Слайд 1Задание 25 ЕГЭ
Выражаем свою точку зрения
Слайд 2 После того как вы сформулировали позицию автора,
необходимо выразить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора
исходного текста по поднятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развёрнуто и чётко.
Слайд 3Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором
исходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.
Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого вам следует доказать, приведя два аргумента в защиту своей точки зрения.
Слайд 4ЗАПОМНИТЕ !
Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста
— это тот тезис, который следует аргументировать.
Тезис должен быть по
проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логически связан с позицией автора.
Слайд 5В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых
выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение
баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по критерию К11 будет присвоено 0 баллов).
Слайд 6КРИТЕРИЙ к4
АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
Слайд 7В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения:
тезис
(ваше мнение, которое вы должны обосновать);
аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров
для обоснования собственного мнения);
вывод (общий итог).
Слайд 8 Аргумент — это развёрнутый логический довод,
доказывающий истинность тезиса, которым является согласие или несогласие пишущего с
автором исходного текста.
Аргументов в экзаменационном сочинении должно быть. Они могут основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях учащегося.
Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать мнение пишущего.
Слайд 9Аргументы могут быть
логическими (рациональными),
иллюстративными
или ссылками на авторитет.
Слайд 10К логическим относятся:
реальные факты;
выводы науки;
статистические данные;
законы природы;
положения официальных документов, обязательных
для выполнения;
данные экспериментов и экспертиз;
свидетельства очевидцев.
Слайд 11
К иллюстративным относятся:
конкретные примеры из реальной жизни;
примеры из литературных произведений;
предположительные
примеры, которые рассказывают о том, что могло быть при определённых
условиях.
Слайд 12Ссылками на авторитет являются:
мнение известных, выдающихся людей - учёных, философов,
общественных деятелей и т.п.;
цитаты из авторитетных источников;
мнение специалистов, экспертов;
обращение к
опыту и здравому смыслу аудитории;
мнение очевидцев;
общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Слайд 13Очень важно установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать тезис)
и помнить о том, что приведённый пример должен не просто
выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.
Слайд 14В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно взять примеры
из произведений художественной или публицистической литературы.
ПРИВОДИМ АРГУМЕНТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА
ЧИТАТЕЛЬСКОМ ОПЫТЕ
Слайд 15Каждый такой аргумент строится следующим образом:
предложение, позволяющее осуществить переход от
согласия пишущего с автором исходного текста к аргументации своей позиции;
указание
на автора и название его литературного произведения;
пример-иллюстрация из названного литературного произведения;
микровывод к примеру-иллюстрации.
Слайд 16Примечание.
В качестве аргументов, основанных на читательском опыте,
можно использовать примеры из научной литературы (школьных учебников, научно- популярных
журналов, энциклопедических словарей и справочников).
При этом важно указать не только автора научной статьи, но и её название, а также сослаться на издание, в котором опубликован материал, приводимый выпускником в доказательство своей точки зрения.
Слайд 17Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на читательском опыте
При обращении к
литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения,
но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию, с помощью которой создаётся доказательная база: назвать конкретных героев и проанализировать их поступки.
Указание только на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать приведённый аргумент литературным: согласно критериям оценивания сочинений ЕГЭ по русскому языку, эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте.
Каждый пример-иллюстрация должен завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
Следует избегать фамильярности, упоминая писателей, произведения которых привлекаются для аргументации пишущим своей точки зрения: не стоит употреблять их имя и отчество без Фамилии (не «Александр Сергеевич осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства», а «А.С. Пушкин осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства»).
Аргумент из публицистической литературы принимается экспертами, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газету, журнал, книгу очерков и т.д.).
Слайд 18Построение доказательной базы сочинения с привлечением в качестве аргумента эпизода
«Наташа Ростова и подводы» из романа JI.H. Толстого «Война и
мир»
Слайд 19В приведённом отрывке из рассказа А. Платонова «Юшка» поднимаются следующие
проблемы:
проблема благотворного влияния природы на физическое и психическое состояние
человека;
проблема взаимосвязи природы и человека;
проблема постижения прекрасного в природе.
Слайд 21 Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым
в том, что природа удивительным образом благотворно воздействует на человека,
гармонизируя его внутренний мир. Думается, каждый из нас не раз замечал то особое состояние души, то спокойствие и умиротворение, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.
Об удивительной связи с ней писал Ф.И. Тютчев, который, как известно, в ранний период своего творчества был пантеистом. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» поэт говорит о том, что природа не бездушна: «В ней есть любовь, в ней есть язык». Однако не всякому человеку дано почувствовать живую душу природы. Только тот, кто не чёрств душой, чьё сердце открыто этому миру, испытывает истинное блаженство, соприкасаясь с миром природы. К нему, по мнению поэта, «сходят» лучи, рождается ощущения какого-то подъёма: «цветёт весна».
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Слайд 22 Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в
том, что созерцание красоты, разлитой в окружающем мире, умиротворяет душу
человека. Думается, каждый из нас не раз испытывал не только спокойствие, но и чувство радости, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.
Об умиротворении души человека, соприкасающегося с миром природы, пишет и М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...». В своём внутреннем монологе лирический герой повествует о душевной гармонии, которая наступает при созерцании красоты окружающего мира:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле...
Находясь на природе, лирический герой обретает внутреннюю гармонию, успокаивается, радуется и даже ощущает божественное присутствие на земле. «И в небесах я вижу Бога».
Три строфы, стихотворения составляют одно предложение, что подчёркивает кратковременность действия: чудодейственное преображение души человека, её
исцеление происходит в один миг.
И этот миг возможен и ценен для каждого человека, если он готов быть открытым и созвучным этому миру, а не противопоставляет себя всему живому, закостенев в собственной чёрствости и лишив себя возможности ощущать целительную силу природы.
Итак, наш опыт показывает: обращение к поэзии при аргументации своей точки зрения придаёт экзаменационному сочинению неповторимую душевность и производит общее благоприятное впечатление о работе.
Слайд 23К аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, предъявляются те же требования,
что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт:
они должны быть развёрнутыми и убедительными и завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на жизненных впечатлениях
Слайд 24Примечание.
Довольно часто выпускники, приводя аргументы, основанные
на жизненных впечатлениях, рассказывают о своих разнообразных знакомых и родственниках,
в жизни которых происходят мало похожие на правду, явно выдуманные события, например:
«В реальной жизни можно также найти достаточно много примеров, подтверждающих актуальность проблемы, поднятой автором текста. Расскажу вам о своём знакомом - Аркадии. В его семье все говорили, употребляя в речи только слова-паразиты. Из-за этого глава семьи не мог устроиться на достойную работу, а его дочь так и не сдала ЕГЭ по русскому языку, поэтому работает уборщицей в кинотеатре...»