Слайд 1Занимательная морфемика
Сборник упражнений
разного уровня сложности для 4-7 классов
Симоненко Ирина
Олеговна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №44 г. Мурманска
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Морфемный разбор слова
Поморфемное письмо
Морфема – минимальная значимая единица языка
Работа с
морфемными моделями
Этимологические загадки
Слайд 3№ 1. Разберите слова по составу. Для этого
а) определите
часть речи,
б) выделите последовательно окончание, основу, корень, приставку и
суффикс.
Выделите цветом слова, имеющие нулевое окончание.
Какие слова не имеют окончания ? Почему?
Белизна, болтун, выдумка, город, заколка, кино, кофе, красота, мастерица, метро, перегородка, пилотаж, попутчик, походка, родство, соловушка, тетрадь, частота, ширина; беленький, бесполезный, законный, заморская, крайний, подземный, синеватый, зеленоватый.
Раздел 1. Морфемный разбор
Слайд 4Безбрежный, безграничность, белоручка, ведёрко, волчица, вольность, горошина, дружба, духота, завивать,
занавески, иголочка, исцелительница, книжный, колючка, крышечка, мечтательный, небезвредный, невидимка, отеческий,
парашютный, Поднебесная, поток, рубашонка, самоучка, связистка, соразмерный, холодность, читатель.
№2. Разберите слова по составу, учитывая чередование
Слайд 5 Теснота, воссоединение, наслаждение,
давление, пылесос, трубопровод;
верхние, ослепительные, топленое (молоко), неустойчивая (погода), зимние (пейзажи); черноморский (флот),
весенний (день), вороний (крик), лисий хвост;
допоздна (читать), налево (повернуть), льстиво (говорить), жалко, по-новому;
съездить, пропеть, нести, перевезти, сберечь; сядь - сядьте, прочитай-прочитайте; учиться – учусь – учишься, удивляться – удивляюсь- удивляешься – удивляетесь.
№ 3. Выполните морфемный разбор слов разных частей речи
Слайд 6№4. ТРЕНАЖЁР-ПЯТИМИНУТКА
Искупаться, конькобежец, бездельничать, станция, быстро, бросится, броситься, принесёте, принесите,
указывайте, молодежь, бессилие.
Слайд 7ТРЕНАЖЁР-ПЯТИМИНУТКА
Справочник, отвергнуть, полюбоваться, обжорство, громоотвод, растерянность, подошла, елочка, марочка, ленточка,
шефствовать, рассчитывать, расчет, шествовать, французский, речонка, тушенка.
Слайд 8ТРЕНАЖЁР-ПЯТИМИНУТКА
Волчий, оборвавшись, зажатый, ссылаясь, откармливаемый, влюбленный, отмеренный, проехав, насаждение, мировоззрение,
умываясь.
* Синь, разбег, полёт, зелень, вылет, ширь, переплёт.
Слайд 9Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались,
по-осеннему, призываю, настольный, кенгуру, медвежий, срочно
(нар.), духовный, заповедник, испугавшись, хорош, сочнее.
№5. Выделите основу и окончание в следующих словах. Выделите цветом слова, не имеющие окончания. Сделайте вывод.
Слайд 10Легко (нар.), гений, сестер (р. п. мн. ч.), два, едва,
сказал, мяч, тишь, веселы,
сосен (р. п. мн. ч.), соловей, готов, тише, пятно, бегемот, кашне, жалюзи, новость, окно, карате, виден, зёрен (р. п. мн. ч.), согласен, почитай, собачий, хоккей, сделав.
№6. Разделите данные ниже слова на три группы
Слайд 12Колье, ожерелье, рыбий, синий, МИД, кофе, бежевый, (цвет) беж, бег,
синева, синь, расходился, изменилась, шестой, шестьдесят, Сергей Кузьмич, чудо, увяз,
по-американски, читая, мадам, бордовый, бордо, повел, бери, читай, делайте
№7. Распределите слова по 3 колонкам
Слайд 14РАЗДЕЛ 2. Поморфемное письмо
№8. Сказала, посёлков, записывать, играть, искательница, освещение,
подошла, почитай, одиночка, курение, погрузочный, вылечил, пробудились, задание, светлее, усилие
Проверь
работу:
Сказ-а-л-а, по-сёл-к-ов, за-пис-ыва-ть, игр-а-ть, иск-а-тель-ниц-а, о-свещ-ени-е, подо-ш-л-а, по-чит-а-й, один-оч-к-а, кур-ени-е, по-груз-оч-н-ый, вы-леч-и-л, про-буд-и-л-и-сь, за-да-ни-е, свет-л-ее, у-сил-и-е
Слайд 15№9. Запишите слова, используя приём поморфемного письма.
Связанный, побежавший, блестевшее, посмотрев,
погруженный, рассчитывая, смятых, переправляясь, переправляться, стремится, переместив, сознаваясь, стремиться, записав,
играющий
Проверь работу:
С-вяз-а-нн-ый, по-беж-а-вш-ий, блест-е-вш-ее, по-смотр-е-в, по-груж-енн-ый, рас-счит-ыва-я, с-мя-т-ых, пере-правл-я-я-сь, пере-правл-я-ть-ся, стрем-ит-ся, пере-мест-и-в, со-зна-ва-я-сь, стрем-и-ть-ся, за-пис-а-в, игр-а-ющ-ий
Слайд 16РАЗДЕЛ 3. Морфема – минимальная значимая единица языка
Студентка, поплавок,
геройство, грузин, медвежонок, сибиряк, доброта, строитель, дождик, радость
№10. Обозначьте суффиксы
в словах. К выделенным словам подберите
другие слова с таким же суффиксом (по значению).
Слайд 17Взлететь, подбежать, отрубить, надкусить, безграничный, преграда, рассердиться, сверхсрочный, пришкольный
№ 11.
Обозначьте приставки в словах. К словам подберите
другие слова с
такой же приставкой (по значению).
Слайд 18Баранина, барин, болгарин, боярин, бусина, виноградина, горошина, героиня, голосина, графиня,
грузин, домина, жемчужина, изюмина, картофелина, конина, льдина, морщина, осетин, осетрина,
отметина, подпалина, соломина, татарин, хворостина, холстина, царапина.
№12. Даны слова с омонимич-ными суффиксами. Устно распределите эти слова в соответствии со значением суффикса:
1) лицо мужского пола;
2) лицо женского пола по названию лица мужского пола;
3) мясо животных как продукт питания;
4) результат действия;
5) большая величина;
6) единичность.
Слайд 19Наводнение, водичка, водитель.
Море, морщины, морской, поморы.
Вода, водить, водник.
Угол, уголь, уголок.
№13.
В каждой строчке выделите однокоренные слова.
Слайд 20А: Летний, летать, лётный, лето, летун, многолетник, однолетки.
В: Ворота, дворняга,
подворотня, воротить, дворник, поворот.
С: Горец, горчица, горький, горе, горняк, горчичник,
горечь, подгорный, горевать, горчить.
№ 14. Обозначьте корни. В каждой группе слов найдите однокоренные слова и выделите их разными цветами.
Слайд 21Баночка, почка, точка, веревочка, перепёлочка, шапочка, дырочка, ошибочка, колбочка, клумбочка,
тумбочка, коробочка, вербочка, улыбочка, юбочка, прибавочка, лавочка, справочка, подставочка, кладовочка,
головочка, дочка, тетрадочка, площадочка, селедочка.
№ 15. Выделите морфемы в группе похожих по строению слов
Слайд 22Клюквенный, весенний, каменный, обменный, мгновенный, бритвенный, общественный, сменный, аборигенный, вещественный,
замороженный, наколенный, бессмысленный, одновременный, фирменный, письменный, пельменный.
Выделите морфемы в группе похожих
по строению слов
Слайд 23Дубов, столов, коров, слов, пастухов, жнецов, остров, покров, отлов, плов,
садовников, рыболов.
Воробей, муравей, гостей, свиней, зверей, рыжей, музей, быстрей, ключей,
статей, хоккей, частей, улей, змей, ручей.
Рвать, брать, ткать, ахать, дать, реформировать, радовать, срубать, давать, горевать, резать, узнать, играть, охать.
Выделите морфемы в группе похожих по строению слов
Слайд 24РЫБА
ДЕД
ДУБ
КЛЮЧ
СОЛНЦЕ
ЗВЕРЬ
№ 16. Образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением, используя
суффиксы
-УШК-
-К-
-ОК-
-ЫШК-
-ЁК-
-ИК-
Слайд 25ФУТБОЛ
ЛЕС
ГРУЗИТЬ
ВОСПИТАТЬ
ФЛЕЙТА
ЮМОР
ЧИТАТЬ
ПЕРЕВОДИТЬ
ПРЕПОДАВАТЬ
ГИТАРА
СВЯЗЬ
№ 17. Образуйте слова, обозначающие людей по роду занятий,
с
суффиксами -тель-, -чик-, -ист-, -ник-
Слайд 26Цени (….)
Мучи (….)
Води (….)
Писа (….)
№ 18. В каждом столбике пропущен
только один суффикс.
Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.
Например: участ (…), работ (…), озор (…). Ответ: -НИК-
Ярк (….)
Низ (….)
Свят (….)
Точн (….)
Слайд 27 №19. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и
та же приставка. Количество точек – это количество букв.
(..) возка
(..)
садка
(..) ездка
(..) грузка
(..) жигание
(..) живление
(..) мирание
(..) тухание
(…) лечься
(…) дуться
(…) влечься
(…) литься
(…) гул
(…) лёт
(…) хлада
(…) бег
Слайд 28- ЕШЬ
- ЕГО
- ОМУ
- АТ (ЯТ)
- ЯЯ
- ЕЙ
№
20. Решите задачу. Сами слова не известны, даны лишь их
окончания. Расскажите о каждом слове по его окончанию.
РАЗДЕЛ 4. Работа с морфемными моделями
Слайд 29Алтарь, аптекарь, бездарь, библиотекарь, бунтарь, вратарь, встарь, главарь, дикарь, звонарь,
лекарь, пахарь, пекарь, пригарь, рыцарь, словарь, сухарь, январь, янтарь
Объясните
значение устаревших слов
Ложкарь, рыбарь, пушкарь, чеботарь, золотарь
№ 21. Определите, какие слова построены по морфемной модели
арь
Слайд 30№22. Определите, какие слова построены по морфемной модели
ач
Бородач, лихач,
силач, трубач, усач, циркач, ткач, палач, кумач, лохмач, грач
Слайд 31№ 23. Какое слово является лишним и почему?
астый
Глазастый, головастый, горластый, зубастый, рукастый, цветастый, частый, языкастый
Слайд 32№ 24. Соотнесите слова с морфемными моделями,
по которым они
построены
Худоба, скоба, бомба, стыдоба, жалоба, чащоба, злоба, хвороба, пломба, шайба,
хвальба, молотьба
Слайд 34№25. Соотнесите слова с морфемными моделями,
по которым они построены
Щеголеватый,
зубатый, туговатый, зеленоватый, узорчатый, хохлатый, крылатый, волосатый, носатый, травчатый, внучатый
Слайд 36№26. Соотнесите слова с морфемными моделями,
по которым они построены
Бобёр,
стажёр, позёр, боксёр, вахтёр, зубодёр, дублёр, гвоздодёр, контролёр, визитёр, дирижёр,
гастролёр, фантазёр, шофёр
Слайд 38ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БУДЛАНУЛА БОКРА И КУРДЯЧИТ БОКРЁНКА.
№27. Известный лингвист
Лев Владимирович Щерба придумал предложение из несуществующих слов. Определите части
речи. Разберите слова по составу. Предложите перевод
Слайд 39ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала калуша с калушатами по напушке. Увазила бутявку и волит:
— Калушата! Калушаточки!
Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка
вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
№28. Прочитайте и перескажите текст Л. Петрушевской
Слайд 40РАЗДЕЛ 5. Этимологические загадки
Ж_ЛУДОК
Л_ГУШКА
М_ШОК
НАГР_ДИТЬ
НАСЛ_ЖДАТЬСЯ
НЕВЕСТА
ОБ_ЯНИЕ
ОБ_НЯНИЕ
СМ_ТАНА
СЧАС_ЛИВЫЙ
№29. Уточните историю происхождения слов.
Выделите в
словах исторические корни.
Этимология – раздел лингвистики, изучающий происхождение слов и
исторические изменения
в их строении.
Слайд 41Список литературы:
Вепрева, И. Т. Морфемика и словообразование современного русского языка:
практикум: [учеб.-метод. пособие] / И. Т. Вепрева ; М-во образования
и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 110 с.
Львова, С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8-11 классов (Мастер-класс для учителя) / С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2010. – 240 с.
Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка : В 2-х т. Ок. 145000 слов / А. Н. Тихонов. - М. : Рус. яз., 1985.
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение, 2009. - 727 с.
http://morphemeonline.ru