Слайд 1ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Слайд 2Письмо - это сложный навык и вид графомоторной деятельности.
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные
знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма»
Л.С.Выготский
Слайд 3Процесс письма
Речезрительный
анализатор
Двигательный
анализатор
Речедвигательный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
помогает осуществлять проговаривание
помогает произвести отбор нужного звука
участвует
в подборе нужных букв
помогает осуществлять движения мелких мышц кисти
согласованная работа
различных анализаторов
Слайд 4Механизм письма
Мотивация письма
Замысел письма
Звуковой анализ
Выделение фонем
Перевод фонемы в графему
Моторный акт
письма
Слайд 5Дисграфия
- частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся
ошибках.
Слайд 6Дисграфические ошибки:
Стойкие
Сохраняются в течение многих месяцев
Повторяются
Обусловлены несформированностью
высших психических
процессов
Слайд 7Классификация дисграфии
Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам:
звонкие - глухие (Б-П;
В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и
т.д.),
аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия
Слайд 8Артикуляторно-акустическая дисграфия
Пример:
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное
произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как
произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
Слайд 92.Акустическая дисграфия
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически
близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.
На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие:
звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
Слайд 102.Акустическая дисграфия
Пример:
Слайд 113. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
запись целого
предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова»
(ЦВТЫСТЯТ-СТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ);
пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении (ТОЛ вместо СТОЛ, ТРЕЛА вместо СТРЕЛА);
•пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР, КАРТНА вместо КАРТИНА);
•вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ, СЛО-ИНС вместо СЛОН);
перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА, ЛАП-МА вместо ЛАМПА).
Слайд 12Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Пример:
Слайд 134.Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи.
Ребенок пишет аграмматично,
т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).
Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Слайд 145. Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная
сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Все буквы
русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..
Слайд 15Аграмматическая и оптическая дисграфия
Пример:
Слайд 16Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной
деятельности, восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями).
Неречевые симптомы определяются в
этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.).
Слайд 18Агата Кристи
(1890-1976)
страдала дисграфией, то есть практически не могла писать
от руки.
Все ее знаменитые романы были надиктованы.
Слайд 19Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)
датский писатель,
Андерсен сочинял свои дивные сказки по
ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной
безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».
Слайд 20Альберт Эйнштейн (1879 – 1955)
физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории
относительности, лауреат Нобелевской премии.
Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с
трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.
Слайд 21Леонардо Да Винчи (1452-1519)
писал и рисовал левой рукой и оставил
7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать,
если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
Слайд 22Список использованной литературы:
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов» – М., 2001 г.
Корнев А.Н. «Нарушение чтения и
письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г.
«Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.
Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г.
Е.В. Мазанова Школьный логопункт «Документация, планирование и организация коррекционной работы».