Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
по русскому языку
11 класс
Обобщение по теме:
«Сложноподчиненные предложения
с одним придаточным»
Урок 1
Курильщикова Наталья Валерьевна – учитель
русского языка и литературы
МКОУ «Бубчиковская СОШ»
Слайд 2Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть
зависит от другой. Независимая часть называется главной, а зависимая —
придаточной.
Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.
[ Грустно видеть ], ( когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты…) (М.Ю. Лермонтов)
Слайд 3Классификация типов придаточных предложений
определительные
изъяснительные
обстоятельственные
Слайд 4СПП с придаточным определительным
Всю мою жизнь я видел
настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать. (М.
Горький)
Слайд 5СПП с придаточным определительным
Отвечают на вопрос какой?
Всю мою
жизнь я видел настоящими героями только людей (каких людей?), которые
любят и умеют работать.
Слайд 6СПП с придаточным определительным
Относятся к одному слову в главной части
— существительному, местоимению или слову, употребленному в значении существительного.
Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать.
Слайд 7СПП с придаточным определительным
Присоединяются при помощи союзных слов — относительных
местоимений какой, который, чей, что и наречий где, куда, откуда,
когда.
Слайд 8СПП с придаточным определительным
Придаточная часть всегда стоит либо после главного
предложения, либо внутри главного.
а) [ Мы повторяем правила] ,
(без знания которых сложно сдать экзамен по русскому языку).
б) [ Книга, (которую вы сейчас держите в руках), поможет вам справиться со сложными тестовыми заданиями].
Слайд 9Практическое задание №1
Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными,
выбрав нужную форму союзного слова который.
а) Я с жадностью
читал новые книги (поступали к нам в библиотеку).
б) Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись).
в) В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ).
Слайд 10Ответы
а) Я с жадностью читал новые книги, которые
поступали к нам в библиотеку.
б) Игру, которой мы увлеклись, пришлось
закончить из-за наступившей темноты.
в) В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.
Слайд 11СПП с придаточным изъяснительным
Левинсон распорядился, чтобы к
вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (А.Фадеев)
Слайд 12СПП с придаточным изъяснительным
Отвечают на падежные вопросы.
Левинсон распорядился
(о чем?), чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка
сельский сход.
Слайд 13СПП с придаточным изъяснительным
Относятся к членам предложения, имеющим значения речи,
мысли, чувства (сказал, подумал, рад, обрадовался, известно, ясно, жаль, разговор,
сообщение и др.)
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Слайд 14СПП с придаточным изъяснительным
Присоединяется к главной части:
а) при
помощи союзов (что, как,
будто, чтобы,
как будто и др.)
б) при помощи союзных слов (что,
кто, как, какой, почему, где, куда,
откуда и др.)
в) при помощи частицы ли в значении
союза.
Слайд 15СПП с придаточным изъяснительным
Всегда находится после главного предложения, т.к. раскрывает,
поясняет его смысл.
Я рад, что вы
успешно закончили свою работу.
Слайд 16СПП с придаточным изъяснительным
Иван Ильич спросил, где находится штаб.
Теперь Леонтьеву
стало ясно, о чем он будет писать.
Казбич вообразил, будто Азамат
украл у него лошадь.
Крайнев увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин.
Профессор спросил, написал ли я доклад.
Слайд 17Практическое задание №2
Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение
с косвенной речью, т.е. с придаточным изъяснительным.
а) Дежурный по
станции сказал: «Поезд
придет через несколько минут».
б) Раздалась команда: «Пассажиры,
приготовьтесь к посадке!»
в) Проводник поинтересовался: «Много у
вас багажа?»
Слайд 18Ответы
а) Дежурный по станции сказал, что поезд
придет через несколько минут.
б) Раздалась команда, чтобы
пассажиры приготовились к
посадке.
в) Проводник поинтересовался, много
ли у нас багажа.
Слайд 19СПП с придаточным обстоятельственным
Алексей пополз туда, куда улетел самолет.
Когда уже
почти стемнело, мы решили остановиться на привал.
Если исчезнет воображение, человек
перестанет быть человеком.
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
Слайд 20СПП с придаточным обстоятельственным
Имеют значения те же , что и
обстоятельства в простом предложении, поэтому и отвечают на те же
вопросы (где, куда, когда, почему, зачем, как, при каком условии и др.)
Чаще всего присоединяются ко всему главному предложению.
Слайд 21СПП с придаточным обстоятельственным
Виды
Союзы и союзные слова
Слайд 22СПП с придаточным обстоятельственным
Придаточная часть может находиться впереди, позади или
внутри главного предложения
а) ( Куда ни взглянешь), [
всюду холмы ].
б) [ Я решил подняться на гору ], (чтобы
оттуда осмотреть окрестности).
в) [ Утром, ( как только мы отошли от
стоянки), сразу же увидели тропу ].
Слайд 23Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения
Найти грамматические основы;
установить смысловые
отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное
предложения;
поставить вопрос от главного предложения к придаточному;
найти союз или союзное слово в придаточном предложении;
по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Слайд 24Обратите внимание!
Один и тот же союз может быть в придаточных
разного вида!
Над долиной (какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи.
(опр.)
Теперь мне стало ясно (что?), где синичка спрятала гнездо. (изъясн.)
Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.(обст.)
Слайд 25Практическое задание №3
Определите вид придаточных предложений, расставьте запятые
1) В
степной полосе где был расположен
родной Колин
городок лесов не было.
2) Леонтьев охотно соглашался со всем
что говорил капитан.
3) Пять километров до села Спасского
откуда мы должны были двинуться
вверх по реке не заняли и сорока минут.
Слайд 26Ответы
1) В степной полосе, где был расположен
родной Колин городок, лесов не было.(опр.)
2) Леонтьев
охотно соглашался со всем,
что говорил капитан. (изъясн.)
3) Пять километров до села Спасского,
откуда мы должны были послать
телеграмму, не заняли и сорока минут. (опр.)
Слайд 27ИСТОЧНИКИ:
1. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.:
Просвещение, 1999.
2. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, , М.А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
4. Петрова Е.В. Тесты по русскому языку. – М.: «Экзамен», 2011
5. Демо-версия ЕГЭ – 2012.
6. http://officeimg.vo.msecnd.net/ru-ru/templates/TT001159439.png