её понимаете?
А а г в о
д н о о н
о з т л р
в я ч с у
я р о е д

2. Какие пословицы о речевом

этикете ещё знаете?

ПОИГРАЕМ!1. Прочитайте пословицу. Как её понимаете?А	а	г	в	од	н	о	о	но	з	т	л	рв	я	ч	с	уя	р	о	е	д	2. Какие пословицы о речевом этикете ещё знаете?

Слайд 12ПОСЛОВИЦЫ, БЫТУЮЩИЕ НА УРАЛЕ
У кого речь ясна,
у того жизнь

красна
Умный пеняет на себя,
глупый на товарища
Не мудрён привет,
а

сердце покоряет.
ПОСЛОВИЦЫ, БЫТУЮЩИЕ НА УРАЛЕУ кого речь ясна, у того жизнь краснаУмный пеняет на себя, глупый на товарищаНе

Слайд 13Элементы речевой ситуации
КТО?
КОМУ?
О ЧЁМ?
ГДЕ?
ЗАЧЕМ?
ПОЧЕМУ?
КОГДА?

Элементы речевой ситуацииКТО?КОМУ?О ЧЁМ?ГДЕ?ЗАЧЕМ?ПОЧЕМУ?КОГДА?

Слайд 14КАК СЕБЯ ВЕСТИ?
СПОР
ДИСПУТ
ДИСКУССИЯ
ПОЛЕМИКА
МОЖНО
НЕЛЬЗЯ

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?СПОРДИСПУТДИСКУССИЯПОЛЕМИКАМОЖНОНЕЛЬЗЯ

Слайд 15МОЖНО
ДЕРЖАТЬСЯ УВАЖИТЕЛЬНО
ГОВОРИТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО
ТОНАЛЬНОСТЬ ГОЛОСА – СПОКОЙНАЯ

АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ
ОБСТАНОВКА - КОМФОРТНАЯ

МОЖНО  ДЕРЖАТЬСЯ УВАЖИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО ТОНАЛЬНОСТЬ ГОЛОСА – СПОКОЙНАЯ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ ОБСТАНОВКА - КОМФОРТНАЯ

Слайд 16НЕЛЬЗЯ
ДОПУСКАТЬ РЕЗКОГО ТОНА
ПЕРЕБИВАТЬ ОППОНЕНТА
ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КАК НА

ВОЙНЕ
ОСКОРБИТЕЛЬНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ
НАСМЕШЛИВО ПЕРЕГЛЯДЫВАТЬСЯ

НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ РЕЗКОГО ТОНА ПЕРЕБИВАТЬ ОППОНЕНТА ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КАК НА ВОЙНЕ ОСКОРБИТЕЛЬНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ НАСМЕШЛИВО ПЕРЕГЛЯДЫВАТЬСЯ

Слайд 17Подведём итог разговора

Законы общения:
Уважай собеседника
Будь доброжелательным
Умей слушать
Рассказывай о том ,

что интересно другим
Не забывай говорить вежливые слова
Исключи из речи вульгарные

и пошлые слова

Подведём итог разговораЗаконы общения:Уважай собеседникаБудь доброжелательнымУмей слушатьРассказывай о том , что интересно другимНе забывай говорить вежливые словаИсключи

Слайд 18Рассмотрите варианты ответов
Какие из них соответствуют правилам речевого этикета ?

Рассмотрите варианты ответовКакие из них соответствуют правилам речевого этикета ?

Слайд 19Фразеологизмы, ставшие этикетными формулами.

НЕ в службу, а в дружбу.
Сколько лет,

сколько зим!
С лёгким паром!
Милости прошу к нашему шалашу!
Ни пуха, ни

пера!
Лёгок на помине.
Чем богаты, тем и рады.

В каком стиле речи они чаще всего используются?

Фразеологизмы,  ставшие этикетными  формулами.НЕ в службу, а в дружбу.Сколько лет, сколько зим!С лёгким паром!Милости прошу

Слайд 20Ситуация отказа
Вежливость+ убедительность
Приведите допустимые примеры отказа.
- Это главное этикетное условие!
Эти

негативные восклицания недопустимы !
Это абсолютно исключено!

И не подумаю!
Хоть убей не могу! Нет и ещё раз нет!
Наотрез отказываюсь! Ни за какие деньги!
Ситуация отказаВежливость+ убедительностьПриведите допустимые примеры отказа.- Это главное этикетное условие!Эти негативные восклицания недопустимы !Это абсолютно исключено!

Слайд 21 "Смягчённый "отказ :
К сожалению, я вынужден отказать.
С радостью бы,

но я занят.
Извини, но вряд ли я смогу.
Не обещаю, но

постараюсь.
Опасаюсь, что не смогу.


Слайд 22Быть на вы-
Это сочетание используется для выражения отношений между людьми.
А

что означает выражение
Иду на Вы
?
Оно принадлежит Киевскому князю Святославу. Как

говорит летопись, он никогда не нападал на противника врасплох, а отправлял послов с извещением: «Иду на Вы», то есть отличался не только мужеством, благородством, но и воспитанностью.
Быть на вы-Это сочетание используется для выражения отношений между людьми.А что означает выражениеИду на Вы?Оно принадлежит Киевскому

Слайд 23Правила употребления в речи местоимения Вы. Заполни таблицу.

Правила употребления в речи местоимения Вы.  Заполни таблицу.

Слайд 24Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «Больно ранит острый меч, но

больнее злая речь».

Домашнее заданиеНаписать сочинение на тему: «Больно ранит острый меч, но больнее злая речь».

Слайд 25Пожелание
Какое важное значение
Имеет этикет общения.
Тактичным будь, любезным будь,
Уроки вежливости

не забудь!
До свидания!

ПожеланиеКакое важное значение Имеет этикет общения.Тактичным будь, любезным будь,Уроки вежливости не забудь!До свидания!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика