Слайд 1Средняя школа № 223
с физкультурно-оздоровительным уклоном
Урок русского языка в 6
«В» классе
Тема: Род имён существительных
Учитель Юрчук Г.М.
Слайд 2Цели урока:
углубить знания о категории рода существительных;
закрепить умения определять род
несклоняемых имён существительных, согласовывать с ними прилагательные и глаголы прошедшего
времени;
развивать способности речевого самосовершенствования учащихся;
воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней.
Слайд 3Записать нарицательные имена существительные, подобрав к ним собственные. Составить два
предложения.
Город, деревня, океан, река, озеро, рассказ, художник, писатель.
Слайд 4Серебрянка – мелкая речонка. Мы долго сидели на её берегу
в зарослях тростника и смотрели в воду.
Ленивое течение колышет мягкие
растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбёшки.
К какому типу речи принадлежит текст? Докажите.
Укажите средства связи предложений первого абзаца.
Найдите существительные мужского, женского, среднего рода. Образуй те от них другую форму числа. Все ли из данных существительных её образуют?
Назовите по одному собственному и нарицательному существительному.
Найдите однокоренные слова.
Слайд 5Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений Милого лица.
Афанасий Фет
Слайд 6Определить род имён существительных. Выписать их в 3 столбика.
Чудище, акварель,
Петя, морозище, степь, добро, мороз, мастер, пальтишко, доброта, село, домишко.
Слайд 7М.р. Ж.р. Ср.р.
мастер доброта пальтишко
домишко степь село
мороз акварель добро
морозище чудище
Петя
Слайд 8Задание:
Написать сочинение по картине, используя имена существительные
Слайд 9Задание: дописать пропущенные буквы.
1) а) тверд… мозоль
2) а) сладк… какао
3) а) солнечн… Тбилиси
б) долгождан…встреча б) уютн…кафе б) нов…ГУМ
в) сочн… яблоко в) нов… пальто в) широк… Днепр
г) бел… гусь г) широк… шоссе г) гостеприимн… Сочи
д) зл… собака д) зимн… Москва д) славн… БГУ
Слайд 10Игра «Кто больше?»
Драчун, зачинщик ссор и драк.
Бездельник, глазеющий от скуки
по сторонам.
Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы
выслужиться перед кем-либо.
Тот, кто любит сладости.
Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой.
Лентяй, бездельник.
Грубый, невоспитанный человек.
Необразованный, малосведущий человек.
Ненасытный, прожорливый человек.
Тот, кто пристаёт с просьбами, назойливо выпрашивает что-нибудь.
Тот, кто хитростью и ловкостью проникает всюду, добивается всего.
Тот, кто любит болтать вздор, пустяки.
Неловкий, рассеянный человек.
Безобидный, тихий человек.
Непонятливый, плохо соображающий человек.
Каких людей характеризуют эти слова с положительной стороны?
С отрицательной?
Слайд 11Подведение итогов урока
- Расскажите о роде имен
существительных.
- Назовите «лишнее» слово.
1. Боль, мозоль, медаль, картофель.
2. Полынь, лебедь,
собака, туфля,
3. Рельс, путь, рояль, полынь.
4. Тополь, насыпь, степь, шинель.
5. Тень, гусь, фланель, мозоль.
6. Рояль, путь, площадь, рельс.
Слайд 12Рефлексия
- Как вы оцениваете результаты своей работы на уроке?
- Какие
трудности встретились? Как вы с ними справились?
Слайд 13Домашнее задание:
§ 26-28, III уровень – упр. 238; IV уровень
– упр. 239; V уровень – устное выступление «Род имён
существительных»