Разделы презентаций


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Содержание

Притча– небольшой рассказ, содержащий мораль, поучения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть

ледяным, но вдохновенным, И что ни слово – то сюрприз.

Игорь Северянин
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ  И   СЛОВОТВОРЧЕСТВОМы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным,

Слайд 3Притча
– небольшой рассказ, содержащий мораль, поучения

Притча– небольшой рассказ, содержащий мораль, поучения

Слайд 4 лист

листок
листочек

лист     листок    листочек

Слайд 5
это значимая часть слова, которая стоит после корня

и служит для образования новых слов
Суффикс -

это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых словСуффикс -

Слайд 6Суффиксы:
1 формообразующие;
2 словообразовательные

Суффиксы:1 формообразующие;2 словообразовательные

Слайд 7Синь –
глубь –
скрип


выход –
зелень –
синеть
глубокий
скрипеть
выходить
зеленеть

Синь   – глубь  –  скрип  – выход  – зелень – синетьглубокийскрипетьвыходитьзеленеть

Слайд 8 Ранним утром мы шли вдоль реки. Несколько

чаек кружились высоко в небе. Вдоль берега летали бабочки и

стрекозы. Тишь кругом и красота.


Выпишите из предложений существительные, образованные бессуффиксным способом.

Задание № 2

Задание № 1

Выпишите из предложенийслово, образованное
суффиксальным способом.

Андрею приснился страшный сон. Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. Наутро Андрей пошёл к Тимошихе, чтоб та разгадала ему сон.


Ранним утром мы шли вдоль реки. Несколько чаек кружились высоко в небе. Вдоль берега

Слайд 9
это значимая часть слова, которая стоит перед корнем

и служит для образования новых слов
Приставка -

это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых словПриставка -

Слайд 10Непродуктивные
и продуктивные приставки и суффиксы

Непродуктивные и продуктивные приставки и суффиксы

Слайд 11


В каком ряду расположены слова, образованные

приставочно – суффиксальным способом.
Задание № 1
надомник, приусадебный, пресмешной
подбородок, бесстыдник, разнесчастный
по

– братски, подводник, переувлажнить
подснежник, разбежаться, приморский


В каком ряду расположены слова, образованные приставочно – суффиксальным способом.Задание № 1надомник, приусадебный, пресмешнойподбородок,

Слайд 12
Марина Цветаева

1892 - 1941

Марина Цветаева  1892 - 1941

Слайд 13Так вслушиваются ( в исток
Вслушивается – устье ).
Так внюхиваются в

цветок:
Вглубь – до потери чувства!
Так в воздухе, который синь,-
Жажда, которой

дна простынь,
Всматриваются в память.
Так вчувствовывается в кровь
Отрок – доселе лотос.
… Так влюбливаются в любовь:
Впадываются в пропасть.

Задание № 1

Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Выпишите слова, соответствующие одной словообразовательной модели. Объясните, для какой цели в этом стихотворении применен прием нанизывания одноструктурных слов.

Так вслушиваются ( в истокВслушивается – устье ).Так внюхиваются в цветок:Вглубь – до потери чувства!Так в воздухе,

Слайд 14 Сергей Есенин

1895 - 1925

Сергей Есенин 1895 - 1925

Слайд 15 1.

Как бабочка – я на костер

Лечу и огненность целую.

2. Мне нравится запах травы, морозом подожженной,
И сентябрьского листолета протяжный свист.

3. Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытых хлебов не видали.
Только видели березь и цветь
Да ракитник, кривой и безликий.

Выпишите из текста слова, придуманные С.Есениным. Объясните, в каком значении употреблено каждое слово и по какому образцу создано.

Задание № 2

1. Как бабочка – я на костер

Слайд 16Рас – стояние: версты, мили…
Нас рас – ставили, рассадили,
Чтобы

тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас – стояние: версты,

дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распаяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновенный и сухожилий…

Задание № 3

Посмотрите, как необычно записан текст. Зачем М. Цветаева выделила морфему? Графически отделила ее? Принято ли в современном языке членить основу расстояние?

Рас – стояние: версты, мили…Нас рас – ставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели,По двум разным концам земли.Рас

Слайд 17

Велимир Хлебников

1885 - 1922

Велимир Хлебников 1885 - 1922

Слайд 18 3. Найдите стихотворении В. Хлебникова авторские неологизмы.

По какой словообразовательной модели они созданы ? С какой целью

используются.

1. Леса лысы.
Леса обезлосили.
Леса обезлисили.

2. Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей…
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!




3. Найдите стихотворении В. Хлебникова авторские неологизмы. По какой словообразовательной модели они созданы ?

Слайд 19Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным,

И что ни слово – то сюрприз.

Игорь Северянин
Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным,  И что ни слово

Слайд 20Задания ЕГЭ
по теме «Словообразование»
Назовите способ образования слова

РАЗМЫШЛЕНИЯМИ

Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.

Роли ? Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей ( есть и такой ). Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» ( т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания ). Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены… Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе.


Задания ЕГЭ по теме «Словообразование»Назовите способ образования слова   РАЗМЫШЛЕНИЯМИИз предложений  выпишите слово, образованное приставочным

Слайд 21 3. Из предложений выпишите

существительное,
образованное приставочно-суффиксальным способом.

Из глубины истории идет увлечение алхимией, долгое время остававшееся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания наших соотечественников, заинтриговав В. Бехтерова и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты.



3. Из  предложений  выпишите  существительное,      образованное

Слайд 22
4. Из предложений

выпишите слово, образованное

приставочно - суффиксальным способом.


Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким – то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.


4. Из предложений выпишите слово, образованное

Слайд 23 5. Из предложений выпишите

слово, образованное

бессуффиксальным способом.

- Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки.

Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете… Я хочу ехать, а у меня… я небогата… Мне от Петербурга до Курска…

Гм… Так – с… А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?

Нет, здесь нравится. Я к родителям. Давно уж у них не была… Мама, пишут, больна…

- Гм… Вы здесь служите или учитесь?

5. Из предложений выпишите слово, образованное

Слайд 24 6. Из предложений выпишите слово,

образованное

приставочным способом.

Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным. Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные.

6. Из предложений выпишите слово, образованное

Слайд 25Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным,

И что ни слово – то сюрприз.

Игорь Северянин
Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным,  И что ни слово

Слайд 26 Домашнее задание

По подсчётам учёных, в

произведениях В. Маяковского почти 3 тысячи индивидуально – авторских образований.

Выпишите такие слова, подумайте, как и для чего они образованы.

Желаем успеха !

Домашнее заданиеПо подсчётам учёных, в произведениях В. Маяковского почти 3 тысячи индивидуально

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика