Слайд 1(Русская культура начала XX века)
Урок-погружение
11-Б класс
«ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ,
ЭТОТ
МИР ИЗ СЕРЕБРА…»
Слайд 2
Цель урока: Помочь учащимся глубже проникнуть в атмосферу эпохи, разобраться
в художественных направлениях русской культуры начала 20 века.
Задачи урока:
совершенствовать
исследовательские навыки;
формировать коммуникативные умения;
планировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут;
осуществлять эстетическое воспитание
Цели и задачи:
Слайд 3
1. Общие сведения. Облик эпохи. Декадентство
и модернизм.
2. Поэтические индивидуальности. Поэты вне групп.
3. Философия, искусство
и литература символизма.
4. Искусство акмеизма.
5. «Пощечина общественному вкусу» футуристов.
План урока-погружения:
Слайд 41. Вторая мировая война.
2. Начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
3.
Отмена крепостного права.
4. Русско-японская война.
5. Царствование Николая I.
6. Первая русская
революция.
7. Создание I Государственной Думы; аграрная реформа Столыпина.
8. Образование СССР.
9. Первая мировая война.
10. Восстание декабристов.
11. Февральская революция, свержение самодержавия; Октябрьский переворот.
12. Активное построение социализма в стране.
13. Царствование Николая II.
Важнейшие исторические события начала XX века (выбрать нужное)
Слайд 5 (от франц. «moderne» — «современный»),
в
искусстве — совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй
половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.
Модернизм
Слайд 9 ДЕКАДЕНТСТВО, или декаданс (от франц. «decadence»; от
средневекового лат. «decadentia» — упадок), обозначение течения в литературе и
искусстве кон. 19 — нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, двойственными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты
Ш. Бодлер, П. Верлен, С.Малларме, А. Рембо и др. Декаданс характеризует неприятие окружающего мира, крайний пессимизм, рафинированная, "аристократическая" утонченность, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры. В декадентских по настроению произведениях часто превозносится угасание, разрыв с утвержденной моралью, стремление к смерти.
Искусство «декаданса»
Слайд 11
(1886 – 1939 г.г.)
Русский поэт.
С 1922 в эмиграции. В стихах (сборники «Путем зерна», 1920,
«Тяжелая лира», 1922; цикл «Европейская ночь», 1927), сочетающих традицию русской классической поэзии с мироощущением человека 20 в., — трагический конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира, стремление преодолеть разорванность сознания в гармонии творчества. Биография Державина (1931), сборник статей «О Пушкине» (1937), книга воспоминаний «Некрополь» (1939).
Ходасевич
Владислав Фелицианович
Слайд 12Марина Ивановна
Цветаева
Русская поэтесса. Романтический
максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники
«Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе — 1926). Трагедии («Федра», 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза («Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.).
(1892 – 1941 г.г.)
Слайд 13Максимилиан Александрович
Волошин
Русский поэт, художественный критик. В поэзии
— сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических
судеб России: сборники «Иверни» (1918), «Демоны глухонемые» (1919), книги стихов «Неопалимая Купина», цикл философических поэм «Путями Каина» (1921-23), поэма «Россия» (1924). Известен как акварелист.
(1877 – 1932 г.г.)
Слайд 14Символизм
От фр. «symbolisme», от
греч. «symbolon» – знак, опознавательная примета) – эстетическое направление, сформировавшееся
во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 в.в.
Слайд 15Философская основа символизма
Стремление создать картину идеального мира, существующего по
законам вечной Красоты.
Отношение к слову как к многосмысленному посланию, как
к шифру некоей духовной тайнописи.
Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности.
Знаковое наполнение обыденных слов.
Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
Слайд 16Русские художники-символисты:
Виктор Борисов-Мусатов
назад
Слайд 17Русские художники-символисты:
Михаил Врубель
Слайд 20Валерий Яковлевич Брюсов
(1873 – 1924 г.г.)
Основоположник
русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги
стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» — «Городу и миру», 1903; «StejanoV» — «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.
Слайд 21Иннокентий Федорович Анненский
(1855 – 1909 г.г.)
Русский поэт.
В лирических стихах (сборники «Кипарисовый ларец», 1910; «Посмертные стихи», 1923)
— трагедийная напряженность, тонкий психологизм. Критические статьи («Книга отражений», 1906-09). Переводы, в т. ч. трагедий Еврипида. Чисто анненсковский мотив — переживание несбывшегося, идеально-невозможного, «непознанного» как невозвратной и трагической, но состоявшейся реальности: здесь с особенной силой выражена тоска по равному поэту событию или чувству при осознании их принципиальной нереализуемости. О. Мандельштам писал о «горьких, полынно-крепких стихах» Анненского, каких «никто ни до, ни после его не писал»
Слайд 22Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867 – 1942 г.г.)
В стихах
— культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного
«солнечного» начала; музыкальность (сборники «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал.
Слайд 24Федор Кузьмич
Сологуб
(1863 – 1927 г.г.)
Русский писатель.
Сборник стихов «Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма. В
романе «Мелкий бес» (1905) гротескное изображение русской провинциальной жизни; переводы.
Слайд 25Вячеслав Иванович
Иванов
(1866 – 1949 г.г.)
Представитель и
теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья
(сборник «Кормчие звезды», 1903, «Cor ardens», 1911). В литературно-философских трудах ( в т. ч.
в книге «Борозды и межи», 1916) — религиозно-эстетическая концепция творчества. С 1924 жил в Италии.
Слайд 26Александр Александрович
Блок
(1880 – 1921 г.г.)
Русский поэт.
Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение
кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.
Слайд 27 От греч. «akme» - высшая степень чего-либо; искусство,
провозгласившее освобождение от символистских порывов к «идеальному», от многозначной текучести
образов, усложненной метафоричности, исповедовавшее возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
Акмеизм
Слайд 30Николай Степанович Гумилев
(1886-1921 г.г.)
Русский
поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для
стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора.
Слайд 31Анна Андреевна Ахматова
1889 – 1966 г.г.)
Русская поэтесса
(сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология
женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
Слайд 32Осип Эмильевич Мандельштам
(1891-1938 г.г.)
Русский поэт. Начинал как
представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным
восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Слайд 33 От лат. «futurum» — будущее, авангардистское направление
в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии
и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии— языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Футуризм
Слайд 35
«ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ»
...Читающим
наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени.
Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. ..
...Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
1912, Декабрь
Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Слайд 36Манифест из сборника «Садок судей»
..Мы выдвинули впервые новые
принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
1. Мы
перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:
а) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания;
б) в почерке полагая составляющую поэтического импульса;
в) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "само-письма".
6. Нами уничтожены знаки препинания, -чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана.
Слайд 37
7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления),
согласные - краска, звук, запах.
8. Нами сокрушены
ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках - всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
9. Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский) разработаны нами.
10. Богатство словаря поэта - его оправдание.
11. Мы считаем слово творцом мифа: слово, умирая, рождает миф, и наоборот.
12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.
13. Мы презираем славу: нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.
Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц,
А. Крученых
1913
Слайд 38 Направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для
русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение
предмета на составляющие структуры, как у К. Малевича) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении»,
т. е. во времени).
Кубофутуризм
Слайд 40Владимир
Маяковский
(1893 - 1930 г.г.)
Русский поэт, один
из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-1920-х годов.
В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929).
Слайд 41Велимир Хлебников
(1885-1922 г.г.)
Русский поэт, одна
из ключевых фигур авангарда. Практически избавил свой язык от греколатинского
корнеслова. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. В духе Лобачевского создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве. От преобразования фольклорно-мифологических традиций пришел к идеям единого «звездного языка» для всех землян, «государства времени», общественных «Предземшаров», противопоставляемых «государствам пространств», и к полемике с Лениным «вплотную и вровень». Уникальна судьба поэта-ученого-мыслителя, бессребреника и подвижника, «одинокого лицедея», не увидевшего в печати ни одного самостоятельно составленного сборника своих стихов.
Слайд 42«Король поэтов»
«эгофутурист»
Игорь
Северянин (1887-1941)
Эстетизация салонно-городских мотивов, игра
в романтический индивидуализм в сборниках «Громокипящий кубок» (1913), «Ананасы в
шампанском» (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник советов «Медальоны» проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутости от нее.
Слайд 44Домашнее задание
Выберите из представленных объектов символ, на ваш взгляд, соответствующий
одному из направлений символизма, акмеизма, футуризма. Объясните ваш выбор.
Подберите стихотворение,
в котором встречается, выбранный вами, символ.
Назовите работы художников-модернистов, «живущих» в рекреациях и холлах школы