Слайд 1МБОУ Знаменская СОШ №1
Минусинский район
Красноярский край
Урок технологии в
6 классе:
«ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ»
Учитель технологии
Витютнев
Николай Анатольевич
Слайд 2Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов
Слайд 3Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов
Слайд 4Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов
Слайд 5Чем отличается дизайн от инженерного проектирования?
? ? ? ? ?
? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
?
Слайд 6Попробуем ответить вместе:
Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии
с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире,
чем у конструктора.
Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
назначение - способность удовлетворять определённую потребность человека;
например, ложка - приспособление для еды, магнитофон — устройство воспроизведения звука;
коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность и другие функции.
Слайд 7Попробуем ответить вместе:
Если инженерное проектирование даёт конструктивное решение вещи, то
художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей
и функций. Форма изделия имеет определённую самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.
Слайд 8Практическая работа
Практическая работа
«Точение детали по чертежу и технологической карте»
Вам
потребуются:
токарный станок с набором инструментов: чертёж детали и технологическая карта на её изготовление; заготовка, стамеска желобчатая полукруглая, линейка, карандаш, шило, шлифовальная шкурка.
Правила безопасности:
1. Не включайте станок без разрешения учителя
2. Надёжно крепите заднюю бабку станка.
3. Проверьте, имеет ли заготовка трещины.
4. Надёжно крепите заготовку.
5. Перед работой на токарном станке подготовьте рабочее место: уберите всё лишнее со станка и вокруг него, разложите только необходимые инструменты и приспособления.
6. Проверьте рабочий инструмент: ручки стамесок должны быть прочно насажены и не иметь трещин.
Слайд 9Практическая работа
7. Заправьте одежду. Застегните все пуговицы. Длинные волосы уберите
под головной убор
8. Перед пуском станка наденьте защитные очки.
9. В
процессе точения периодически останавливайте станок и поджимайте деталь задним центром, устраняя зазоры.
10. Периодически, по мере точения поверхности, при остановках станка подводите подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивайте заготовку вручную на 2-3 оборота и надёжно крепите подручник.
11. Во время работы не отвлекайтесь, не отходите от станка.
12. Все операции по настройке проводите только при отключенном и остановленном станке.
13. Не обрабатывайте деталь вблизи трезубца.
14. Не останавливайте заготовку руками.
15. Обо всех неисправностях сообщайте учителю.
Слайд 10Чтение чертежа
Прочитать эскиз или чертёж — это, значит, представить
себе устройство детали и выяснить все данные, необходимые для её
изготовления.
Читать эскиз или чертёж можно в такой последовательности. Сначала найти в правом нижнем углу эскиза название детали и выяснить, из какого материала её надо изготовить. Затем рассмотреть изображение детали, представить её форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и установить размеры. И в заключение изучить технические требования, указанные на чертеже.
Слайд 12Порядок выполнения работы
Порядок выполнения работы
1.
Прочтите чертёж и технологическую карту на изготовление цилиндрической детали (или
изделия для своего проекта).
2. Выберите заготовку и спланируйте работу с ней под руководством учителя.
3. Разметьте, подготовьте и установите заготовку на токарном станке.
4. Выберите и проверьте режущие инструменты.
5. Выполните черновое точение желобчатой стамеской, зачистку — шлифовальной шкуркой. Точите только с разрешения и под контролем учителя!
6. Снимите заготовку. Проверьте размеры и шероховатость поверхностей обработанной детали.
Слайд 15Изменение формы предмета.
Деформация, как процесс изменения формы тела под действием
приложенной силы. Сила физическая величина, которая характеризует действие одного тела
на другое.
Виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит сжатие материала, затем сдвиг и срез волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка.
Слайд 16Сущность процесса точения
Объясняется на основе физических понятий: вращательное движение заготовки
и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие
стружки.
Слайд 17Разметка — ответственная операция
от её точности зависит качество получаемого
изделия, а также количество расходуемого материала;
некачественная разметка может сделать невозможной
сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей;
это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда;
Вывод: профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной
Слайд 18Точение древесины
Установить причины нагрева резца и детали при обработке
древесины. Определить способы теплопередачи. Нагрев резца и заготовки в результате
теплопроводности; охлаждение – в результате конвекции.
Слайд 19Правила безопасности
Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.
Перед включением
станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а
инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.
Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.
Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.
Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.
Слайд 20Итог урока:
Оценить ответы и работу учащихся
Провести уборку помещения мастерской