Слайд 11. Природа мотивации работника
2. Теории мотивации (содержательные, процессуальные)
3. Механизм
изменения поведения работника (концептуальная модель)
4. Мотивационные типы работников
5. Мотивационная
среда организации (комплекс положительных условий)
6. Критерии мотивирующей организации труда
7. Основные направления стимулирования работников
8. Способы мотивационно-психологического воздействия на подчиненных
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Слайд 2Основные подходы к трактовке природы мотивации работника
Слайд 3Теория «Х»
люди обычно не любят работать и стараются устраниться от
своих обязанностей;
люди исходно пассивны;
работников нужно принуждать трудиться, угрожать и наказывать,
чтобы добиваться выполнения целей;
люди мотивируются в основном экономическими потребностями.
Слайд 4Теория «У»
людям нравится работать;
работники руководствуются дисциплиной и не нуждаются в
угрозах;
стремятся к ответственности;
у всех существуют способности к творчеству в
решении организационных проблем;
поощрения – наилучший способ для вдохновения в работе.
Слайд 5Теория «Z»
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
Создание атмосферы корпоративной общности;
Постоянное
внимание руководителей к исполнителям, максимально частые контакты;
Гласность внутрифирменной информации, общность
целей, ценностей руководства и работников.
Слайд 7I. Содержательные теории мотивации
Слайд 8Теория Абрахама Маслоу (1970)
и Клейтона Алдерфера (1972)
Слайд 10Виды организационных мотивов – доработка теории А.Маслоу
1) материальное благосостояние, деньги;
2)
надежность, стабильность имеющейся работы, уверенность в своей компании, предсказуемость развития
организации;
3) приверженность коллективу, делу, которое делается общими усилиями;
4) профессиональный рост;
5) самоутверждение в профессии, стремление превзойти коллег;
6) карьера;
7) власть;
8) личностная самореализация в профессии.
Слайд 11Теория Фредерика Герцберга (1959)
Слайд 12II. Процессные теории мотивации
Теория ожидания В.Врума (1964)
Теория справедливости С. Адамса
(1984)
Теория постановки целей (1968)
Модель обогащения труда Дж.Хэкмен и Дж. Олдхем
(1980)
Концепция партисипативного управления
Слайд 15Теория постановки целей Эдвина Лока
1. Эмоциональная оценка окружения
2. цель
3. осуществление действий
4. удовлетворение результатом
Сложность – высокие,
но с сохранением шанса достижения
Специфичность – количественная ясность, точность и определенность.
Приемлемость – достижимость + личные выгоды
Приверженность – готовность затрачивать усилия для достижения цели
Слайд 16Требования к постановке целей
Цели д.б. измеряемы.
Результаты работы д.б. обозначенными.
Цели должны
включать точные сроки.
Цели д.б. мобилизирующими, но достижимыми.
Они должны предполагать возможность
роста производительности труда.
Слайд 17Достижение целей сопровождаться стимулами.
Достижение целей должно быть контролируемым.
Должны быть лица
ответственные за достижение целей.
Необходимо иметь процедуру ранжирования целей, под которые
следует выделять ресурсы.
Слайд 18Модель обогащения труда Дж.Хэкмен и Дж. Олдхем
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ЗАДАНИЙ
Осознание смысла,
ценности работы
Ощущение ответственности за качество и количество продукции/ услуг
Осведомленность о
результатах (высоких или низких)
Слайд 19Концепция партисипативного управления
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К РЕШЕНИЯМ ПО ВОПРОСАМ
Использования ресурсов
Формы оплаты труда
Операционного
контроля
Инновационной и изобретательской деятельности
Создании производственных подразделений
Слайд 20Как мы можем менять поведение подчиненных?
Слайд 22Основные формы мотивации
1. Внешние формы вознаграждения — заработная плата,
премии, комиссионные, хорошие условия труда (компенсационный пакет и социальные гарантии,
предоставляемые ему банком).
2. Внутренние формы вознаграждения — совпадение ценностей компании с жизненным стилем сотрудника, комфорт, ощущение успеха, товарищеские отношения в коллективе, статус, интересная работа.
Слайд 23МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА
совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых работниками
для достижения целей организации.
Слайд 24Комплекс условий
1. ожидаемые руководителем результаты должны быть четко определены и
известны исполнителю;
2. должны существовать известные исполнителю вознаграждения за достижение этих
результатов;
3. эти вознаграждения должны быть такими, чтобы они были ценными для исполнителей;
Слайд 254. необходимо, чтобы в коллективе существовали такие неформальные нормы, которые
бы определяли статус работника в нем и отношение к нему
со стороны коллег в зависимости от его отношения к делу;
5. система контроля должна обеспечивать объективную оценку достигаемых результатов;
Слайд 266. результаты труда каждого работника должны быть известны окружающим;
7. получаемые
вознаграждения должны соответствовать этим результатам и распределяться справедливо;
8. задания должны
соответствовать индивидуальным способностям работников и нужно, чтобы они не сомневались в этом;
Слайд 279. выполнение задания не должно требовать от исполнителей чрезмерного напряжения;
10.
нужно, чтобы работники были уверены, что существуют материально-технические, организационные и
другие условия, достаточные для выполнения задания.
Слайд 28Пятнадцать критериев мотивирующей организации труда
1. Любые действия должны быть осмысленными.
2. Большинство людей испытывают радость от работы, неся за
нее личную ответственность (ответственность перед клиентами, поставщиками).
3. Каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен; хочет доказать окружающим свою значимость и, поэтому, стремится к тому, чтобы вопросы, в которых он компетентен, не решались без его участия.
Слайд 294. Любой результат любого труда имеет своего автора. Необходимо сделать
так, чтобы это имя было известно.
5. Практически каждый работник имеет
свою точку зрения на то, как улучшить работу организации. Все мнения должны быть услышаны и авторы этих мнений не должны иметь основания опасаться наказания за инакомыслие. (Услышать и обсудить, еще не значит - воплотить в жизнь :-)
6. Людям нравится ощущать свою значимость. Знает ли каждый сотрудник, как важен его труд для общего успеха?
7. Каждый стремится к успеху. Успех – это реализованные цели. Цели будут реализованы, если они сформулированы, поддаются измерению и имеют четкие и обоснованные сроки достижения.
8. Успех без общественного (корпоративного) признания заслуг –разочаровывает.
Слайд 309. Людям нужна информация о происходящем.
Иначе место информации занимают домыслы.
10.
Каждый сотрудник должен знать, по каким признакам,
характеристикам, критериям оценивают его труд.
11.Внешний контроль будет более продуктивен, если для каждой
должности будет определена область самоконтроля.
12. Большинство людей в процессе профессиональной деятельности стремятся получать новые знания.
13. Каждый ли сотрудник знает, что он должен делать, чтобы получать больше? Стимулирует не получение заработанного, а ожидание этого получения. Но ожидания должны быть не напрасными.
14. Людей надо периодически повышать (если не в должности, то в звании, в категории, в разряде).
15. Аттестация, ориентированная на выявление лучших, стимулирует персонал к труду в большей степени, чем аттестация, ориентированная на выявление худших.
Слайд 31ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ
Слайд 32Формы стимулирования
Заработная плата (1- компенсация за выполнение должностных обязанностей,
2- выслуга лет, 3- определяется достигнутым результатом). Формы оплаты труда.
Участие
в прибылях
Участие в акционерном капитале
Стимулирование свободным временем (банк выходных дней, график работы)
Слайд 33Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания
Оплата транспортных
расходов или обслуживание собственным транспортом
Сберегательные фонды
Организация питания
Продажа услуг по
льготным тарифам
Стипендиальные программы
Программы обучения персонала
Программы медицинского обслуживания
Консультативные службы
Слайд 34Программы жилищного строительства
Программы, связанные с воспитанием и обучением детей
Дополнительный соц.пакет
Страхование
жизни
Программы выплат по временной нетрудоспособности
Медицинское страхование
Льготы и компенсации, не
связанные с результатами (сверхурочные, степень, совмещение профессий)
Отчисления в пенсионный фонд
Слайд 35Способы мотивационно-психологического воздействия на подчиненных
Слайд 36Внушение
Убеждение
Подражание
Вовлечение
Побуждение
Принуждение
Осуждение
Требование
Запрещение
Запугивание
Жесткий контроль
Порождение чувства вины
Самореклама
Подчеркивание общности
Намек
Комплимент
Похвала
Просьба
Совет
Лесть