Разделы презентаций


Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Содержание

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села КозловоТема проекта: «Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Егорова Юлия Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.

Козлово

Егорова Юлия Сергеевна учитель начальных классов  Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Козлово

Слайд 2Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Козлово









Тема проекта: «Словарно

– орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе».










Выполнила:
учитель начальных классов
Егорова Ю.С.

2010 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  села КозловоТема проекта: «Словарно – орфографическая работа на уроках

Слайд 3Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно В огромном

море – море слов Купаться ежечасно!

Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно В огромном море – море слов Купаться

Слайд 4Современный русский язык располагает огромным словарным запасом.

В «Словаре русского языка»

- 57 тысяч слов.

В 17 – томном
«Словаре современного русского

литературного языка» - 130 тысяч слов.
Современный русский язык располагает огромным словарным запасом.В «Словаре русского языка» - 57 тысяч слов.В 17 – томном

Слайд 5Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно.
«Словарная работа –

это не эпизод в работе учителя, а систематическая , хорошо

организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».
А.В. Текучев
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно.«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а

Слайд 6Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен

крупнейшими методистами еще в прошлом веке:
Ф.И. Буслаевым
И.И. Срезневским
К.Д.Ушинским
Д.И. Тихомировым

Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке:Ф.И. БуслаевымИ.И.

Слайд 7Цель: обучение грамотному письму и пониманию учащимися лексического значения слов. Задачи: 1.

Наблюдение над составом слова с целью более глубокого проникновения в

его смысл. 2. Упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. 3. Развитие языкового мышления, языкового чутья, более глубокое усвоение лексики.
Цель: обучение грамотному письму и пониманию учащимися лексического значения слов.  Задачи: 1. Наблюдение над составом слова

Слайд 8Актуальность:
Неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям.
Неупорядоченность дидактического материала.
Отсутствие научно обоснованных рекомендаций

о том, как нужно обучать этим написаниям.

Актуальность:Неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям.Неупорядоченность дидактического материала.Отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Слайд 9Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий

источник вдохновения.

Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче

словарный состав, тем богаче и язык.
Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов.
Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения.Словарный состав необходим языку как строительный

Слайд 10Принципы орфографии.
Морфологический
Традиционный
Смысловой

Принципы орфографии.МорфологическийТрадиционныйСмысловой

Слайд 11 В программе по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» предусмотрено

обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одна из

главных задач учителя – научить детей писать эти слова без ошибок.
В программе по русскому языку Образовательной системы  «Школа 2100» предусмотрено обязательное изучение слов,

Слайд 12Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.
Метод языкового анализа.
Зрительное

запоминание.
Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов.
Сопоставление зрительного и слухового

образов слов.
Сопоставление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций.
Составление предложений с трудными словами.
Занимательные формы работы.
Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.Метод языкового анализа.Зрительное запоминание.Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов.Сопоставление

Слайд 13Фрагмент урока к 34 – й группе «словарных» слов.

Отгадайте загадки:
Словно рубанок, землю строгаю,
Делать дороги я помогаю,
Где

новостройка -
всюду внимание
Славной машине с трудным названием. (Бульдозер)
За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Пройдёт по волнам
великан – пароход.
И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн)


Я сильней десяти коней.
Где в полях пройдут весной
Летом хлеб встаёт стеной. (Трактор)
Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад. (Экскаватор)


Фрагмент урока к 34 – й группе «словарных» слов.	 Отгадайте загадки:	 Словно рубанок, землю строгаю,	 Делать дороги

Слайд 14 Чем похожи слова – отгадки?
(Это названия транспортных

средств, строительных и уборочных машин, имена существительные, единственного числа, мужского

рода)
К отгадкам добавьте суффиксы так, чтобы вновь получившиеся слова называли профессии людей. Разберите эти слова по составу. Выделите орфограммы.
- Что мы называем суффиксом? корнем?
Чем похожи слова – отгадки?  (Это названия транспортных средств, строительных и уборочных машин, имена существительные,

Слайд 15Записи в тетради:
бульдозер - бульдозерист
комбайн - комбайнёр
трактор - тракторист
экскаватор

- экскаваторщик

А какие ещё профессии вы

знаете?
Как образованы эти слова? (используйте «Словообразовательный словарь»)
Какие суффиксы помогли вам образовать названия профессий?
Записи в тетради:			бульдозер - бульдозерист			 комбайн - комбайнёр				трактор - тракторист			экскаватор - экскаваторщик			    А какие

Слайд 16Словарь

Словарь

Слайд 17Для успешного запоминания непроверяемых слов
они должны

повторяться после первого изучения:
- через две недели;
- еще через месяц

2 раза;
- затем через 2 месяца с целью контроля.
Для успешного запоминания непроверяемых слов    они должны повторяться после первого изучения:- через две недели;-

Слайд 18Причины трудностей при усвоении «словарных слов».
Работа над словарными словами ведется

на уроке изолированно в отрыве от всей другой орфографической работы.
При

знакомстве со « словарными» словами ребенку отводится пассивная роль.
Причины трудностей при усвоении «словарных слов».Работа над словарными словами ведется на уроке изолированно в отрыве от всей

Слайд 19Этапы работы со «словарными» словами
Введение нового слова.
Работа над «слуховым» образом

слов.
Запись слова с «окошком».
Работа над «зрительным» образом слова.

Этапы работы  со «словарными» словамиВведение нового слова.Работа над «слуховым» образом слов.Запись слова с «окошком».Работа над «зрительным»

Слайд 20Использование «Этимологического словаря»
Цель: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным,

а не механическим.
Этимологическая справка состоит из:

1. Происхождения слова
2. Первоначального значения
3. Исторического состава слова
Использование «Этимологического словаря»Цель: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.   Этимологическая справка

Слайд 21Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями.

Этапы учебной деятельности:
Восприятие и осознание смыслового

содержания изучаемых слов и однокоренных слов.
Развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи.
Формирование умения пользоваться словом в речи при построении речевого высказывания.

Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями.        Этапы учебной деятельности:Восприятие

Слайд 22Лексико – семантическая работа в начальных классах
Готовит учащихся к восприятию

систематического курса в среднем звене школы.
Способствует развитию у детей лексико

– семантического взгляда на слово.
Обогащает речь детей.
Вызывает познавательный интерес к русскому языку.
Формирует орфографическую зоркость.
Помогает запомнить правописание и «словарных слов».

- родо - видовые связи:
1) мороз-холод;
2) мороз-холодная зимняя погода. - родственные связи: мороз, морозец, морозный, морозно, заморозки, морозить. – синонимические связи: мороз, холод, стужа. - антонимические связи: мороз-жара, мороз-зной. Мороз – сочетаемость слов: сильные, жестокие, лютые, январские…морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит.
- фразеологические сочетания:
мороз по коже дерет – возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.

Лексико – семантическая работа в начальных классахГотовит учащихся к восприятию систематического курса в среднем звене школы.Способствует развитию

Слайд 23Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями:
Лото
Ребусы
Кроссворды
Загадки
Шуточные вопросы

Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями:ЛотоРебусыКроссвордыЗагадкиШуточные вопросы

Слайд 24Завершающий этап изучения словарных слов.


Самостоятельная работа учащихся по закреплению умения

правильно писать изученное слово в письменной речи.

Завершающий этап изучения словарных слов.Самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово в письменной речи.

Слайд 25Схема – классификация словарных диктантов.
По форме

По виду


восприятия


простые творческие слуховые зрительные



Схема – классификация словарных диктантов.    По форме

Слайд 26Использование разнообразных методов, приемов и средств обучения в работе над

трудными словами способствует:
активизации деятельности детей;
повышению интереса к овладению богатствами родного

языка;
способствует воспитанию внимания к слову;
обогащению словарного запаса слов.
Использование разнообразных методов, приемов и средств обучения в работе над трудными словами способствует: активизации деятельности детей;повышению интереса

Слайд 27

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика