Разделы презентаций


Второе имя или прозвище?

Содержание

Данный проект является актуальным:прозвища широко распространены среди подростков, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в каких- либо изданиях;возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ТЕМА ПРОЕКТА «ВТОРОЕ ИМЯ ИЛИ ПРОЗВИЩЕ ?»
Работу выполнили
Миннуллина Ангелина и

Пузикова Кристина,
ученицы 8 класса НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»

ТЕМА ПРОЕКТА  «ВТОРОЕ ИМЯ ИЛИ

Слайд 2Данный проект является актуальным:
прозвища широко распространены среди подростков, однако их

происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в каких- либо

изданиях;

возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;

исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью;

исследование по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Данный проект является актуальным:прозвища широко распространены среди подростков, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены

Слайд 3Анкета «ВТОРОЕ ИМЯ ИЛИ ПРОЗВИЩЕ?»


1.Что такое прозвище?
А) «второе имя»;

Б) кличка как у животного; В) обидное название
Г) выражение отношения одного человека к другому;
Д) другое (напишите).
2. Ваше отношение к тому, что некоторые люди имеют прозвище?
А) завидую, потому что некоторые прозвища «классные»; Б) не нравится;
В) безразлично, в своем обращении я использую только имя; Г) сами виноваты.
3.Есть ли у тебя прозвище?
А) да; Б) нет.
4. Кто придумал вам прозвище?
А) родители; Б) друзья; В) одноклассники; Г) недоброжелатели.
5.Давали вы сами кому-нибудь прозвище?
А) да; Б) нет.
6.Нравится вам ваше прозвище?
А) да; Б) нет.
7.Пытались вы что-нибудь изменить, чтобы вас не называли по прозвищу?
А) пыталась(ся), но все равно называют; Б) не пыталась(ся);
8. Как вы думаете, почему люди придумывают прозвище?
А) хотят обидеть; Б)подчеркнуть чью-то индивидуальность; В) так проще общаться:
9. Знаете ли вы что-нибудь о прозвищах ваших родственников?
А) да; Б) нет.
10. Какую роль в жизни человека играет прозвище (если оно есть)?
А) у некоторых развивается комплекс; Б) стимулирует к деятельности;
В) никак не влияет; Г) сразу видно, кого уважают.
Анкета «ВТОРОЕ ИМЯ ИЛИ ПРОЗВИЩЕ?»1.Что такое прозвище?А) «второе имя»;

Слайд 41. 59% ребят считают прозвище вторым именем.
2. 61 % учащихся

безразлично относятся к тому, что многие имеют прозвище.
3. Есть прозвище

у 55% опрошенных.
4. Большинство прозвищ дают одноклассники - 32% и друзья - 28%.
5. 40% респондентов признались, что сами придумывали прозвища.
6. 55% не пытались что-нибудь изменить в том, чтобы к ним не обращались при помощи прозвища.
7. 66% не нравится их прозвище.
8. 40% учащихся считают, что прозвище придумывают для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность носителя.
9.Большинство взрослых – 58% - скрывают от детей их подростковые прозвища.
10. Учащиеся школы считают, что во взрослой жизни прозвище не играет никакой роли – 57% , а в основном, развивают комплексы – 20%.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

1. 59% ребят считают прозвище вторым именем.2. 61 % учащихся безразлично относятся к тому, что многие имеют

Слайд 5НОВИЗНА ПРОЕКТА
в нашей школе не изучали историю и причины происхождения

прозвищ.
ПРОТИВОРЕЧИЕ
с одной стороны, прозвища существовали издревле и несли определенную нагрузку

(заменяли имя, образовывали фамилия), с другой стороны, мы не знаем, какой смысл, значения имеют прозвища в наше время.
НОВИЗНА ПРОЕКТАв нашей школе не изучали историю и причины происхождения прозвищ.ПРОТИВОРЕЧИЕс одной стороны, прозвища существовали издревле и

Слайд 6Как образуется прозвище?

ПРОБЛЕМА
«Второе имя

или прозвище?»
ТЕМА ПРОЕКТА

Как образуется прозвище?      ПРОБЛЕМА«Второе имя или прозвище?»ТЕМА ПРОЕКТА

Слайд 7изучение наличия прозвищ подростков Каркатеевской средней школы и особенности их

происхождения, проанализировать отношение к прозвищам.

Задачи


1.Изучить научно-популярную литературу по данной теме.
2.Провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ.
3.Проанализировать отношение школьников к прозвищам.
4.Проанализировать способы образования прозвищ.
5.Сделать вывод.

Цель

изучение наличия прозвищ подростков Каркатеевской средней школы и особенности их происхождения, проанализировать отношение к прозвищам.Задачи

Слайд 8если мы выясним историю происхождения прозвищ, то сможем определить способы

и причины их появления, а затем классифицировать прозвища подростков нашей

школы.

имена собственные, прозвища подростков Каркатеевской средней школы.

ГИПОТЕЗА

1.Опрос.
2.Классификация.
3.Анализ.
4.Синтез.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

способы образования прозвищ.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ

если мы выясним историю происхождения прозвищ, то сможем определить способы и причины их появления, а затем классифицировать

Слайд 9 Анализируя литературные источники, мы выяснили, что в

языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования.

Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика. Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка недостаточно информации о таких именах. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ.
Между тем, прозвище – это древнейший термин. В древнерусском языке он имел иное значение, чем сейчас. Понятие «прозвища» на протяжении истории русского языка меняло значение.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Анализируя литературные источники, мы выяснили, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая

Слайд 10 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом нашего исследования стали

имена собственные, прозвища. Собственное имя имеет общее значение, не указывая

на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя.

ЧТО ТАКОЕ ПРОЗВИЩЕ?

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ    Объектом нашего исследования стали имена собственные, прозвища. Собственное имя имеет

Слайд 11 Золушка – героиня сказки Перо Ш. «Золушка» названа

так, потому что она всегда была в золе, Дюймовочка –

по росту с дюйм, Винни – Пух – пушистый, маленький, толстенький, Белоснежка – белая, как снег, Айболит и Мойдодыр (по роду деятельности), Спящая красавица (.по особенностям характера, поведения, привычек человека).
Чучело (Лена Бессольцева), Железная Кнопка (Миронова) - героини повести «Чучело» Железникова В.К.
Кривоносик – герой В.М. Шукшина «Микроскоп» («У него нос с кривой горбатинкой») и Чудик («Жена звала его - Чудик, иногда ласково. Чудик обладал удивительной способностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные»)
Вспомним, что А. С. Пушкин, обучаясь в лицее, тоже имел прозвище: Француз, и его друзья – лицеисты по фамилиям своим имели прозвища. Иван Иванович Пущин – «ЖАННО» (французское имя, соответствующее русскому «Ваня», «Ванюша»). А за длинный рост его звали еще, «Иван Великий» или «Большой Жанно». Кюхельбекер Вильгельм Карлович – «Кюхля».

Из литературы

Золушка – героиня сказки Перо Ш. «Золушка» названа так, потому что она всегда была в

Слайд 12ИЗ ИСТОРИИ ПРОЗВИЩ
В XII веке прозвища уже существовали в речи.

Древнерусские имена были разнообразны и изначально очень походили на прозвища.

Имена давались, например,
по цвету волос: Чёрный, Белый, Чернавка;
по росту: Малой, Долгой;
по характеру и поведению: Булгак (беспокойный), Забава, Неулыба…;
по особенностям внешности: Елтыш (обрубок дерева), т.е. невысокий крепкий человек.
По прозвищам 15 -17 веков можно узнать какие кушанья готовили (Борщ, Кисель), что носили (Лапоть, Дерюга), какие были предметы быта (Голик – веник без листьев, Кулема – капкан).
Великие люди тоже имели персональные прозвища, различавшиеся по ряду признаков или причин:
по внешнему виду: Филипп Красивый, Карл II Лысый, Эрик Рыжий;
по месту рождения, жизни, смерти: Александр Невский, Симеон Полоцкий , Дмитрий Донской;
по виду деятельности: Иоанн Креститель, Афиней Механик;
по характеру : Карл Великий , Иван Грозный , Владимир Святой.
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЗВИЩВ XII веке прозвища уже существовали в речи. Древнерусские имена были разнообразны и изначально очень

Слайд 13Особенности прозвищ как языкового явления
Как

правило, прозвище появляется у человека в подростковый период.
Функции, которые они

выполняют при этом:
- выдвижение лидеров микро сообществ;
- выделение из группы отвергнутых людей;
- различение детей с одинаковыми именами;
- поддразнивание и унижение;
- проявление симпатии.

Сходство и различие имени и прозвища

Особенности прозвищ как языкового явления     Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый

Слайд 14 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОЗВИЩНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ

Дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц:
На основе фамилии.
По внешнему

признаку.
Прозвище, сложенное в рифму с именем или фамилией.
По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения.
По линии внутренних качеств.
По особенностям речи.
По увлечению.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОЗВИЩНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ       Дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц:На

Слайд 15 На основе фамилии учеников: Заяц (Зайцев), Трофим

(Трофименко), Акула (Окулов), Лань (Ланина), и т.д. Происходит как бы

возвращение к тем прозвищам, из которых когда–то возникли эти фамилии.
Руся (Руслан Гасанов ), Гога (Егор Курынкин), Даня (Даниил Самбирский, Данил Пищурин), Диня (Денис Ткаченко), Азот (Азат Валеев), Ангел (Ангелина Миннуллина). В эту группу относятся примеры имён уменьшительно – ласкательных, а не прозвища, образованных от их имён.
Прозвища, сложенные в рифму с именем или фамилией. Они состоят из имени и слова, рифмующегося с ним (Лена – полено, Антон – батон, Антошка – картошка, Татьянка – обезьянка, Олежка – тележка, Юлька – шпулька, Соня – засоня). Эти прозвища используются младшими школьниками в конфликтных ситуациях и как дразнилки.
Среди прозвищ есть и такие, которые образованы по внешнему признаку: Каримов Валера – Жираф (высокий), Крылов Никита – Большой.
Прозвище по увлечению: Тимур Гизатулин – Цой.
Прозвище на основе словосочетания: Пузик-карапузик

ГРУППЫ ПРОЗВИЩ ПОДРОСТКОВ КАРКАТЕЕВСКОЙ ШКОЛЫ

На основе фамилии учеников: Заяц (Зайцев), Трофим (Трофименко), Акула (Окулов), Лань (Ланина), и т.д.

Слайд 16Способ образования
ПРОЗВИЩ ПОДРОСТКОВ КАРКАТЕЕВСКОЙ ШКОЛЫ
Продуктивные суффиксы:
1) –чик-;
2) –ок- .
Среди

прозвищ на – а есть такие образования, которые строятся по

образцу сокращенных личных имен: Юта - Анюта, Ланка (Лана) – Светлана (Светланка), Митяй от личного имени Дмитрий; Лина (Линара).

Прозвища как неофициальные именования связаны с личными именами и их неофициальными вариантами, поэтому среди них очень часты совпадения: Янча, Яник, Яника – Яна; Жека – Женя; Лененок – Елена; Гоша– Игорь; Жора – Георгий; Ната, Таша – Наталья; Окся – Оксана; Люси – Люда, Таха – Танюха – Татьяна.

Классификация прозвищ по структуре
1. Имя существительное в образовании прозвищ используется гораздо чаще других частей речи.
2. Имя прилагательное используется редко.
3. Прозвища-словосочетания крайне редки.
4. Прозвище-предложение в нашей школе не употребляется.

Способ образования ПРОЗВИЩ ПОДРОСТКОВ КАРКАТЕЕВСКОЙ ШКОЛЫПродуктивные суффиксы:1) –чик-;2) –ок- .Среди прозвищ на – а есть такие образования,

Слайд 17 ВЫВОДЫ
Прозвище человека - нечто большее, чем просто средство общения.

Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком,

так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.
Прозвища используют писатели, чтобы подчеркнуть особенность своего героя.
Иногда прозвища становятся нарицательными.
ВЫВОДЫПрозвище человека - нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого

Слайд 18ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Надо стараться избегать употребления прозвищ в речи, поскольку вопрос связан

с культурой нашей речи, нашего поведения.
Практическая значимость работы

заключается в том, что результаты исследования можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов «Лексикология», «Морфемика. Словообразование», в кружковой работе, на классных часах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношение к прозвищам спорное: кому-то нравится, кто-то
негативно относится к этому явлению. Однако нужно уважать
мнение каждого. Но, тем не менее, прозвища вошли в нашу жизнь, являясь элементом разговорного стиля. Поэтому стоит помнить о том, что они неуместны в текстах официально-делового и научного стилей.

ПРЕДЛОЖЕНИЯНадо стараться избегать употребления прозвищ в речи, поскольку вопрос связан с культурой нашей речи, нашего поведения.

Слайд 19СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Чайкина, Ю.И., Смольников, С.Н. История русских личных имен, отчеств

и фамилий // Вологда, 2001. – 143 с.
2. Голомидова, М.В.

Проблемы изобретения собственных имен в практике современного книжного нейминга // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы международной научной конференции. – Екатеринбург, 2009. – С. 62-64.
3.Унбегаун, Б.О. "Русские фамилии" Пер. с англ.// Общ.ред. Б.А.Успенского. - М.: Прогресс, 1989. – 443с.
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1987.
5. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. Под ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, институт лингвистических исследований. Изд-во «Фолил-Пресс». СПб., 1998
6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Цитадель, 1998.
7. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М., 1978.
8. Данилина, Е.Ф. Прозвища в современном русском языке // Восточно-славянская ономастика. Исследования и материалы. – М.: Наука, 1979. – С. 281-297.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Чайкина, Ю.И., Смольников, С.Н. История русских личных имен, отчеств и фамилий // Вологда, 2001. –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика