Слайд 2Кирилл (Константин) ок. 827 – ок. 869 и Мефодий (ок.
815 – ок. 885)
- Просветители славян, создатели азбуки, братья;
Основной
источник сведений о них – жития: Мефодий сделал административно-военную карьеру, затем принял постриг; Кирилл уже в юности тяготел к лингвистике, учился в Константинополе;
- переводили Священное Писание с греческого на славянский с опорой на болгарские диалекты
- 24 мая – День памяти
Слайд 3Ломоносов Михаил Васильевич
(1711 – 1765)
- Первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед,
литературовед и др.;
«Российская грамматика» - первая научная грамматика РЯ;
- фиксирует
фонетич. особенности (разницу между письмом и произношением, н-р, сжался); грамматические особенности;
- Теория «трех штилей» в «Предисловии о пользе книг церковных»;
- «Риторика» (1748) – основы риторики;
- «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) - основы стихосложения
Слайд 4Аванесов Рубен Иванович
(1902-1982)
диалектолог, участвовал в подготовке диалектологического атласа русского
языка;
«Теория лингвистической географии»;
его вступит. статьи к «Атласу русских
народных говоров» легли в основу постулатов Московской лингвистической школы;
автор учебника «Русская диалектология»;
соавтор теории фонем Моск. фонологич. школы;
- «Фонетика современного русского литературного языка» (1956 г.);
«Русское литературное произношение» (1950 г.)
Слайд 5Богородицкий Василий Алексеевич (1857-1941)
Создатель первой фонетической лаборатории при Казанском ун-те;
учился у Бодуэна де Куртенэ;
«Опыты физиологии общерусского произношения в связи
с экспериментально-фонетическими данными»;
создатель артикуляционной классификации звуков: гласные – «ртораскрыватели», согласные – «ртосмыкатели»;
вопросы диалектологии, сравнительной грамматики индоевроп. языков, языка худ. лит-ры;
- считал язык средством мышления.
Слайд 6Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович
(1845-1929)
Русский и польский языковед;
До него в науке о языке господствовало историческое направление –
языки исследовали по письм. памятникам; он доказал, что сущность языка в реч. деятельности, значит, нужно изучать живые языки и диалекты;
ред. словарь Даля (3,4 издания);
- изучал индоевропейские, славянские языки, диалекты, фиксировал фонет. особенности;
создал теорию фонем и фонетич. чередований («Опыт фонетических чередований»);
применял в лингвистике математические модели;
основоположник экспериментальной фонетики;
- основатель Казанской лингвистической школы.
Слайд 7Буслаев Федор Иванович
(1845-1929)
лингвист, литературовед, фольклорист, искусствовед;
- считал, что в
языке отражается вся жизнь народа;
- «Историческая грамматика русского языка» 1858
г.;
- комментировал крупнейшие памятники ДРЛ;
в 60-е годы увлекся УНТ, затем иконографией;
- учитель Фортунатова;
основоположник научного подхода к описанию русской грамматики.
Слайд 8Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969)
Русский советский филолог-энциклопедист, литературовед;
ученик Шахматова и
Щербы;
руководил Институтом РЯ АН СССР;
- создал ж-л «Вопросы языкознания»;
исследовал памятники ДРЛ;
автор работ о языке и стиле Гоголя, Достоевского, Ахматовой;
- создал две науки: историю РЛЯ и науку о языке худ. лит-ры и стилистике;
«Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль прозы Лермонтова»;
- «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947);
внес вклад в лексикографию, лексикологию, фразеологию;
составитель первого научного Толкового словаря РЯ, руководил работой по составлению Словаря языка Пушкина;
центральные понятия – «слово и стиль языка».
Слайд 9Винокур Григорий Осипович
(1896-1947)
переводчик, журналист, преподаватель
- участвовал в создании
«Толкового словаря русского языка» под ред. Ушакова и Словаря Ожегова;
-
заложил теоретические основы орфографии как самост. раздела языка;
опубликовал работы по словообразованию;
- создал учение о продуктивных и непродуктивных моделях, об определении производной и непроизводной основ;
«Русский язык. Исторический очерк»;
(проблема разграничения стилей языка и художественной литературы);
- текстолог (подготовил неск. томов Акад. собрания сочинений Пушкина);
- инициатор работы над Словарем языка Пушкина;
- основоположник «Культуры речи»
Слайд 10Востоков Александр Христофорович (1781-1864)
Востоков – псевдоним, наст. фамилия Остенек;
историк языка, славист, поэт и исследователь русского стихосложения;
- Труды по
сравнительной грамматике славянских языков;
- первое издание «Остромирова Евангелия»;
- «Рассуждения о славянском языке» (впервые описал существование носовых гласных в стсля, гласную природу ъ и ь);
- «Словарь цсл языка», «Русская грамматика» (описание живого языка и языка Пушкина);
- выделил сущ. общего рода, только ед. и только мн.ч.
Слайд 11Даль Владимир Иванович
(1801-1872)
Профессиональный моряк, врач, также чиновник, этнограф,
53 года работал над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка»,
удостоен Ломоносовской премии РАН;
- словарь сод. более 200 тыс. слов разговорного и лит. языка сер. 19 в., фразеологизмов, пословиц, поговорок – «энциклопедия народной жизни»;
именно Даль ввел термин «толковый» применительно к словарю;
«Пословицы русского народа» - еще один известный труд Даля;
разрабатывал принципы классификации русских диалектов, изучал фольклор.
Слайд 12Фердинанд де Соссюр
(1857-1913)
- Швейцарский лингвист, заложивший основы современной лингвистики,
структурного метода;
Стоял у истоков семиотики;
- Язык воспринимал как систему;
-
заявил о разграничении языка (системы норм) и речи (формы существования языка);
обосновал диахронический и синхронический методы изучения языка (сравнивал с шахматными фигурами, которые могут быть сделаны из разных материалов, но ходят одинаково).
Слайд 13Дурново Николай Николаевич
(1876-1937)
Диалектолог
«Опыт диалектологической карты русского языка в
Европе» (в соавторстве с Ушаковым);
- разработал типологию аканья, классифицировал диалекты;
-
занимался вопросами разграничения морфем;
ученик Фортунатова;
«Введение в историю русского языка» (1927 г);
- составил первый словарь лингв. терминов - «Грамматический словарь».
Слайд 14Ожегов Сергей Иванович
(1900-1964)
Лексикограф;
- один из составителей «Толкового словаря русского
языка» под. ред. Ушакова;
автор «Словаря русского языка» (1949);
- ученик
Виноградова и Щербы;
- занимался языком отдельных писателей.
Слайд 15Петерсон Михаил Николаевич
(1885-1962)
Специалист в сравнительно-исторической грамматике индоевропейских языков,
грамматики РЯ, санскрита, теории орфографии;
ученик Фортунатова, развивал идеи Московской
лингвистической школы;
«Очерк синтаксиса РЯ», «Современный РЯ»;
- создал классификацию словосочетаний;
профессор Московского университета.
Слайд 16Пешковский Александр Михайлович
(1878-1933)
Ученик Фортунатова;
- Основное направление - вопросы
грамматики;
- Главный труд - «Русский синтаксис в научном освещении» –
учение о предложении и его предикативности, возможностях интонации;
работал над созданием школьных учебников.
Слайд 17Потебня Александр Афанасьевич
(1835 – 1891)
Украинский и русский филолог;
- исследовал
обрядовую поэзию, мифы, песни славян, сравнивал РЯ и украинский;
«Мысль
и язык» – проблемы взаимоотношения языка и мышления; психологических основ языкового творчества; эволюцию языка связывал с развитием мышления;
- «Из записок по русской грамматике» (4 тома) – вопросы лексикологии и морфологии;
доказал, что историческим изменениям подвержен и синтаксис;
- язык есть система – основной постулат.
Слайд 18Реформатский Александр Александрович (1900 – 1978)
«Введение в языкознание» – основной
университетский учебник (1947);
учение о фонемах;
- Возглавлял Московскую фонологическую школу;
вопросы синхронного и диахронного анализа, системности языка, взаимоотношений языка и речи;
- долгие годы был профессор МУ.
Слайд 19Соболевский Алексей Иванович (1856 -1929)
- вопросы диалектологии, стсл языка,
этнографии, топонимики, лексикологии, этимологии, истории русской литературы;
«Лекции по истории русского
языка» (первый университ. уч-к по этому вопросу) , «Опыт русской диалектологии»;
- цсл язык рассматривал как основу литературных языков славянских народов;
- активно участвовал в реформе русской орфографии 1917-1918 (идея исключить ять).
Слайд 20Срезневский Измаил Иванович
(1812-1880)
Вопросы исторического языкознания, этнографии, фольклора, национального
характера РЯ;
ректор Петербургского ун-та;
«Мысли об истории русского языка»
– впервые определены основные этапы истории РЯ;
основоположник русской диалектной лексикографии (идея лингвистического картографирования);
- «Материалы для словаря ДРЯ по письменным памятникам».
Слайд 21Трубецкой Николай Сергеевич
(1890 -1938)
Активный член Московской лингв. школы,
идеолог Пражской лингв. школы;
- вопросы фонологии;
- «Основы фонологии» – определено
понятие фонемы;
- первым противопоставил фонетику и фонологию, создал морфонологию;
занимался сопоставительной лингвистикой, малоизученными языками.
Слайд 22Ушаков Дмитрий Николаевич
(1873 – 1942)
Автор и главный редактор
«Толкового словаря русского языка» (1935-1940) – 4 тома;
работы по
общему языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии;
- принимал участие в составлении проекта реформы 1917-1918 гг.;
составитель школьных программ и учебников;
«Орфографический словарь русского языка».
Слайд 23Фортунатов Филипп Федорович
(1848 – 1914)
Ученик Буслаева, основатель Московской
лингвистической школы;
учение о грамматической форме слова;
вопросы сравнительно –исторического
языкознания;
открыл закон о передвижении ударения от начала слова к концу в славянских и балтийских языках (з-н Фортунатова – де Соссюра);
внес вклад в реформу русской орфографии.
Слайд 24Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920)
- вопросы реформы РЯ
(1918 г);
уже в 17 лет опубликовал статью «К критике
древнерусских текстов»;
- «Исследование о языке новгородских грамот»;
«Исследование в области русской фонетики», «К истории звуков РЯ»;
«Очерк древнейшего периода истории РЯ».
Слайд 25Щерба Лев Владимирович
(1880 – 1944)
Ученик Бодуэна де Куртенэ;
-
исследовал восточно-лужское наречие, жил в доме крестьян – стоял у
истоков экспедиционной лингвистики;
- фонолог и фонетист, создатель Ленинградской фонологической школы;
«Русские гласные в качественном и количественном отношении»;
«Русско-французский словарь»;
- статья «О частях речи в русском языке».
Слайд 26Якобсон Роман Осипович
(1896-1982)
- Большую часть жизни жил не
в России (в Чехии, Дании) и даже считается классиком американской
лингвистики, преподавал в Колумбийском и Гарвардском университетах;
«Звук и значение»;
сформулировал «теорию языковых универсалий».
Слайд 27Розенталь Дитмар Эльяшевич
(1900 – 1994)
Родился в Польше в
еврейской семье;
создал учебник итальянского языка для вузов, знал 12
языков;
- один из разработчиков и толкователей правил современного правописания; - автор более 150 книг;
- Русский язык не был для него родным.
Слайд 28Лопатин Владимир Владимирович (1935)
Главный научный сотрудник Института РЯ им. Виноградова;
-
вопросы словообразования и морфемики;
«Правила русской орфографии и пунктуации. Полный
академический справочник» - редактор.