Разделы презентаций


1. Личность врача в коммуникативной деятельности. Интерактивная сторона КД

Содержание

Специфика врачебной деятельности - участие в различных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 11. Личность врача в коммуникативной деятельности. Интерактивная сторона КД.
БГМУ кафедра

педагогики и психологии
Профессор Амиров Артур Фердсович

1.	 Личность врача в коммуникативной деятельности. Интерактивная сторона КД.  БГМУ кафедра педагогики и психологии Профессор Амиров

Слайд 3Специфика врачебной деятельности - участие

в различных
формах и
уровнях взаи-
модействия в
медицинских
организациях.

Интеракция –
обмен
действиями.
Специфика врачебной деятельности - участие

Слайд 4Направленность интерактивной стороны КД

Интерактивная сторона общения заключается в организации

взаимодействия между людьми (обмен действиями, общение через вещи и продукты

деятельности).

Направленность интерактивной стороны КД 	Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми (обмен действиями, общение через

Слайд 6Интерактивная составляющая как взаимное влияние участников КД

Взаимодействие людей – это

не только узкое общение:
Это проявление их поступков, направленных на

достижение какой-то общей цели. Это и действия, направленные друг на друга. Участвуя в любом общем деле, люди неизбежно оказывают влияние на эмоции и поведение своего партнера или партнеров.
В упрощенном виде это можно представить как цепочку их реакций на действия друг друга: поступки одного человека вызывают реакцию второго, а он в свою очередь тоже отвечает определенным образом и опять воздействует на поведение партнера своим поведением.
В таком процессе как правило проявляются все стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
Интерактивная составляющая как взаимное влияние участников КД Взаимодействие людей – это не только узкое общение: Это проявление

Слайд 7Пример «чистой интеракции»

Пример «чистой интеракции»

Слайд 8Притча о Вавилонской башне

Притча о Вавилонской башне

Слайд 9 Структура взаимодействия

В структуру взаимодействия (интеракции) входят:

субъекты взаимодействия;
взаимная связь

(информационная, тактильная, эмоциональная);
взаимное воздействие друг на друга, обмены;
взаимные изменения субъектов

КД.
Структура взаимодействияВ структуру взаимодействия (интеракции) входят:субъекты взаимодействия;взаимная связь (информационная, тактильная, эмоциональная);взаимное воздействие друг на друга,

Слайд 10Взаимодействие в деятельности врача складывается из:

физического контакта (диагностические и

лечебные процедуры, прикосновения);
совместного обмена действиями;
совместного (группового)
действия;

вербального контакта;
невербального контакта.
Взаимодействие в деятельности врача складывается из: физического контакта (диагностические и лечебные процедуры, прикосновения); совместного обмена действиями; совместного

Слайд 11Типы взаимодействия:

межличностные ( другим человеком);
личностно-групповые ( в малой

группе);
личностно-массовые (в обществе);
межгрупповые.

Типы взаимодействия: межличностные ( другим человеком); личностно-групповые ( в малой группе); личностно-массовые (в обществе); межгрупповые.

Слайд 12Межличностное взаимодействие
Межличностное взаимодействие – это процесс как непосредственного так и опосредованного воздействия

субъектов деятельности друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность

и связь.
В непосредственном взаимодействии реализуется отношение человека
 к другому человеку как к субъекту,
у которого есть свой собственный
мир. Эти отношения строятся на
основе КД людей и в процессе
 совместных контактов.
Межличностное взаимодействиеМежличностное взаимодействие – это процесс как непосредственного так и опосредованного воздействия субъектов деятельности  друг на друга, порождающий

Слайд 13Межличностное взаимодействие в медицине
регулируется нравственными канонами, а также организационно

правовыми:
предписаниями ВОЗ
решениями Всемирной медицинской ассоциации
декларациями ЮНЕСКО
законами всех

государств
Нормативными актами Министерств здравоохранения в регионах
Межличностное взаимодействие в медицине регулируется нравственными канонами, а также организационно правовыми: предписаниями ВОЗ решениями Всемирной медицинской ассоциации

Слайд 14Хельсинская декларация

Хельсинская декларация

Слайд 15Женевская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации

Женевская Декларация
принята 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской

Ассоциации, Женева, Швейцария, сентябрь 1948, дополнена 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968, 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 и 46-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994 
Женевская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации          Женевская Декларация 	принята

Слайд 16Базовые принципы межличностного взаимодействия в системе «врач – больной»
• уважение

личности пациента  • оказание пациенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях  • предоставление

ему необходимой информации (о состоянии здоровья и предлагаемых медицинских мерах)  • возможность выбора из альтернативных вариантов  • самостоятельность пациента в принятии решений  • возможность осуществления контроля за ходом обследования и лечения (со стороны пациента)  • вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи («терапевтическое сотрудничество») 
Базовые принципы межличностного взаимодействия в системе «врач – больной»	• уважение личности пациента   • оказание пациенту психологической

Слайд 17Возможные стратегии поведения при взаимодействии:
1) содействие, сотрудничество;
2) доминирование, противодействие;
3) компромисс;
4)

уклонение;
5) соперничество.

Возможные стратегии поведения 	при взаимодействии:1) содействие, сотрудничество;2) доминирование, противодействие;3) компромисс;4) уклонение;5) соперничество.

Слайд 18Содействие, сотрудничество, кооперация
Деятельность осуществляется с учетом интересов всех участников коммуникативного

процесса.
Этот подход ведет
к успеху как в делах,
так и

в личной
жизни.
Содействие, сотрудничество, кооперацияДеятельность осуществляется с учетом интересов всех участников коммуникативного  процесса.Этот подход ведетк успеху как в

Слайд 19Доминирование
Кто-то из основных участников коммуникативного процесса
ориентируется

исключительно на
собственные цели и
интересы

ДоминированиеКто-то из основных участников коммуникативного процесса  ориентируется  исключительно на  собственные цели и 	интересы

Слайд 20Компромисс
Стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот стиль


эффективен,
когда все жела-
ют одного и
того же. Но
проблема
сохраняется.

Компромисс	Стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот стиль 	 эффективен,	 когда все жела-	ют одного и

Слайд 21Уклонение
Стиль уклонения – реализуется обычно, при взаимной неприязни, если в

общем деле не затрагиваются прямые интересы сторон или возникшая проблема

не столь
важна для них и
у них нет нужды
отстаивать
свои интересы.
УклонениеСтиль уклонения – реализуется обычно, при взаимной неприязни, если в общем деле не затрагиваются прямые интересы сторон

Слайд 24Причиной установления той или иной стратегии взаимодействия является стиль управления

в коллективе:
Основные стили управления
Авторитарный
Демократический
Попустительский (либеральный)
Комбинированный (динамичный)

Причиной установления той или иной стратегии взаимодействия является стиль управления в коллективе:	Основные стили управленияАвторитарныйДемократический Попустительский (либеральный)Комбинированный (динамичный)

Слайд 25 Авторитарный
Единоличное управление коллективом медицинских работников
Предъявление жестких требований к сотрудникам

и установление строгой трудовой дисциплины
Систематический контроль за выполнением служебных обязанностей

всем медицинским персоналом.
Основные средства управления –
наказание и поощрение

АвторитарныйЕдиноличное управление коллективом медицинских работниковПредъявление жестких требований к сотрудникам и установление строгой трудовой дисциплиныСистематический контроль за

Слайд 26 Авторитарный
Руководитель подчеркнуто требователен, направлен на эффективность конечного результата общей

работы;
Считает, что всегда и во всем прав, а

сотрудники в любых ситуациях должны беспрекословно
подчиняться отдаваемым
приказам и распоряжениям

Авторитарный	Руководитель подчеркнуто требователен, направлен на эффективность конечного результата общей работы; 	Считает, что всегда и во всем

Слайд 27Демократический
внимание и учет руководителем мнения всех сотрудников;

стремление понять их, убедить, а не приказывать;
ведение диалогического

общения на позициях равных.
Демократический внимание и учет руководителем мнения всех сотрудников; стремление понять их, убедить, а не приказывать;  ведение

Слайд 28Демократический



Главное в процессе коммуникативного взаимодействия - достижение согласия
и установление

сотрудничества между сотрудниками;
Руководитель выполняет роль посредника, осуществляет поиск

согласия, считая
что это важнее результата, достигнутого на основе давления и конфликтов

ДемократическийГлавное в процессе коммуникативного взаимодействия - достижение согласия и установление сотрудничества между сотрудниками; Руководитель выполняет роль посредника,

Слайд 29Попустительский (либеральный)
Осуществляется на
основе использования
тактики невмешательства:
равнодушие и незаинте-
ресованность проблемами
коллектива и сотрудников




Наблюдается ограничение формальным выполнением обязанностей и и административной деятельности

Ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений
Попустительский (либеральный)	Осуществляется наоснове использованиятактики невмешательства:равнодушие и незаинте-ресованность проблемамиколлектива и сотрудников  Наблюдается ограничение формальным выполнением обязанностей и

Слайд 30Попустительский стиль  - форма руководства, при которой лидер устраняется от

активного управления группой. Он позволяет членам группы делать все, что

им захочется, предоставляя им полную свободу действий.
Попустительский стиль  - форма руководства, при которой лидер устраняется от активного управления группой. Он позволяет членам группы

Слайд 31Комбинированный (динамичный)
Смешанный стиль. Осуществляется руководителем в зависимости от складывающейся в

организации ситуации: руководитель в некоторых случаях может быть жестким (авторитарным);

в некоторых (чаще всего) - демократичным, а при отлаженной работе коллектива может использовать либеральный стиль.

Комбинированный (динамичный)Смешанный стиль. Осуществляется руководителем в зависимости от складывающейся в организации ситуации: руководитель в некоторых случаях может

Слайд 32Комбинированный (динамичный)





Лидер стремится управлять коллективом совместно с ближайшими подчиненными, давая

им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои решения, поддерживая проявляемую

ими инициативу в самых различных формах.
Однако, часто, в жестких условиях реальности «берет» управление в свои руки
Комбинированный (динамичный)Лидер стремится управлять коллективом совместно с ближайшими подчиненными, давая им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои

Слайд 33
Совместно-индивидуальная
Совместно-последовательная
Совместно-взаимодействующая

Основные виды взаимодействия в медицинской организации

Совместно-индивидуальнаяСовместно-последовательнаяСовместно-взаимодействующаяОсновные виды взаимодействия в 	медицинской организации

Слайд 34Совместно-индивидуальная
Совместно-индивидуальная форма взаимодействия характеризуется тем, что участники в начале работают

индивидуально с учетом единого замысла, и лишь на завершающем этапе

работа каждого становится
частью общего дела.
Совместно-индивидуальнаяСовместно-индивидуальная форма взаимодействия характеризуется тем, что участники в начале работают индивидуально с учетом единого замысла, и лишь

Слайд 35Совместно-последовательная



Совместно-последовательная форма взаимодействия предполагает работу по принципу конвейера, когда результат

действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего

и последующего участников.

Совместно-последовательная		Совместно-последовательная форма взаимодействия предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости

Слайд 36Совместно-взаимодействующая



Совместно-взаимодействующая форма интеракции представляет возможности вести совместную работу одновременно всем

участникам, согласовывая их действий на каждом из этапов совместной деятельности.


Совместно-взаимодействующаяСовместно-взаимодействующая форма интеракции представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действий на каждом из

Слайд 37С позиции социальных ролей:
Любое взаимодействие осуществляется на основе социальных

норм принятых в обществе (профессиональном сообществе) и регламентируемых взаимодействие между

людьми. Человек занимает определенную социальную позицию в определенной ситуации.
Социальная роль – это образец ожиданий поведения от каждого окружающими.
С позиции социальных ролей: Любое взаимодействие осуществляется на основе социальных норм принятых в обществе (профессиональном сообществе) и

Слайд 38С позиции психологических ролей:
У каждого человека в зависимости от

ситуации процесса общения можно выделить 3 внутренние роли или 3

состояния личности – родитель, дитя,
взрослый (Эрик Берн).

С позиции психологических ролей: У каждого человека в зависимости от ситуации процесса общения можно выделить 3 внутренние

Слайд 39Родитель – транслирует нормы, оценки,
суждения, правила, контролирует собствен-
ное поведение и

поведение других, авторитарный тон (запрещает, разрешает, требует, заставляет).
Дитя – непосредственное

выражение эмоций, желаний, стремление к зависимости, защите,
помощи (оправдывается, просит).
Состояние взрослого – это взвешанность, расчет действий, рациональность, проигрывание ситуаций исходя из конкретных проблем.
Родитель – транслирует нормы, оценки,суждения, правила, контролирует собствен-ное поведение и поведение других, авторитарный тон (запрещает, разрешает, требует,

Слайд 40 Позиции врача
Врач Родитель: «Надо»,

«обязательно», «не обсуждается!»



Врач Взрослый: «Это целесообразно»,

«Я Вам рекомендую»

Врач Ребенок: «Я устал от больных, дайте
мне покоя», «Пощадите мои нервы».
Позиции врачаВрач Родитель: «Надо», «обязательно», «не обсуждается!»    Врач

Слайд 41Пример «выбора» позиции в КД
В ординаторской врач спрашивает

у коллеги: «Вы не брали красную папку с историями болезни

с моего стола?» (ход Взрослого, интересующегося информацией).
Коллега мог бы ограничиться кратким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте я помогу Вам ее найти ( ход Взрослого).
Но у того не все хорошо дома и он грубо отвечает: «Вы вечно ее теряете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вы всегда все откладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?»( ответ последовал от Родителя). Такой ответ может способствовать развитию конфликтной ситуации.
Если спросивший, чтобы избежать конфликта, сошлется на свою рассеянность, он перходит на позицию ребенка.
Пример «выбора» позиции в КД  В ординаторской врач спрашивает у коллеги: «Вы не брали красную папку

Слайд 42Трансактный анализ

Э.Берн назвал единицу взаимодействия трансакцией, а обмен взаимодействия трансактным

анализом.
позже это направление
психологии получило свое
развитие в практике
клинического

анализа
Трансактный анализЭ.Берн назвал единицу взаимодействия трансакцией, а обмен взаимодействия трансактным анализом.позже это направление психологии получило свое развитие

Слайд 44Общение по типу взаимодействия:
В коммуникативной деятельности организуется бесконечное количество

типов взаимодействий и моделей профессионального общения


Общение по типу взаимодействия: В коммуникативной деятельности организуется бесконечное количество типов взаимодействий и моделей профессионального общения

Слайд 45Модели негативного профессионального общения врача
Модель «Монблан»
врач «отстранен» от пациента
больные

- лишь безликий контингент
отсутствие личностного взаимодействия
коммуникативные функции

сведены к некоторым обязательным вопросам к пациенту и информационному сообщению (констатирующая информация).
Следствие:
отсутствие психологического контакта, мотивации,
безынициативность и пассивность пациентов в лечебно-диагностическом процессе
Модели негативного профессионального общения врачаМодель «Монблан»врач «отстранен» от пациента больные - лишь безликий контингент отсутствие личностного взаимодействия

Слайд 46Модели негативного профессионального общения врача
Модель «Великая китайская стена»
слабая обратная связь

между врачом и больными (барьеры общения)
отсутствие желания к проникновению

в душевный мир пациента
информационный, а не диалоговый характер общения
непроизвольное подчеркивание врачом своего статуса
снисходительное отношение к пациентам

Следствие:
слабое взаимодействие с с больными,
с их стороны - негативное отношение и отсутствие доверия к врачу и медицинскому персоналу в целом


Модели негативного профессионального общения врача	Модель «Великая китайская стена»слабая обратная связь между врачом и больными (барьеры общения) отсутствие

Слайд 47Модели негативного профессионального общения врача
Модель «Локатор»
избирательные отношения с пациентами

концентрация внимания врача на части больных (индикаторы)
ориентировка на

настроение пациента
неумение осуществлять индивидуальный подход к больному с учетом психологии и особенностей его личности

Следствие:
отсутствие психологического контакта,
мотивированости, нарушается целостность
акта взаимодействия

Модели негативного профессионального общения врачаМодель «Локатор» избирательные отношения с пациентами концентрация внимания врача на части больных (индикаторы)

Слайд 48Модели негативного профессионального общения врача
Модель «Тетерев»
в коммуникативном процессе врач

замкнут на себя
отсутствие обратной связи в КД
нет реакции

на вопросы и реплики больных
эмоциональная глухота ко всем окружающим

Следствие:
вокруг больного - поле психологического
вакуума; стороны процесса общения
изолированы друг от друга;
лечебное взаимодействие представлено
формально
Модели негативного профессионального общения врачаМодель «Тетерев» в коммуникативном процессе врач замкнут на себя отсутствие обратной связи в

Слайд 49Модели негативного профессионального общения врача
Модель « Гамлет»
врач озабочен тем,

как он воспринимается окружающими
межличностные отношения приобретают для него доминирующее

значение
сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков
острая реакция на нюансы психологической атмосферы больных

Следствие:
обостренная социально-психологическая
чувствительность врача приводит
к его неадекватным реакциям на реплики и действия
пациентов.




Модели негативного профессионального общения врачаМодель « Гамлет» врач озабочен тем, как он воспринимается окружающими межличностные отношения приобретают

Слайд 50Модели негативного профессионального общения врача
Модель «Робот»
взаимоотношения врача и пациента

строятся по жесткой программе
четко выдержаны задаваемые вопросы
безупречная логика

изложения и аргументация фактов
отшлифованы мимика и жесты
врач не учитывает общее и психическое состояние больных, их возрастные и этнические особенности

Следствие:
отсутствие психологического контакта,
низкий эффект (результат)
коммуникативного взаимодействия
Модели негативного профессионального общения врачаМодель «Робот» взаимоотношения врача и пациента строятся по жесткой программе четко выдержаны задаваемые

Слайд 51Модели негативного профессионального общения врача
Модель «Генерал»
подчеркнуто требователен
не терпит

возражений со стороны больных и сестринского персонала
считает, что всегда и

во всем прав, а больной должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам
лаконичный, точный, сдержанный стиль общения

Следствие:
отсутствие психологического контакта
безынициативность пациентов в лечебно-диагностическом процессе
Модели негативного профессионального общения врачаМодель «Генерал» подчеркнуто требователен не терпит возражений со стороны больных и сестринского персоналасчитает,

Слайд 52Функция лидерства в интерактивной стороне общения

Врачу необходимо обладать способностью

влиять не только на чувства, эмоции и поведение пациентов, но

еще и на их установки, мотивы и ценности. Создавать определенный настрой не только больным, но и коллегам.
Такая способность предполагает умение хорошо ориентироваться в людях, тонко чувствовать и понимать их, использовать наиболее уместные и эффективные способы воздействия, обеспечивая лидерство в общении.
Как правило, такие способности развиваются на основе психологических знаний. Они могут формироваться и на основе профессионального опыта.
Функция лидерства в интерактивной стороне общения Врачу необходимо обладать способностью влиять не только на чувства, эмоции и

Слайд 53 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ профессор Амиров Артур Фердсович

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ 		 профессор Амиров Артур Фердсович

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика