Слайд 1Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
УМК «Школа России», 4
класс.
Учитель МОБУ СОШ с.Кага Белорецкого района РБ
Мельникова Ольга Ивановна
Слайд 2
А. Прокофьев «Люблю березу русскую».
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В
беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее
нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Слайд 3Тема урока:
Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря
«Февральская лазурь».
Слайд 4Игорь Эммануилович Грабарь — известный советский художник, живописец, искусствовед, музейный
деятель, профессор и педагог.
Слайд 5
Русский художник Игорь Грабарь родился 13 марта 1871 года в
Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился на
юридическом и историко-филологическом факультетах Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Одним из его преподавателей был великий русский художник Илья Репин.
Знаменитый русский художник умер 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Слайд 6Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Особенно известными
стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней.
Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости.
Слайд 8И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»
Слайд 13Картина «Февральская лазурь» - одно из лучших произведений И.Э.Грабаря. Февральскую
лазурь художник увидел в Подмосковье, когда зимой 1904 года гостил
у художника Н.Мещерина в имении Дугино. В солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять и его поразило необычное состояние природы. Грабарь любовался березами. В то утро одна из берез привлекла его внимание, поразив редкостным ритмическим строением ветвей. Заглядевшись на березу, художник уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной фантастического зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то будет бесподобно.»
Слайд 14Восприятие картины
Почему художник выбрал такое название к картине название?
Объясните значение
слова лазурь.
Что в этой картине вас поразило, заинтересовало?
Какова береза на переднем
плане? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей?
Что увидели на заднем плане картины? Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о березках?
Какой день? Какое небо? Какой снег? Какого он цвета на солнце?
Назовите прилагательные, обозначающие цвета, которые вы можете использовать в своём сочинении.
Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Какое настроение вызывает у вас картина?
Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?
Слайд 15Словарно-лексическая работа
Какие слова помогают увидеть февральский день?
Лазурь — лазурный, лазоревый, нежно-голубой.
Жемчужный —
перламутровый.
Коралловый — ярко-красный.
Сапфирный — сине-зеленый.
Сиреневый — нежно, светло-фиолетовый.
Слайд 16План сочинения.
I. Вступление.
И.Э. Грабарь – певец русской природы.
II. Основная часть.
Описание
картины:
а) берёза на переднем плане (ее строение, цвет ствола, ветвей);
б)
деревья на заднем плане;
в) изображение неба, снега.
III. Заключение.
Впечатление, произведённое картиной.
Слайд 17Опорные слова для написания сочинения.
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо –
голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый,
морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.
Снег – белый, голубой, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями, шёлковым ковром, великолепным ковром.
Берёза – красавица, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
Настроение – волшебное, восторженное, торжественное.