Слайд 1ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Учитель русского языка и литературы
лицея
Татьяна
Васильевна Краснухина
Республика Казахстан
Жамбылская область
Таласский район
г. Каратау
30.03.18
Слайд 2Э С С Е
Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое
сочинение небольшого объёма и свободной композиции
Слайд 3Э С С Е
выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному
поводу или предмету
Слайд 4Э С С Е
не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку
темы.
Слайд 5Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность
мышления, установка на интимную
откровенность и разговорную интонацию.
АССОЦИАЦИИ
-увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение
ПОЛЕМИКА
-поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения; -можно ввести в работу воображаемого оппонента;
-справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.
ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения, но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.
Слайд 7МОСТИКИ – ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОЙ ЧАСТИ К ДРУГОЙ
Тип мостика. Его
характеристика. Примеры
1. Риторический вопрос
Вопрос как бы возникает в сознании и
читателя, и автора
«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»
«Как поступает наш герой?»
«Может писатель не прав?»
2. Прямая связь
Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях
«Рассмотрим теперь…»
«Проанализируем этот рассказ…»
«Ещё хочу сказать, что…»
3. Переход-соединение
Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…
«Это качество проявляется также в том…»
«Следующая черта, которую необходимо отметить…»
«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
Слайд 8МОСТИКИ – ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОЙ ЧАСТИ К ДРУГОЙ
Тип мостика. Его
характеристика. Примеры
4. Переход- противопоставление
Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой,
а, же, но…
«Совсем иные взгляды свойственны…»
«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»
«Другие методы использует Толстой»
5. Внутренняя связь.
Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла
Слайд 9Упражнение 1
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ЭССЕ
РАБОТА С ТЕКСТОМ
ЗАДАНИЯ:
Прочитайте текст.
Придумайте название,
запишите /аргументируйте/.
Подберите эпиграф к тексту из предложенных ниже, запишите /аргументируйте/.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
Слайд 10Упражнение 2
Определите тип
мостиков – переходов
в предыдущем тексте
Слайд 11Упражнение 3
«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Дорисуйте необходимые элементы картины «Дом моей
мечты».
Опишите, почему вы включили данные элементы.
Составьте план и расскажите, что
вам необходимо сделать, чтобы ваша мечта о доме вашей мечты осуществилась.
4. Сформулируйте возможные темы эссе, связанные с данным упражнением
Слайд 12Талантливая работа воспринимается многозначно, бездарная – однозначно хорошо или однозначно
плохо.