Слайд 1интеллектуально-развивающая игра
по русскому языку
для 10 – 11 классов
Интеллектуальный
батл
Слайд 2Раунд 1. Разминка.
Вопрос:
За 30 секунд написать как можно
больше фразеологизмов со словом НОС.
Слайд 3Вопрос 1: Значение фразеологизма «Считать ворон»:
А. заниматься математикой
В. отдыхать после
обеда
С. рассеянно смотреть по сторонам
D. глядеть на улицу в окно
Слайд 4Вопрос 2: Фразеологизм «Тащить за уши»:
А. наказывать провинившего
В. помогать отстающему
С.
подтягивать бегущего сзади
D. делать трудное дело
Слайд 5Вопрос 3: Мы часто говорим: «Смотреть не на что». Какое
значение имеет этот фразеологизм?
А. оценивать
В. никуда не годится
С. не
испытывать угрызений совести
D. относиться высокомерно к чему-либо
Слайд 6
Вопрос 4: Какое выражение не является фразеологизмом?
А. как сельдей в
бочке
В. как сивый мерин
С. как с гуся вода
D. как
морковка в огороде
Слайд 7Вопрос 5: С какой мифологией связан фразеологизм «Рог изобилия»?
А. римской
В.
славянской
С. греческой
D. скандинавской
Слайд 8Вопрос 6: «А всё-таки она вертится!»
Кому приписывают данный фразеологизм?
А. Ньютону
В.
Галилею
С. Джордано Бруно
D. Дидро
Слайд 9Вопрос 7: Людям чопорным и надменным говорят: «Аршин проглотил». А
какова мера длины аршина?
А. 70 см
В. 71 см
С. 72
см
D. 73 см
Слайд 10Вопрос 8: Когда говорят «Гвоздь программы», говорят о чём-либо значительном,
интересном. С какой башней связан этот фразеологизм?
А. Пизанской
В. Спасской
С.
Эйфелевой
D. Останкинской
Слайд 11Вопрос 9: С каким фразеологизмом связывают появление слова «однокашники»?
А. заварить
кашу
В. берёзовая каша
С. каши просят
D. каша в голове
Слайд 12Вопрос 10: Существует красивое поверье, будто бы прекрасные белые лебеди
перед смертью поют. Что значит фразеологизм «Лебединая песня»?
А. последняя песня
перед смертью
В. последнее проявление таланта
С. последняя воля умирающего
D. последнее желание перед разлукой
Слайд 13Раунд 2. Станция логика.
В русском языке есть одно слово с
7-ю буквами «О». Назовите его, если никаких других гласных в
нём нет....
Слайд 14
Образуйте форму множественного числа существительного «дно»?...
Слайд 15Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?...
Слайд 16
Будущее время от глагола «любить» с точки зрения молодой девушки?...
Слайд 17
Какой знак препинания часто ставят ребром?...
Слайд 18
Какой знак препинания часто болеет?...
Слайд 19
Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его
в наречие?...
Слайд 20
Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал»,
чтобы оно стало глаголом?...
Слайд 21
Какое местоимение может работать приставкой?...
Слайд 22
Вопрос каких падежей без устали задаёт курица?...
Слайд 23
Может ли ударение превратить существительное в глагол?...
Слайд 24
Какой суффикс имён существительных выдаёт кассир в магазине?...
Слайд 25
Из какой части слова можно кашу сварить?...
Слайд 26
Назовите «математические» части слова....
Слайд 27
Самая математическая часть речи – это …...
Слайд 28
Как из двух приставок образовать глаголы повелительного наклонения?...
Слайд 29
В каких словах есть тридцать приставок и ни одного корня?...
Слайд 30
Какая приставка (вместе с ударением) может превратить мальчиков в девочек?...
Слайд 31
Какая приставка, попав в ЛОСЯ, превращает его в рыбу?...
Слайд 32
Какая приставка, упав в ТРАВУ, сделает её совершенно непригодной в
пищу животным?...
Слайд 33
Если приставки придут прогуляться в сосновый БОР, то во что
они его превратят?...
Слайд 34
Какие приставки могут быть именами существительными?...
Слайд 36
В каком ряду оба слова пишутся через дефис?
(зоо)магазин, литературно(художественный)
(пол)лимона, северо(западный)
выпукло(вогнутый), (полу)остров
Слайд 37
Из трёх слов только одно имеет единственное значение, а каждое
из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах.
Какое слово имеет единственное значение?
Полька
Француженка
Финка
Слайд 38
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Мой друг, ТАК(ЖЕ)
как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать
(ПО)ЭТОМУ пути давно
не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой
ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными
Слайд 39
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
Пара туфель
Несколько полотенец
Около пятиста километров
Слайд 40
«Катастрофа» - таково название статьи о крушении поезда, которую молодой
журналист принёс редактору на правку. Тот, не изменив в статье
ни слова, сделал так, что полиция начала расследование происшествия. Что именно сделал редактор?
Добавил подзаголовок
Добавил многоточие
Добавил знак вопроса
Слайд 41
В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно?
(не)вежда, (не)подумал
(не)более
дюжины, ещё (не)распустившаяся сирень
совершенно (не)интересный фильм, (не)исследованные пути
Слайд 42
«Природную грамотность» мечтают иметь все! Говорят, что «предчувствие» знаков препинания
– не такое уж сложное дело. Сколько, например, запятых непременно
надо ещё добавить в предложение, которое начинается так: «Когда мальчики, увидев…»?
Не менее одной
Не менее двух
Не менее трёх
Слайд 43
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
сОзыв
красивЕе
клялАсь
Слайд 44
Союз КАК называют самым капризным из всех. Вероятность запятой перед
ним – 50 на 50. Как объяснить отсутствие запятой в
предложении: «Дождь льёт как из ведра?»
Здесь есть сравнительный оборот
Здесь есть фразеологизм
Здесь есть ошибка
Слайд 46
Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12
месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»?
Слайд 47
Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица. Серьезная
реформа русской азбуки была проведена Петром 1. Совершенствуя азбуку, Петр
1 ввел в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была «законной». Что это за буква?
Слайд 48
Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен
ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997
году ей исполнилось 200 лет. В 1797г. Писатель Николай Михайлович Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву...)
Слайд 49
Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским
писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал
своему издателю письмо, где стояло только «?». Что получил писатель в ответ?
Слайд 50 6. Какую записку оставил Винни-Пух на дверях своего домика
для Кристофера Робина?
Какую записку оставил Винни-Пух на дверях
своего домика для Кристофера Робина?
Слайд 51
Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, восклицательный знак
– «удивный», точка с запятой – «полуточие» Тире – «молчанка,
пресекательный знак»). Как называлась запятая?
Слайд 52
У Некрасова есть стихотворение:
Питаясь чуть не жестию,
Я часто ощущал
Такую индижестию,
Что умереть желал.
Что такое
«иждевестия»?
Слайд 54
Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня-Ваня.)
Слайд 55
Какие знаки препинания могут стоять в начале предложения?
Слайд 56
Назовите слова, начинающиеся четырьмя согласными.
Слайд 57
Есть ли в русском языке слова, в которых
рядом располагаются пять согласных букв?
Слайд 58
Назовите слова, в которых бы одновременно встречались ъ и
ь.
Слайд 60
1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
А)
морячка
Б) исполняют
В) ядреный
Г) кровля
Слайд 61
2. Найти слово, в котором произносится [С]:
А) изморось
Б) изморозь
В) воз
Г)
синий
Слайд 62
3. Через дефис пишутся слова
А) пол(Думы)
Б) то(же) самое
В) говорить (по)
японски
Г) (историко) литературный журнал.
Слайд 63
4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А)
(не) годующий взгляд, (не) ряха
Б) (не) мог упасть, (не) добрал
баллов
В) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу
Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
Слайд 64
5. Частица НИ пишется
А) Как бы там н_ было
Б) Н_
раз бывал я в этом музее
В) Н_ надо приходить
Г) Н_
там, н_ здесь его не было.
Слайд 65
6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не
совпадает
А) Весь
Б) Бери
В) Глаз
Г) Поле
Д) Лебеди
Слайд 66
7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка,
обтесать?
А) Оглушение согласных на конце слова
Б) Оглушение согласных перед другими
согласными
В) Выпадение согласных
Г) Смягчение согласных перед другими согласными
Д) Озвончение согласных
Слайд 67
8. В каком слове все согласные звонкие?
А) Винт
Б) Вагон
В) Завтра
Г)
Прыжок
Д) Рамка
Слайд 68
9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звук
А) Книги
лежали впереме…ку
Б) Фу…больный матч
В) Приехали на во…зал
Г) Он …дал зачет
по русскому языку.
Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик
Слайд 69
10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
А) Реч…нка
Б) Руч…нка
В)
Защ….лка
Г) Распаш…нка
Д) Медвеж…нка
Слайд 71
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая
фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте
стихотворения А. Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Дайте определение термину хиазм.
Слайд 72
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить,
о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура,
пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.
Слайд 73
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль:
украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.
Слайд 74
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло
– ожерелье
Слайд 75
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М.
Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. –
Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.
Слайд 77
Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока
ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы
думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?
Слайд 78
В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона.
Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём
они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Слайд 79
Исправьте предложения, объясните причину ошибки.
1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую
оценку.
2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.
3) Прочитанная лекция
для студентов была очень содержательна.
Слайд 80
Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то
названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже
«потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?
Слайд 81Раунд 8. Конкурс капитанов.
Составить как можно больше слов из слова:
БЛАГОРОДСТВО
Слайд 82Раунд 9. Готовимся к ЕГЭ.
Определите, какими средствами создается языковой каламбур
в приведенных ниже примерах.
А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток
мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)
Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)
Слайд 83
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это
слово.
углубИть
мозаИчный
зАперта
добелА
сОгнутый
Слайд 84
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Участие в форуме столь
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.
Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.
Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.
В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.
При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.
Слайд 85
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛУТОРАСТА книгам
новые ТЕРМОСА ВОЛЧИЙ хвостище ОПЫТНЕЙШИЕ мастера распродажа ЧУЛОК
Слайд 86
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Слайд 87
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите
это слово, вставив пропущенную букву.
к...рамель пол...скать п...триотический обм...кнуть ш...ловливый
Слайд 88
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена
одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную
букву.
пр...небрежение, пр...поднятое
с...змала, под...скать
ра...шифровать, во...ликовать по...строенный, о...писанный
нед...едание, пр...бабушка
Слайд 89
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
потч...вать краеш...к наде...вшийся застр...вать заносч...вый
Слайд 90
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
стел...шь расслыш...м поднима...мая реша...мая завис...вший
Слайд 91
Выпишите слово, в котором НЕ(НИ) пишется СЛИТНО.
Дома нас ожидали
отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести.
Мы (НИ)РАЗУ не видели отца грустным или
растерянным.
Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы.
У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо.
Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.
Слайд 92
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ,
как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.
У подножия ели, просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.
Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.
(С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса.
Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянулся ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.
Слайд 93
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Слева над
дубовой рощей возвышался величестве(1)ый храм, справа стоял храм, посвящё(2)ый богине
Церере, а рядом с ним виднелась многоколо(3)ая базилика.
Слайд 94
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
Секретарь взял со стола документы и ручку и отправился
в кабинет начальника.
Бурный селевой поток начисто смыл и столовую и строящиеся жилые корпуса.
Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?
Море искрилось и шумело и играло волнами.
Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.
Слайд 95
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Сороки и вороны (1) перелетая с
дерева на дерево (2) колыхали ветки (3) задев крылом (4) обламывали хрупкие прутики.
Слайд 96
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые.
Дай (1) Джим (2) на счастье
лапу мне. Пожалуйста (3) голубчик (4) не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь (5) ты (6) не знаешь, что такое жизнь...
(С.А. Есенин)
Слайд 97
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Он понимал (1) что бой закончился
(2) что сам он уцелел (3) и даже не ранен (4) но не испытывал сейчас ничего (5) кроме тошноты и усталости.