Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будницкая основная школа»
Велижского района Смоленской области
Составила
Сергеева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы
Будница,
2019
Выступление на педсовет
«Система
подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе».
Слайд 2Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Слайд 3Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности
ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это
всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Слайд 4Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики
умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция –
учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Слайд 5Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания,
умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную
компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Слайд 6У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Из
своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки
учащихся к ОГЭ:
развитие мотивации и целеполагания;
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки;
Слайд 7В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:
Психологический настрой учащихся:
Наиболее
значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение
в собственных способностях;
неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Слайд 8Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
В рамках информационной работы
в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ
по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Слайд 9Создание методической базы.
Приобретаем учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами
которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.
Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ
для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2019 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.
Слайд 10Я использую в своей работе следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ-2019.
Типовые тестовые задания» , Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.;
«Русский язык. Типовые экзаменационные вари анты», И.П.Цыбулько;
Слайд 11икт в системе подготовки к огэ.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а
также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке
как к урокам, так и к экзамену.
Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Слайд 12Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты
ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».
Предложенная система позволяет каждому учащемуся
выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению.
Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ-2019. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.
Слайд 13Работа с текстом
Первым заданием ОГЭ по русскому
языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии
текста я начинаю уже в 5 классе, программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).
Слайд 14Создание банка тестовых заданий.
Использую тестовые технологии в разных классах с
5 по 9 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации,
обобщения и проверки знаний.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
Слайд 15Собственное высказывание
на заданную тему.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно
из самых сложных заданий. Для того, чтобы учащиеся осознанно выполняли
задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения.
Слайд 16Задание 15.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
В задании 15.1
в каждом варианте будут разные высказывания о языке. Поэтому необходимо
раскрыть смысл высказывания, раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале; привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 17Задание 15.2 – сочинение-рассуждение по цитате из текста.
Для того чтобы
хорошо справиться с заданием, необходимо перечитать предлагаемую цитату, еще раз
просмотреть сам текст, выделив в нем главные моменты; составить предварительный план будущего сочинения; сформулировать собственную позицию относительно идеи, содержащейся в цитате; определить аргументы, подобрать к ним примеры из текста (в этом случае опираться необходимо только на содержание текста).
Слайд 18Задание 15.3 - сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
За основу будущего сочинения
берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному
качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.
Объем сочинения не должен быть менее 70 слов.
Слайд 19Элективные занятия в системе
подготовки к ОГЭ.
Элективный курс «Готовимся к
ОГЭ по русскому языку» в 9 классе направлен на развитие умений
и навыков выполнения заданий ОГЭ, повышения «орфографической зоркости».
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Слайд 20Диагностика уровня подготовки учащихся.
С целью создания ситуации успеха для каждого ученика
применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого
ученика. Для этого применяю карточки базового и повышенного уровня.
Слайд 21Индивидуальные папки учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому
языку».
Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий,
схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Слайд 22Заключение
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому
языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во
время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
Слайд 24Источники информации:
https://c8.alamy.com/comp/FBYTD9/emoticon-silence-FBYTD9.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1549417/9d9fc4a7-da99-44bf-8c73-89c3349e58a5/s1200?webp=false
https://donschool91.files.wordpress.com/2018/03/b9d71-25d0259d25d025b02b25d1258125d025b025d025b925d1258225d025b52b22-11-17.jpg
http://едусладково.рф/assets/images/Nikulinskaya/%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%BA%20%D0%93%D0%98%D0%90.jpg
http://uksyanka-school.ru/images/banners/iK3BQQ8OR.jpg
https://libs.ru/media/cache/a8/ac/a8ac439d288a870ef8e714b1d49f2d31.jpg
https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1024005931.jpg
https://i6.otzovik.com/2018/11/15/7245725/img/88154625.jpeg
http://fipi-site.ru/wp-content/uploads/2018/04/oficialniy-site-fipi-2018-2.jpg
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/17/sistema-podgotovki-k-gia-po-russkomu-yazyku-v-9-klassah
https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/02/01/sistema-podgotovki-k-oge-po-russkomu-yazyku-v-9
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/215709/3b9252c7-4a7f-48a0-9f23-6b048da18705/s1200