Слайд 1«Правописание приставок»
урок-практикум
для учащихся 9-11 классов
Подготовила:
Скороходова Е.Н.,
учитель русского
языка,
МКОУ «СОШ №2» г.Щучье
Курганской области
Слайд 2Цели урока:
1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний
о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания
на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок.
2. Развитие интереса к истории языка.
3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний в старших классах (9-11)
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
Слайд 3В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) развесёлый, дошить,
подоконник, разрыв
2) утомление, прескверный, сыграть, оргстекло
3) подполковник, накрепко,
пригород, навсегда
4) сочувствие, вызывающе, слева, забежать
Слайд 4Повторим правописание приставок
Слайд 5В каком ряду во всех словах есть приставка?
1) сделать, превалировать,
розыск
2) причудливый, природа, изысканный
3) исподлобья, воспылать, контрнаступление
4) объяснить, здоровье, сверхинтересный
Слайд 6В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и
та же буква?
1) пре..писание, о..толкнуть, по..шутить
2) во..кликнуть, бе..жалостный, и..расходовать
3) с..грать,
без..нициативный, спорт..нвентарь
4) пр..имущество, пр..тензия, пр..пятствие
Слайд 7В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) бездонный, всмотреться,
переувлажнить
2) разбежаться, контратака, израсходовать
3) докрасна, по-русски, подснежник
4)
нахлебник, сверхинтересный, подземный
Слайд 8Продолжите ряд:
Постимпрессионизм, постструктурализм…
Контригра, контраргумент…
Конформист, конъюнктура…
Сверхизысканный, сверхновый…
Слайд 9Ы/И после приставок
Ъ/Ь
после приставок
З/С на конце приставок
Приставки пре-/при-
Слайд 11
Ъ/Ь после приставок
ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА)
Слайд 13
Ы/И после приставок
И или Ы: после приставки, заканчивающейся
на согласный (если нет – пишем И) → это не
сложносокращенное слово (если сложносокращенное – пишем И) → после русской приставки (если нет – пишем И) → не после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (если после них – пишем И) → это не слово ВЗИМАТЬ (если оно, пишем И) → Ы
Слайд 16Подберите антонимы с приставками пре- и при-:
Удаляться
Очень мало
Отбавлять
Очень злой
Уважать
Отдалять
Уродливый
Последующий
Слайд 17
Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ:
с...язвить, нав...ючить, нес...ёмные
об...ятия, в...едливый, пан...европейский
сверх...естественный,
без...ядерный, без..укоризненный
суб...ективный, с...экономить, без...аварийный
раз...ём, бар...ер, под...езд
суб...ядерный, рудопод...ёмный, пред...юбилейный
нев...ющийся, из...ясняться, об...ять
Слайд 18
Подберите родственные слова с различными приставками:
Имя
Игла
Индустриальный
Искра
Известный
Инспектор
Искусный
Слайд 19Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-:
Место стоянки судов, исключительное право, глава государства, первенство, подарить,
граница, оперная певица, исполняющая первые роли, купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному произведению, льгота, помеха, легенда, продолжатель, первое представление.
Слайд 20Вставьте пропущенные буквы
Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я
раз…грывал жалкую роль палача или предателя… (М.Ю.Лермонтов)
Все беды и
напасти изменили природу человека, сделали его без…нициативным. (Л.Н.Толстой)
Энергетикам запрещено вз…мать штрафы за перерасход электроэнергии.
Пора уж под…тожить, Как я живу и как вооружен. (М.Светлов)
Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез…скусственной красоте. (Л.Н. Толстой)
Слайд 21Ра…тояния: вёрсты, мили…
Нас ра…тавили, ра…адили,
Чтобы тихо себя вели,
По
двум разным концам земли.
Ра…тояния: вёрсты, дали…
Нас ра..клеили, ра..паяли,
В две руки
ра..вели, ра..пяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не ра..сорили – ра..сорили,
Ра..лоили…
Стена да ров.
Ра..елили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не ра..троили – ра..теряли.
По трущобам земных широт
Ра..овали нас, как сирот.
Который уж – ну который –март?!
Ра..били нас- как колоду карт.
(М. Цветаева)
Б.Пастернаку
Слайд 22Хитрая мангуста
Я увесил
каюту г..рляндами бананов. Они на веревочках к..чались под потолком. Это
для мангуст.
Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне а я лежал пр..крыв глаза. Чуть пр..открыл глаза и вижу что мангуста прыгнула на полку пер..лезла на раму круглого пар..ходного окна покрепче пр..мостилась и глянула на меня. Я пр..таился. Мангуста толкнула лапкой в стену и рама п..ехала вбок. Когда рама пр..близилась к бананам мангуста рванулась прыгнула и обе..ми лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан от..рвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пр..красный ..кр..батический прыжок! Я пр..вскочил п..глядеть но мангуста уже бе..пр..рывно возилась под койкой. Через минуту она пр..дстала передо мной с и..мазанной мордой и п..крякивала от удовольствия.