Слайд 1Презентация на тему : Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника. Роль
общения дошкольника со взрослыми и сверстниками в психическом развитии.
Выполнили
Капустина Татьяна
и Баранова Алёна
Группа : 4-ДОб-04-21зп
Слайд 2Социальная ситуация развития.
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста
система отношений ребёнка с окружающим миром.
Она обуславливает образ жизни ребёнка
и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности является структурным компонентом психологического возраста.
Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития.
Слайд 3Основные новообразования дошкольника
К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие
:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Для того чтобы
объяснить явления природы, дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо.
3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, чувство долга.
Слайд 44. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. У
ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.
5. Возникновение личного
сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность и стремление попасть в мир взрослых. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника.
Слайд 5Роль общения дошкольников со взрослыми.
Если обобщить влияние общения со взрослым
на общее психическое развитие ребенка ,то можно сказать, что:
1) Для
детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др).
2) При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком.
3) Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию.
4) Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Слайд 6Роль общения дошкольника со сверстниками в психическом развитии.
Общение со сверстниками
- необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано
становится его основной социальной потребностью. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
Слайд 7Если обобщить влияние общения со сверстником на общее психическое развитие ребенка
,то можно сказать, что:
1)В нравственном развитии происходит формирование нравственных представлений,
гуманного отношения к другим, положительной эмоциональной направленности на окружающих, навыков сотрудничества и взаимодействия с партнером, взаимопонимания, сопереживания
2) Развитие познавательной деятельности состоит из способности к выделению различных взглядов на явление или объект. Овладении логическими операциями возражения, доказательства, аргументации, убеждения.
Слайд 83) В развитии самосознания совместная деятельность с ровесником составляет условие
возникновения адекватных оценок сверстников, а впоследствии и самооценки, ее когнитивного,
эмоционального и волевого компонентов.
4)Развитие творческих способностей происходит за счет выдвижения собственной инициативы и принятию инициативы других. При отсутствии запретов со стороны взрослого дети имеют возможность действовать по своему усмотрению.
5) Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, разработки общего плана в игре; способность выражать сочувствие, делать взаимооценки; распределять игрушки.
Слайд 9 Выводы об особенностях общения дошкольника с ровесником:
1) Общение с взрослым выступает
решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника;
2) Общение
со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе;
3) Взаимоотношения ребенка со сверстниками значительно отличаются по своим функциям, содержанию, энергетикой от общения ребенка со взрослыми;
4)Вклад общения и совместной деятельности с ровесником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.