Слайд 1
Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография.»
Слайд 2 Цели урока:
Обучающая цель – обобщить теоретические сведения и
закрепить практические навыки по теме;
Развивающая цель – активизировать долговременную память,
развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать;
Воспитывающая цель – вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать доброжелательность
Слайд 3 Большое количество слов, кроме корня, включает в свою
структуру окончание и суффикс или приставку… Приставок и суффиксов в
слове может быть несколько…
В таких словах обычно корни «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть… Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.
«Школьный словообразовательный словарь русского языка под ред. А.Н.Тихонова»
Слайд 4Корень мой находится в цене,
Приставку ты найдешь в огарке мне,
Суффикс
мой в приставке вы встречали,
Вся же в дневнике я
и в журнале.
Какое слово загадано?
Выделим все требуемые морфемы в словах: цена, огарок, тетрадка
Слайд 5Тесты
потемнеть
соединять
подписка
синь
березовый
столовая
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
переход из одной
части речи в другую
приставочный
бессуфиксный
Укажите способ
образования слов:
Слайд 62. Определите ряды слов, образованных способом сложения:
а. Создавать, бессердечный;
б. Пешеход,
водопад;
в. Исследователь, обозреватель;
г. Лесоруб, птицелов.
Слайд 73. Найдите ошибки в определении рода сложносокращенных слов.
АТС – жен.
род;
ООН - муж. род;
ГИБДД – муж. род;
ВУЗ – сред. род;
ТЮЗ
– муж. род.
Слайд 84. Повторяем приставки пре-, при-.
Вставьте пропущенные буквы, найдите соответствия.
Слайд 95. Вставьте пропущенные буквы. Укажите ряд, в котором все слова
имеют приставку пре-.
а. Пр_ворожить, пр_неприятгый, пр_усадебый.
б. Пр_интересный, пр_терпевать, пр_града.
в. Пр_твориться,
пр_терпеться, пр_мудрый.
Слайд 106. Отметьте ряды слов с чередующимися гласными в корне.
а. положить,
излагать;
б. косой, прикасаться;
в. очаровательная, выбирать;
г. загореть, растение.
Слайд 11Карточка 1
1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте буквы-орфограммы.
Гусей кр_кливых караван т_нулся к югу.
2. Подчеркните главные члены
предложения. Укажите части речи.
Слайд 12Карточка 2
1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Л_сички, в_лнушки и _пята красовались
на л_сной п_лянке.
2. Разберите по составу слово лесной.
Слайд 13Карточка 3
1. Вставьте пропущенные буквы-орфограммы и графически обозначьте их.
Осень! Осыпается
весь наш бедный са_,
Лист_я п_желтелые по в_тру л_етят.
А.К.Толстой
2. Какие слова
из предложения соответствуют схеме ⁀ □? Выпишите их.
3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Слайд 14Какое правило спряталось в этом стихотворении?
Мелькнуло солнце из-за туч,
Стал вечер
ясен и хорош.
Чуть-чуть заметна листьев дрожь,
Бил под горой студеный ключ.
Цвел
ландыш, нежен и пахуч,
Вдруг вышел на поляну еж.
Спросить его мне невтерпеж:
«Кому спешишь помочь ты, еж?»
Слайд 15Физкультминутка
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку,
горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Ю. Тувим «Овощной базар»
Картофель, капуста, огурец, помидор, редька,
чеснок
Слайд 16Творческая лаборатория.
Проект «Защита работ».
Осенняя композиция «Последний лист».
Последний лист на
ветке голой,
Серьгою бронзовой повис,
Повис и ждет, когда зимой холодной
Его сорвет
и бросит вниз.
М. Вавилов