Слайд 1
| Преподаватели ОАО «РЖД» Коркина И.В. | 2016
Предмет: «Электрические
машины»
Тема: «Основные части электрических машин постоянного тока»
Профессия: «Машинист электровоза»
Ярославское
подразделение Северного УЦПК
Слайд 2 Цель
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Изучить назначение
и устройство остова, подшипниковых щитов, главных и дополнительных полюсов, якоря
и щеточного аппарата.
Слайд 3 План занятия
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Основные части
машин постоянного тока
Остов.
Подшипниковые щиты.
Главные полюса.
Дополнительные полюса.
Якорь.
Коллектор.
Щеточное устройство.
Слайд 4Основные части машин постоянного тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2016
Электрические машины разделяют по назначению на два основных вида: электрические
генераторы и электрические двигатели
В электрических машинах идет процесс преобразования энергии. Генераторы преобразуют механическую энергию в электрическую, электрические двигатели наоборот.
Принцип действия любой электрической машины основан на использовании явления электромагнитной индукции и возникновения электромагнитных сил при взаимодействии проводников с током и магнитного поля.
Слайд 5Основные части машин постоянного тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2016
Все машины постоянного тока независимо от назначения мощности и габаритных
размеров имеют следующие основные части:
остов,
подшипниковые щиты,
главные и добавочные полюсы,
якорь
щеточный аппарат.
Слайд 6Основные части машин постоянного тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2016
Слайд 7Остов
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Остов служит магнитопроводом и
корпусом для крепления остальных составных частей. Имеет окна для входа
и выхода охлаждающего воздуха, люки для осмотра коллектора и щеточного аппарата, горловины для установки подшипниковых щитов, кронштейны для крепления и транспортировки.
Слайд 8Остов
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Остовы тяговых двигателей с
установленными полюсами при опорно-осевом подвешивании (а) и при рамном подвешивании
(б):
1 — остов; 2 — главный полюс; 3— добавочный полюс; 4 — люк для осмотра коллектора; 5 — приливы для моторно-осевых подшипников; 6,8 — кронштейны для подвешивания двигателя на раме тележки; 7 — прилив для крепления коробки с выводными зажимами; 9 — выступы для установки двигателя
Слайд 9Подшипниковые щиты
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Подшипниковые щиты служат
для установки якорных подшипников. Представляют собой диски сложной формы с
крышками и уплотнениями для предотвращения вытекания смазки. Используются подшипники качения роликовые или шариковые.
Слайд 10Подшипниковые щиты
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 11Главные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Главные полюсы служат
для создания магнитного потока возбуждения. Состоят из сердечников и катушек.
Сердечник набирается из изолированных листов электротехнической стали, скрепленных заклепками. Внутрь сердечника при сборке закладывается стальной установочный стержень с резьбовыми отверстиями для болтов, крепящих полюс к остову. Со стороны якоря сердечник имеет уширение, называемое полюсным наконечником, служащее для лучшего распределения магнитного потока и поддержания катушки.
Число главных полюсов всегда должно быть четным и равно 2Р,
где Р – число пар полюсов.
Слайд 12Главные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
1-компенсационная обмотка,
2-
сердечник,
3-заклепки,
4-стальной стержень для крепления к остову,
5-пружинная рамка,
6- прокладка из электронита,
7- катушки главных полюсов(обмотки возбуждения),
Слайд 13Главные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
В машинах большой
мощности, для компенсации реакции якоря, применяется компенсационная обмотка. Она подключается
последовательно обмоткам возбуждения и укладывается следующим образом. Половина обмотки на одном полюсе, а другая половина на соседнем полюсе. В результате одна сторона полюсного наконечника подмагничивается, а другая размагничивается. Другими словами магнитное поле главных полюсов, уничтоженное реакцией якоря, восстановится, а увеличенное магнитное поле, уменьшится.
Слайд 14Главные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
1 – сердечник
главного полюса; 2 – катушка главного полюса; 3 – рамка;
4 – полюсная щека (боковина); 5 – листы сердечника; 6 – установочный стержень; 7 – заклепка; 8 – пружинная рамка; 9 – фланец; 10 – изоляция; 11 – вывод; 12 – прокладка; 13 – заполнитель; 14 – скрепляющая скоба.
Слайд 15Добавочные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Добавочные полюсы служат
для компенсации магнитного потока якоря на геометрической нейтрали и создания
коммутирующей ЭДС. Состоят из сердечников и катушек. Сердечник стальной целиковый со стороны якоря суженый. Полюсный наконечник изготавливается из немагнитного материала. Между полюсом и остовом устанавливается немагнитная прокладка.
Полюсные катушки изготавливаются из медного провода или шинной меди и фиксируются на сердечниках.
Слайд 16Добавочные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
.Добавочный полюс:
1 –
заклепка; 2 – полюсный наконечник; 3 – сердечник; 4 –
фланец; 5, 6 – катушка; 7 – текстолитовая прокладка; 8 – пружинная рамка; 9 – немагнитная прокладка.
Слайд 17Добавочные полюсы
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 18Остов машины постоянного тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2016
Слайд 19Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Якорь служит для создания
ЭДС и электромагнитного момента. Состоит из вала, сердечника, нажимных шайб,
обмотки и коллектора. Сердечник набирается из листов электротехнической стали, напрессовывается на вал на шпонке, в сжатом состоянии удерживается нажимными шайбами, имеет каналы для прохода охлаждающего воздуха и пазы для укладки обмотки. Обмотка крепится в пазах клиньями, а лобовые части проволочными или стеклобандажами.
Слайд 20Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Сердечник якоря машины постоянного
тока без обмотки (а); сборка якоря (б); стальные листы якоря
(s):
1 — вал якоря; 2 — место для установки коллектора; 3, 5 — нажимные шайбы (обмотко-держатели); 4 — сердечник якоря; 6 — лаковая пленка;
7 — стальной лист; 8—сегмент сердечника
Слайд 21Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Устройство обмотки якоря:
а, б
— укладка якорных катушек; в — изоляция; 1 — якорные
катушки;
2 — коллектор; 3 — сердечник якоря;
4,5 — верхняя и нижняя стороны катушки;
6,7,9 — покровная, корпусная и витковая изоляция;
8 — медные проводники
Слайд 22Якорь
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 23Обмотки якоря
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Обмотка якоря это
замкнутая система проводников, определенным образом уложенных в пазы сердечника якоря
и присоединенных к коллектору.
Общий вид якорных катушек:
а – простоя петлевая обмотка, б — простая волновая обмотка
Слайд 24Коллектор
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
И в генераторе и
в двигателе коллектор совместно со щетками образует скользящий контакт между
обмоткой якоря и внешней электрической цепью.
Коллектор набирается из медных пластин клиновидного сечения, разделенных миканитовыми прокладками. Выступающие части пластин имеют пазы для крепления проводников обмотки якоря. Со стороны вала пластины имеют форму ласточкиного хвоста, с помощью которого пластины зажимаются между втулкой коллектора и нажимным конусом через миканитовые манжеты.
Слайд 25Коллектор
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 26Коллектор
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 27Щеточный аппарат
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Щеточный аппарат служит
для соединения обмотки якоря с внешней электрической цепью. Состоит из
кронштейнов, щеткодержателей, изоляторов, щеток, шунтов и соединительных шин.
Слайд 28Щеточный аппарат
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 29Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Щеточное устройство состоит
из траверсы, кронштейнов с изоляционными пальцами и щёткодержателей.
Траверса ТЭД –
стальная, литая, выполнена в виде разрезанного кольца. По наружному ободу траверса имеет зубья входящие в зацепление с зубьями шестерни поворотного механизма.
Кронштейн щёткодержателя разъёмный, состоит из корпуса и накладки которые при помощи болта закреплены на изоляционных пальцах установленных на траверсе. Со стороны щёточного аппарата кронштейн имеет гребёнку.
Слайд 30Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Изоляционные пальцы
представляют собой шпильки опрессованные пластмассой, к траверсе крепятся корончатыми гайками.
Щёткодержатели крепятся к кронштейну через шпильку гайкой с пружинной шайбой. На поверхностях кронштейна и щёткодержателя имеется гребёнка которая позволяет выбрать и зафиксировать определённое положение щёткодержателя по высоте относительно рабочей поверхности коллектора и его износа.
Поворотный механизм состоит из шестерни с валиком закреплённым в остове ТЭД. Валик имеет квадратный хвостовик под ключ.
Слайд 31Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 32Щеточное устройство
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 33Щетки
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
ЩЁТКИ — имеют вид
прямоугольной призмы, шириной от 4 до 32 мм. Щётка состоит
из двух раздельных щёточек, которые соединяются между собой параллельно, для уменьшения силы тока. Щётки бывают:
-- угольно-графитовые
-- металло-графитовые
-- электрографитированные
В ТЭД преобладают электрографитированные щётки. Перед установкой, новые щётки необходимо обработать (притереть) по форме коллектора.
Слайд 34Якорь в сборе с щеточным устройством и подшипниковым щитом
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Слайд 35Разрез машины постоянного тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
1
– вал;
2 – передний подшипниковый щит;
3 – коллектор;
4 -
щеткодержатели со щетками;
5 - якорь;
6 - главный полюс;
7 - обмотка возбуждения
8 - станина
9 - задний подшипниковый щит;
10 - вентилятор;
11 - лапы;
12 - подшипник
Слайд 36Домашнее задание
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
А.Е. Зорохович «Основы
электротехники для локомотивных бригад», стр. 94-107
А.В. Грищенко «Электрические машины и
преобразователи подвижного состава», стр. 94-107.
А.А. Дайлидко «Электрические машины тягового подвижного состава », стр. 13-19.
Работа с конспектом.
Подготовка к опросу по пройденному материалу.
Слайд 37
Спасибо за внимание
Желаю успехов!
| преподаватели ОАО «РЖД» |
2016