Слайд 1МБОУ «СОШ №14
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Страдательные причастия настоящего
времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Составитель: Мелентьева Наталия
Николаевна,
учитель русского языка и литература,I категория
г.Балахна
Слайд 2
Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего
времени.
(Урок изучения нового материала с использованием
тестовых технологий)
Слайд 3Цель урока: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий
настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени
( -ом-, -ем-, -им-).
Работа по развитию речи: конструирование предложений, словосочетаний.
Повторение: написание безударных личных окончаний глаголов; написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, написание корней с чередующейся гласной в корне.
Слайд 4
Орфографическая пятиминутка. Разминка.
Слайд 5Тест поможет тебе проверить себя в правописании:
гласных о
– а в корне –лаг-/-лож-;
гласных о – а в
корне –раст-/-рос-;
гласных ё – о после шипящих в корне слова;
гласных е и и в корнях с чередованием.
тест
Слайд 6В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1.Нал_гать, отр_сль,
р_сток
2.Выр_сла, сл_жение, р_стовщик
3.Прил_гательное, прир_щение, пор_сль.
Задание №1
2
Слайд 7В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
1.Соб_рают цветы; всё зам_рло; отп_рать замок
2.Зап_р дверь;
степь расст_лается; приб_рать комнату
3.Звёзды забл_стели; зам_реть от восторга; раст_реть краски
Задание №2
3
Слайд 8В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?
1.Ч_лка,
нал_жить, уд_ру
2. Дол_жить, ср_стить, разд_валка
3. Выр_щенный, изл_гать, пол_жение
Задание №3
3
Слайд 9В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
Выж_гание, выч_тать, сж_гал
Отд_ру, бл_снул, приж_гал
Соб_раешь, изб_ру, переж_гал
Задание №4
1
Слайд 12«Узнай меня…»
- Составьте новое слово, взяв из данных слов указанные
значимые части.
Прекрасный- приставку
Описать- приставку
Доля-корень
Потчевать- суффикс
Борющегося- суффикс
Короткий- окончание
преодолевающий
Слайд 13
«Шифровальщики»
Преодолевающий- тот, который …..-I(II)спр.
Гонимый- тот, который….-I(II)спр.
Слайд 14Глаголы II спряжения
Все на ить и глаголы- исключения:
Гнать, держать, смотреть
и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и
терпеть.
Слайд 15«Создай портрет»
ИМЯ-……………
ОСОБЫЕ
ПРИМЕТЫ-…………
РОЛЬ-……………
Слайд 18Рассуждайте так:
оберега..мый участок – причастие оберега..мый образовано от глагола оберегать
I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву
е: оберегаемый участок.
вид..мые звёзды – причастие вид..мые образовано от глагола видеть II спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву и: видимые звёзды.
Слайд 19Вставить пропущенную орфограмму,
обозначить ее
Изобража…мый пейзаж,
необита…мый остров,
уважа…мый препод…ватель,
вид.мый горизонт
обрабатыва…мое изделие,
описыва…мый портрет,
слыш.мый голос
Слайд 20Образец: отправлять (I спр.) - отправляемый
прикрывать
решать
возводить
сооружать
оберегать
видеть
ранить
(1спр.) - прикрываемый
(1спр.) - решаемый
(2спр.)
- возводимый
(1спр.) -сооружаемый
(1спр.) - оберегаемый
(2спр) - видимый
(2спр.) - ранимый
Слайд 22Самостоятельная работа.
Распределить слова в два столбика
Избира…мый президиум, определя…мое существительное, спряга…мый
глагол, завис…мое слово, изуча…мое правило, управля…мая система, вообража…мый предмет, вдохновля…мый
музыкой, завис...мый больной.
Слайд 23Игра «Корректор»
Ухажёр,
гонимый ветром,
не пришёл на встречу.
Цветы,
обучаемые на уроке,
красивы.
Тучи,
редактируемые корректором,
обещали
дождь.
Попугай,
назначивший даме свидание,
оказался говорящим.
Повесть,
поливаемая садовником,
известна всем.
Дети,
купленные в зоомагазине,
станут
грамотнее.
Слайд 24Игра «Корректор»
Исправленные предложения.
Ухажёр,
назначивший даме свидание,
не пришёл на встречу.
Цветы,
поливаемые садовником,
красивы.
Тучи,
гонимые ветром,
обещали
дождь.
Попугай,
купленный в зоомагазине,
оказался говорящим.
Повесть,
редактируемая корректором
известна всем.
Дети,
обучаемые на уроке,
станут
грамотнее.
Слайд 25Диктант с самопроверкой
Верхушки березок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.
Чьи-то
голоса, слышимые в тишине утра, привлекли внимание девушки.
Слайд 26
Вывод: при написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени
необходимо опираться на спряжение глагола.
Слайд 27IV Подведение итога урока:
С какими причастиями мы познакомились сегодня на
уроке?
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени
-ем-, -им- пишется:
буква
е, если …
буква и, если …
Слайд 28V.Домашнее задание
§36
Упражнение 419