Слайд 1Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать
в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Объединять
и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это ?
Слайд 2Служебные части речи.
Союзы.
Слайд 4Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица
–
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом
они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
-Какова их роль в предложении?
Слайд 5В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него
показывает
И слова все связывает.
Это?
Слайд 6Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я
форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то,
что кто-нибудь произнесёт.
Это?
Слайд 7Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою
я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это?
Слайд 8Служебные части речи
Служебные части речи – это слова, которые
выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные
слова. Служебные слова характеризуются набором специфическими признаками:
Слайд 9Служебные части речи
Не имеют лексического и грамматического значения.
Не изменяются.
Не употребляются
без самостоятельных частей речи.
Не являются членами предложения.
Слайд 10Из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова:
Союз-
1.Тесное
единение, связь отдельных лиц, групп.
2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей
3.
Государственное объединение.
4.Общественное объединение, организация.
Или
Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.
Слайд 11Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены в
простом предложении, или простые предложения в составе сложного.
Союзы
сочинительные
подчинительные
соединительные
и
да=и
ни-ни
тоже
также
противительные
а
но
да=но
зато
раздели
тельные
или(иль)
либо
то-то
не то-не то
Слайд 12Это интересно!
Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов
около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ.
Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)
(Н. Холодов)
Слайд 13
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
А.С.Пушкин
Из какого произведения эти строки?
Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?
С помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
Сделайте вывод о роли союза в тексте.
Слайд 14Роль союза в тексте
Союз является не только средством связи однородных
членов и простых предложений в составе сложного, но и средством
художественной изобразительности в тексте.
Слайд 15СОЮЗ
СВЯЗЫВАЕТ
Слова
ПП в составе
ССП и СПП
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ТЕКСТЕ
Слайд 17Ставь правильно запятые между однородными членами, связанными
сочинительными союзами
Слайд 18В СОСТАВНЫХ СОЮЗАХ
НЕ ТОЛЬКО…., НО И
КАК….., ТАК И
НЕ
ТАК…, КАК
НЕ СТОЛЬКО…., СКОЛЬКО
НАСКОЛЬКО….., НАСТОЛЬКО
ХОТЯ И…., НО
ЕСЛИ НЕ….., ТО
СТОЛЬКО…., СКОЛЬКО
Слайд 20 Шара́да (фр. charade, от окс. charrado
— букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Иногда словом «шарада»
называют тайну, загадку вообще.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок.
Пример:
Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Ответ: «Кар-тина».)
Слайд 21Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с
бараньей головы…
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали
вы.
(Пирог)
Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек.
(Кот)
Слайд 22Первое на карте
Водой окружено,
Второе в азбуке читаем
И третьим
шар в игре толкаем,
А в целом драматурга знаем.
(Остров-с-кий)
Союз и два предлога - первый слог,
Вторая часть — нечетное число.
Местоимение — конец шарады.
Ответ в Европе поискать вам надо.
(А-в-с-три-я)
Слайд 23Первые два слога - ноты,
Третий - противительный союз,
А вместе -
настольная игра.
(До-ми-но)
Раз – союз и два союз.
Заключили мы союз.
К нам
пришел еще предлог,
Получился порошок
Если этот порошок молочком разбавим
Удовольствие большое всем друзьям доставим.
(Какао)
Слайд 24Начало слова — лес,
Конец — стихотворение,
А целое — растет,
хотя и не растение.
(Бор-ода)
Мой первый слог —
Союз известный и предлог.
Ищи другие в огороде,
А целое — в стрелковом взводе.
(А-в-томат)
Слайд 25Мой первый слог - на дереве,
Второй мой слог —
союз,
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь.
(Сук-но)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита.
(Затор)
Слайд 26Слитно пиши союзы
ТАКЖЕ = ТОЖЕ= И
ЧТОБЫ= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ
ЗАТО =
НО
ПРИТОМ ( К ТОМУ ЖЕ)
ПРИЧЁМ
ИТАК ( в значении СЛЕДОВАТЕЛЬНО)
ОТТОГО
ПОТОМУ
Слайд 27ПИШИ РАЗДЕЛЬНО, ОТЛИЧАЙ ОТ
МЕСТОИМЕНИЙ И НАРЕЧИЙ
ТО ЖЕ
(САМОЕ…)
ТАК ЖЕ
(КАК И …)
ПРИ ТОМ ( ПРИ КАКОМ?)
ПО ТОМУ ( ПО КАКОМУ?)
ПРИ ЭТОМ ( ПРИ КАКОМ?)
ЗА ТО ( ЗА ЧТО?)
Слайд 28Правописание союзов тоже, также, зато и др.
Слайд 30ПИШИ РАЗДЕЛЬНО СОЮЗЫ
ТО ЕСТЬ
ТО БИШЬ
ПОТОМУ ЧТО
ТАК КАК
КАК БУДТО
ДЛЯ ТОГО ЧТО
БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО
ОТТОГО ЧТО
ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО
Слайд 31Графический диктант.
1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
Слайд 321.(Когда - =),[- = ].
2.[ = - ], и [
- = ].
3.[ = - ], а [ - =
].
4.[ - = ], (что - =).
5.[ = - ], (где = -).
Слайд 33Продолжите высказывания..
-сегодня я почувствовал, что…
-я выполнял задания…
-у меня получилось …
-я
понял, что теперь могу…
-я научился…
-я попробую…
-меня удивило…
Слайд 34Домашнее задание
Сочинить сказку(10 – 15 предложений) о роли служебных частей
речи в русском языке.
ИЛИ
Подобрать текст со служебными частями
речи. Текст переписать в тетрадь. Выделить в тексте союзы.