Слайд 1Стилистика
Стилистика- раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили
речи, а также изобразительно-выразительные средства
Слайд 2Цель урока:
Формирование лингвистической и коммуникативной компетенции; совершенствование навыков связной речи;
воспитание любви и уважения к русскому языку.
Слайд 3Орфоэпический диктант.
Цемент, партер, созыв, баловать, свекла, квартал, дефис, жалюзи, эксперт,
тотчас, вовремя, каталог, досуг, черпать, кухонный, засветло, клала, поняла, полила,
прибыл, приняли, начали, звонит, звонишь, дозвонится, включим, поняв, понявший, наливший, красивее, шарфы.
Слайд 4А1. В каком слове ударение на первом слоге?
Слайд 5
А1. В каком слове ударение на втором слоге?
Слайд 6Классификация функциональных стилей
1)научный стиль – это язык науки. Его значение
состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о
научных понятиях. Его особенность- терминологическая лексика.
Слайд 72)Разговорный стиль
Отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость
и экспрессивность. В его основе лежит разговорная речь. Основной функцией
является общение.
Слайд 83)Официально – деловой стиль.
Официальная переписка, правительственные акты, речи. Употребляется лексика,
отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция).
Слайд 94)Публицистический стиль.
Выполняет функцию воздействия. Реализуется в средствах масовой информации. Это
язык газет, радио, телевидения. Характерны слова с общественно-политическим значением.
Слайд 105)Художественный стиль.
Стиль художественной литературы. Я вляется инструментом художественного творчества и
сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи.
Слайд 11
Определите стиль речи.
Директору школы № 937
Северо – Восточного округа
Москвы
Деевой Е. Д.
ученика 11 «А» класса Афанасьева Н.,
проживающего по адресу:
Москва,
ул. Липовая, дом 11, корп.3, кв.46
заявление.
Прошу освободить меня от занятий 10 февраля в связи с участием в городских соревнованиях по легкой атлетике.
8 февраля 2008 год.
Афанасьев.
А) официально-деловой;
Б) художественный;
В) публицистический;
Г) научный.
Слайд 12
Определите стиль речи.
Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти
два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь
имеем право , горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.
А) разговорный;
Б) художественный;
В) публицистический;
Г) научный.
Слайд 13
3. Определите стиль речи.
Реформа орфографии 1918 г.приблизила письмо к живой
речи ( т.е.отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм).
Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией.
Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И. А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе.
При этом надо подчеркнуть, что, во – первых, эти особенности были изестны и в конце XIX в.и что, во – вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.
А) разговорный;
Б) художественный;
В) публицистический;
Г) научный.
Слайд 14
4. Определите стиль речи.
Зарождение этого стиля относится к XVI веку,
в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя
Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В. Г. Белинский,
А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.
А) разговорный;
Б) художественный;
В) публицистический;
Г) научный.
Слайд 15Домашнее задание
Стр.383, п.112. упр.519, конспект урока.