Слайд 2Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное
искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая
кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Слайд 3Каждая рукодельница, не раз бравшая в свои руки иголку, со
временем накапливает большое количество лоскутов, которые вроде бы и применить
некуда, и выбрасывать жалко… А что, если их использовать для чего-то красивого и полезного в лоскутной технике? Пэчворк или, собственно, лоскутная техника заключается в сшивании небольших лоскутов, которые отличаются по фактуре и расцветке. Это позволяет изготовить нам довольно изящные неповторимые кухонные прихватки, коврики, одежду, подушки, одеяла, а так же многое и многое другое.
Слайд 5Для лоскутной техники используются практически любые ткани, как бывшие в
употреблении, так и новые. Только стоит знать, что новую ткань
перед сшиванием обязательно стирают, а затем отпаривают утюгом, чтобы не было изменения окраски или усадки после стирки получившегося изделия.
Слайд 6Самыми простыми в работе являются хлопчатобумажные ткани. Из них легко
и просто получаются подушки, одеяла, грелки на чайник, салфетки или
прихватки. А пальтовые ткани достаточно пластичны и мягки – они оптимальны для панно, пледов или ковриков.
Слайд 7Что касается шелковых тканей, то по фактуре после крахмаления они
немного напоминают хлопчатобумажные, однако, если использовать их часто, такие ткани
начинают сечься. Следует знать, что изделия из шелковых тканей недолговечны.
Как правило, для прочности получившееся изделие из лоскутов пришивают к подкладке (или основе). Ею может служить плотна ткань, синтепон или ватин. Для декорирования швов и отделки изделия используют ленты, отделочные шнуры или тесьму.
Слайд 9Обычно узор изделия состоит из одинаковых по размеру и форме
элементов. Для удобства выкраивания таких элементов используют шаблоны из картона или плотной
бумаги. Для его создания начертите на бумаге необходимый Вам элемент (треугольник, квадрат и тому подобное), но без припусков на швы. А затем отступите с каждой стороны на пять миллиметров и определить второй контур – это и будет припуск на шов. А уже после вырежьте внешний и внутренний получившиеся контуры.
Слайд 13Для выкройки нужного элемента из ткани необходимо наложить на изначальную
сторону ткани шаблон, а затем обвести карандашом внешний и внутренний контуры.
По внутреннему контуру сшивают, а по внешнему – вырезают элемент, сложив вместе обе части детали. Плотные ткани сшиваются «встык», предварительно уложив на подкладку. Сначала края прострачиваются двумя прямыми строчками, а затем их сшивают строчкой «зигзаг», при этом должны захватиться обе детали.
Слайд 14Для лоскутной техники характерны разные варианты методов геометрических узоров. Один
из самых простых методов – это квадрат в квадрате. Для
него соединяются равнобедренные треугольники. Сначала Вам нужно будет сшить внутренний квадрат. Затем по бокам к нему пришиваются 4 треугольника. Квадрат, который получился,
нужно подравнять, а по
бокам вновь пришить следующие
треугольники. Продолжать
в том же духе. Кстати,
треугольники могут
состоять из 2-ух других
треугольников.
Чтобы получилась общая
выразительность узора,
лучше чередовать темные и
светлые «вложенные» квадраты.
Главный эффект происходит от симметрии
орнамента.
Слайд 15Существует еще один метод под названием «американский квадрат». Для его
выполнения в качестве шаблона используется обычная линейка. Ширина линейки должна
соответствовать ширине элементов.
Не следует заранее нарезать элементы или полоски определенной длины.
Лучше, если их ширина будет
определена после сшивания.
За основу берется, конечно же,
квадрат.
А уже затем к нему пришивается
первый лоскут, а затем второй,
третий и так далее, по кругу.
Сами лоскуты при этом должны постепенно
увеличиваться по длине. Таким образом,
у Вас появится квадрат того размера, который Вам необходим. Можно так же пришивать лоскуты друг к другу, чередуя их по цвету так, чтобы они повторялись через каждые 2 лоскута – таким образом, Вы достигните очень интересные цветовые решения.
Слайд 16Лоскутная вышивка приобрела в России широкую популярность как увлечение сравнительно
недавно – в 90-х годах прошлого века. Наиболее частое название
этой техники – пэчворк (от англ. patchwork – лоскутная работа), поэтому многим начинающим хоббистам кажется, что он пришел к нам из-за границы.
Станки, давшие старт тканому «буйству красок», пришли в Россию из Англии, первой страны, внедрившей механизированное производство. Но лоскутное шитье развивалось у нас в стране независимо и по своим эстетическим законам.
В Российской империи вплоть до середины XIX века царило домотканое полотно, отличавшееся прочностью, позволявшей передавать одежду по наследству из поколения в поколение. Ширина ткани была 40 см, стандарт, при крое одежды максимально экономивший трудоемкий в изготовлении материал. С появлением ткацких станков размеры изменились до 75-80 см, и после раскройки оставалось много обрезков. Рачительные домохозяйки приноровились пускать их в дело, разнообразя цветными кусочками подолы детской одежды, а позже и взрослую, украшая фигурными аппликациями. Одновременно появились и стеганые одеяла и покрывала, собранные из многоцветных фрагментов разных тканей.
Здесь моментально нашли отражение национальные и местные традиции в подборе цветов и узоров. Праздничные по вызываемому настроению покрывала стали в сельской местности даже частью приданого невесты. С развитием оригинальных способов придумывались наименования: «ляпаки», «кругляки», «махры» и т.п. В то время как пэчворк и квилт в США стали частью популярных готовых наборов для рукоделия, в России лоскутное шитье превратилось в истинно народное декоративно-прикладное искусство. Пик популярности увлечения в США пришелся на рубеж XIX-XX вв., и потом оно было почти забыто до 70-х годов прошлого столетия. В 1971 году Ив Сен-Лоран использовал аппликацию в одной из своих коллекций, дав толчок новому витку искусства пэчворка во всем мире.
Успех лоскутного шитья в XXI веке связан не только с тем, что этот тип рукоделия сочетает свободу эстетического самовыражения с практичностью использования результатов. Пэчворк – визуальное отражение мультикультурализма. В поверхности, где гармонично сошлись фрагменты различных цветов, стилей и материалов, отражается современный мир, органично включающий традиции самых разных стран и народов в мозаику общей культуры.