УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
1
на уроках русского языка
Презентация на тему Презентация на тему Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка из раздела Русский язык. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:
совершенствование знаний учащихся в определённой области науки;
приобретение умений и навыков исследовательской деятельности:
- наблюдение;
- самостоятельный анализ фактов;
- выдвижение гипотезы и её проверка;
- формулирование выводов;
развитие интеллектуальных способностей учеников; обогащение духовной культуры;
развитие личностных качеств учеников:
- коммуникативные, рефлексивные умения;
- презентационные умения и навыки.
1.Этапы исследовательской деятельности в образовательной области «Русский язык»:
постановка проблемы;
сбор языкового материала;
анализ существующих способов описания и методов анализа материала;
собственно анализ материала.
!
Исследовательское обучение должно быть направлено не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-
следственных связей, развитие
логического мышления.
Виды заданий.
1. Задания, построенные на сборе языкового материала:
Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
1. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи».
2. «В русских словах приставка не может стоять после корня».
3. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса».
/с успехом применяем в среднем звене/
Задание должно быть проблемным,
то есть допускающим различные версии!
2. Задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему:
Даны примеры, показывающие основные способы
словообразования. Найдите ошибочные примеры
и подберите более удачные иллюстрации.
приставочный: досрочный, направо;
суффиксальный: орешник, серебряный;
приставочно-суффиксальный: подосиновик, безымянный.
сложение: паровоз, прошлогодний;
/с удовольствием ищут и находят/
3. Анализ языкового материала
цель:
выход на новую информацию
Тема: «Правописание НЕ с наречиями на –о и –е».
I. Выдвижение гипотезы.
II. Исследование материала.
1. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Старый лес шумит ровно, неумолчно.
2. Мальчик был одет неряшливо.
Щенок вскочил и угодил нечаянно лапой в миску.
3. Солнце, пробиваясь сквозь тучи, светит не радостно, а грустно.
Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо.
4. Ему было больно и вовсе не понятно, как отсюда выбираться.
Иван взмахнул руками и совсем не осторожно сорвался вниз.
III. Формулирование вывода, проверка гипотезы
Ответы учащихся: вывод, формулирование правила.
– Вы сформулировали правило. Посмотрим, как
звучит оно в учебнике.
/гипотезу выдвинули, абсурдных идей не было/
4.Игровая деятельность на уроке как разновидность развивающих технологий
1.«Справочное бюро» - выбрать слово, соответствующее
лексическому значению:
колорит, компонент, комфорт, компромисс - составная часть чего-либо.
2. «Эрудит» - раскрыть значение слов:
милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство...
3. «Диктор» - расставить ударения:
агент, баловать, ломоть, ракушка, хаос, цемент…
4. «Матрёшки» - восстановите пропущенное слово,
Город - … - пригородный, летать - ... – перелётный,
вода – подводный, прохлада – прохладненький.
5.«Бестолковый словарь лингвиста-шутника» - дать
словам новое ЛЗ.
Астрология – раздел ботаники, баранка – овца,
бездарь – тот, кому ничего не подарили, весельчак –
гребец, изверг - вулкан, стриж – парикмахер.
/фантазия детей неистощима/
5.Сочинять на лингвистические темы - увлекательное занятие
Грамматическая система языка строга, всё в ней точно и
обоснованно. Суровым равнодушием веет от многочисленных
правил, касающихся употребления в речи различных слов. Но
не всегда Грамматика столь холодна к человеку.
Есть в ней удивительная часть речи, которая проявляет свою
морфологическую сущность предложениях о внутреннем
состоянии человека, окружающей его среды.
Именно в Категории состояния Грамматика выражает свою
заинтересованность:
«Каково тебе, Человек? Каков мир вокруг тебя?»
Категория состояния – молодая часть речи, образованная на
базе наречия, У неё нет окончания, она не изменяется. Но это
не мешает ей быть единственным главным членом предложения
– сказуемым - при отсутствии действующего лица. Какая ещё
часть речи осмелилась бы выражать состояние души человека? И
только ей – молодой и дерзкой – всё нипочём!
/Переход в иное психологическое состояние, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя./
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть