Слайд 1СКАЖИ МНЕ, И Я ……….;
ПОКАЖИ МНЕ, И ……….;
ВОВЛЕКИ МЕНЯ, И
Я ………
Слайд 2СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ;
ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ;
ВОВЛЕКИ МЕНЯ,
И Я НАУЧУСЬ.
Слайд 3Буквенный диктант.
Ответьте на вопросы, сложите первые буквы ответов и
отгадайте зашифрованное слово.
К какому разряду относится прилагательное высокий?
Какой второстепенный член
предложения отвечает на вопросы имени прилагательного?
Определите группу односоставных предложений с главным членом подлежащим.
Какой буквой обозначается на письме звук (э)?
Какой частью речи является слово "пять десятых"?
Что такое "инфинитив"?
Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов.
Слайд 4К какому разряду относится прилагательное высокий? (Качественное)
Какой второстепенный член предложения отвечает
на вопросы имени прилагательного? (Определение)
Определите группу односоставных предложений с главным членом
подлежащим. (Назывное)
Какой буквой обозначается на письме звук (э)? (е)
Какой частью речи является слово "пять десятых"? (Числительное)
Что такое "инфинитив"? (Неопределенная форма)
Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов. (Орфография)
Ответ: …….
Буквенный диктант.
Слайд 5
Как вы думаете, как может звучать тема нашего урока?
?
Слайд 6Второе февраля.
Классная работа.
Вводные слова и вводные предложения.
Слайд 7Объяснение нового материала
а) Исследовательская работа.
- Запишите предложение: Уже наступила весна.
Инструкция:
–
Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в
предложение слова, которые передадут ваше удивление.
………., уже наступила весна.
– Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, использовав вводное слово и поставив его в середину предложения.
Уже, ………., наступила весна.
– Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.
Уже наступила весна, ………..
Слайд 8ЭТАЛОН
Уже наступила весна.
К моему удивлению, уже наступила весна.
Уже, к счастью, наступила
весна.
Уже наступила весна, по сообще-нию синоптиков.
Слайд 9ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Вводные слова….
служат для выражения эмоций;
делают предложения «более живыми»;
выделяются
интонационно и запятыми.
Слайд 11Творческая работа
Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя
материал для справок.
Чем хорош автомобиль? ___________,
в нем удобно ездить.
_____________, он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, _____________ , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.
Признаться, надо сказать, без всякого сомнения, к страшной моей досаде, по словам очевидцев, мягко выражаясь, согласитесь, по слухам.
Слайд 13Самостоятельная работа
Найдите вводные слова, расставьте недостающие знаки препинания.
1. Книги как
известно издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу по словам
очевидцев возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома.
4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы одним словом легко отделались.
6. Он слава богу остался жив.
7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры.
Слайд 14ЭТАЛОН:
1. Книги, как известно, издавна почитались на Руси.
2. Пожар в
лесу, по словам очевидцев, возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час,
следовательно, нам нужно выходить из дома.
4. Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы, одним словом, легко отделались.
6. Он, слава богу, остался жив.
7. По сообщению синоптиков, скоро ожидается понижение температуры.
Слайд 15
Для чего мы используем вводные слова и предложения?
Вводные слова и
предложения нам нужны для выражения мыслей и эмоций;
Они делают предложения
«более живыми»;
Выделяются интонационно и знаками препинания;
Не являются членами предложения.
Слайд 16Тест.
1. Вводные слова - это:
А) слова, при помощи которых говорящий
выражает своё отношение к тому, что он сообщает;
Б) слова, обозначающие
того, к кому обращаются с речью.
2.Какое значение имеет вводное слово действительно:
А) порядок мыслей;
Б) различные чувства;
В) большая степень уверенности;
Г) меньшая степень уверенности;
Д) источник сообщения.
3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:
А) к удивлению;
Б) возможно;
В) конечно;
Г) по-моему;
Д) итак.
4. Являются ли вводные слова членами предложения:
А) да;
Б) нет.
5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:
А) Мне кажется, что скоро пойдёт снег.
Б) Кажется, скоро пойдёт снег.
В) Он не такой, каким кажется.
6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:
А) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.
Б) Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.
В) Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище.
Слайд 17Рефлексия:
Закончите предложения:
При помощи вводных слов говорящий выражает ….
Вводные слова могут
иметь следующие значения …. .
Вводные слова на письме выделяются … ,
а в устной речи … .
Слайд 18Выводы.
Вводные слова обогащают нашу речь, но неуместное использование вводных слов
ведет к засорению речи.
Такую речь трудно и неприятно слушать. Она
свидетельствует о низкой речевой культуре человека.
Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.
Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией, т.е. паузами и сравнительно быстрым произнесением, а на письме выделяются запятыми. Иногда вводные предложения выделяются скобками или тире. Вводные слова можно “изъять“ из предложения, и смысл высказывания от этого почти не изменится.
Слайд 19Домашнее задание
1 вариант: Подготовить индивидуальное сообщение по выбору учащегося:
– "Слова-хамелеоны"
в русском языке (могут быть и вводными, и членами предложения
– в зависимости от контекста)
– Слова, не являющиеся вводными, но похожие на них (исключительно, притом и др.)
2 вариант: Разработать словарный диктант по теме "Вводные слова".
3 вариант: Выполнить упражнение № 366.
Слайд 20Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют
нашу речь,
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы
относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут “К счастью… “
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех , не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова “во-первых”, “во-вторых “,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
А.Кушнер
Слайд 21Поднимите красную карточку, если вы считаете, что усвоили тему «хорошо»
Поднимите
синюю карточку, если вы недостаточно хорошо разобрались в данной теме,
или у вас есть вопросы
Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!
ДО НОВЫХ ОТКРЫТИЙ!