Разделы презентаций


УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Содержание

Тема 1: Сущность, роль, функции финансов, как стоимостной экономической категории.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Майнор 1 магистратура 2019

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИМайнор 1 магистратура 2019

Слайд 2Тема 1: Сущность, роль, функции финансов, как стоимостной экономической категории.

Тема 1: Сущность, роль, функции финансов, как стоимостной экономической категории.

Слайд 3Термин ФИНАНСЫ -
В переводе с латинского FINANCIA
означает

денежный платеж
В XVI веке во Франции появился термин finationes regiae

(средства государства)
Термин ФИНАНСЫ - В переводе с латинского FINANCIA  означает денежный платежВ XVI веке во Франции появился

Слайд 4Эволюция взглядов на сущность финансов
Донаучный период

Античность ( Аристотель, Ксенофонт)

– Отдельные направления формирования доходов государства: аренда госимущества , рабов;

Строительство объектов за счет государственной казны; государственные займы.
Средние века (XIIIв. Фома Аквинский) - Общие положения о финансовой нравственности, разбросанные в философских, теологических, политических и юридических сочинениях схоластиков.

Научный период
1. XV – XVIвв. Меркантелизм. Ж. Боден «Шесть книг о республике 1577г. Систематизация доходов и расходов государства и представление их в форме финансового хозяйства
2. 18 век (1776г) Адам Смит « Исследование о природе и причинах богатства народов 1776г.– определил понятия государстсвенных доходов, расходов, государственного долга. Связал функции государства с необходимостью регулирования экономики и показал зависимость между ними.
3. Конец 19 начало 20 вв – К. Маркс, Ф. Лассаль, А. Вагнер (Германия); Ж. Сисмонди, Ф. Нитти (Италия); Ж.Б. Сэй (Франция); Петти (Англия); Ходский Л.В., Лебедев В.А., Сперанский, Озеров и многие другие (Россия) – развитие теории А Смита и Д. Рикардо по(ученик А Смита изложил свои взгляды в сочинении «Начала политической экономии и налогового обложения»)
Эволюция взглядов на сущность финансовДонаучный период Античность ( Аристотель, Ксенофонт) – Отдельные направления формирования доходов государства: аренда

Слайд 5Современное представление о финансах:

Финансы – система экономических стоимостных отношений, возникающих

по поводу формирования и использования государством, его территориальными органами, хозяйствующими

субъектами и гражданами фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства

Современное представление о финансах:Финансы – система экономических стоимостных отношений, возникающих по поводу формирования и использования государством, его

Слайд 6Функции финансов как экономической категории:
Распределительная – реализация имманентно присущего данной

категории свойства к формированию и распределению денежных фондов на безэквивалентной

основе

Контрольная – реализуется в процессе распределения и обеспечивает реальное наполнение средствами денежных фондов специального целевого назначения

Функции финансов как экономической категории:Распределительная – реализация имманентно присущего данной категории свойства к формированию и распределению денежных

Слайд 7Взаимосвязь функций государства и финансов.
Государство – основное орудие политической власти.
Признаки

государства:
наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной

власти;
право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства
Взаимосвязь функций государства и финансов. Государство – основное орудие политической власти.Признаки государства: наличие особой системы органов и

Слайд 8Функции финансов:
Распределение
Контроль
Функции государства и финансов
Функции государства:
Управление
Оборона
Правоохранительная деятельность
Обслуживание государственного долга
Вмешательство в

экономику
Развитие науки и НТП
Социально-культурное
обеспечение



Функции финансов:РаспределениеКонтрольФункции государства и финансовФункции государства:УправлениеОборонаПравоохранительная деятельностьОбслуживание государственного долгаВмешательство в экономикуРазвитие науки и НТПСоциально-культурное   обеспечение

Слайд 9 Ослабление политической власти приводит к нарушению функций финансов,

снижению их роли в экономике, возникновению финансового кризиса.

Финансовый

кризис – глубокое расстройство финансовой и кредитной системы, проявляющееся в хроническом бюджетном дефиците и высоком уровне инфляции

Ослабление политической власти приводит к нарушению функций финансов, снижению их роли в экономике, возникновению финансового

Слайд 10ВЫВОД:
Финансы – это императив.
1. Государство порождает функционирование финансов

2. Государству принадлежит

активная роль в организации финансовых отношений.
3. От политической власти (государства)

зависит роль финансов в экономике государства и она может быть положительной отрицательной или «нулевой»
ВЫВОД:Финансы – это императив.1. Государство порождает функционирование финансов2. Государству принадлежит активная роль в организации финансовых отношений.3. От

Слайд 11 Тема 2: Финансовая система ее структура, свойства и и

особенности в современной России.

Тема 2: Финансовая система ее структура, свойства и и

Слайд 12Определение финансовой системы
Финансовой системой является совокупность норм и правил регулирующих

финансовые отношения государства, хозяйствующих субъектов и населения, а также внешние

отношения государства. В финансовую систему входят институты, обеспечивающие соблюдение и эффективность действия системы финансовых отношений.
Определение финансовой системыФинансовой системой является совокупность норм и правил регулирующих финансовые отношения государства, хозяйствующих субъектов и населения,

Слайд 13 Принцип построения финансовой системы – фискальный федерализм Под фискальным федерализмом понимают

четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы.

Принцип построения финансовой системы – фискальный федерализм

Слайд 14Свойства финансовой системы.
Эффективность – способность достигать поставленных целей в определенные

сроки при расходе определенного количества ресурсов;
Эмергентность – несводимость свойств отдельных

звеньев (элементов) системы и свойств системы в целом;
2.1. Агрегирование – объединение нескольких звеньев системы низшего уровня в более высокий уровень с изменением эффективности;
2.2. Декомпозиция – разделение целого на части;
Иерархия – наличие нескольких уровней и конфликтов между ними;
Многофункциональность – способность системы к реализации множества функций на заданной структуре
4.1. Гибкость; 4.2. Адаптация; 4.3. Живучесть;


Свойства финансовой системы.Эффективность – способность достигать поставленных целей в определенные сроки при расходе определенного количества ресурсов;Эмергентность –

Слайд 155. Надежность - реализация функций с заданными параметрами качества;
Безопасность –

способность не наносить недопустимые воздействия;
Стойкость – способность функционировать при выходе

параметров внешней среды за рамки допустимых ограничений;
Уязвимость – способность получать повреждения от внешних и внутренних поражающих факторов;
Устойчивость - способность возвращаться в исходное положение после возмущающих действий.
5. Надежность - реализация функций с заданными параметрами качества;Безопасность – способность не наносить недопустимые воздействия;Стойкость – способность

Слайд 16Типы финансовых систем:

Открытый тип финансовой системы
(MBS – market-based system)

Закрытый тип

финансовой системы
(RBS – relation-based system)

Переходный тип финансовой системы

Типы финансовых систем:Открытый тип финансовой системы(MBS – market-based system)Закрытый тип финансовой системы(RBS – relation-based system)Переходный тип финансовой

Слайд 17Характеристики типов финансовых систем
Открытая финансовая система (MBS)
Многообразие форм собственности;
Управление бизнесом

косвенными методами (через фондовые рынки);
Приоритет финансовых интересов за собственниками бизнеса;
Высокий

уровень развития финансового рынка и многообразие финансовых инструментов;
Отсутствие валютных ограничений;
Интенсивное взаимодействие с внешней средой

Закрытая финансовая система (RBS)
Преобладание государственной формы собственности;
Прямое вмешательство инвесторов и кредитующих банков в управление бизнесом и контроль за целевым использованием средств;
Приоритет финансовых интересов за кредиторами, поставщиками, покупателями, персоналом;
Отсутствие или низкий уровень развития финансового рынка;
Наличие жестких валютных ограничений;
Жестко фиксированные границы действия системы, независимо от среды, окружающей систему

Характеристики типов финансовых системОткрытая финансовая система (MBS)Многообразие форм собственности;Управление бизнесом косвенными методами (через фондовые рынки);Приоритет финансовых интересов

Слайд 18Состав финансовой системы


Государственные финансы

Финансовый рынок Органы финансового
контроля

Финансы предприятий, Финансы Инфраструктура
организаций и их объе- населения и прочие
динений денежные фонды
Состав финансовой системы

Слайд 19Основные институты управления финансовой системой РФ
Президент РФ
Высшее должностное лицо субъекта

РФ, Муниципального образования.
Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного

самоуправления
Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления
Центральный банк РФ
Органы государственного (муниципального) финансового контроля
Органы управления государственными Внебюджетными фондами
Главные распорядители ( распорядители ) бюджетных средств
Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета
Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета
Получатели бюджетных средств

Основные институты управления финансовой системой РФПрезидент РФВысшее должностное лицо субъекта РФ, Муниципального образования.Законодательные органы государственной власти и

Слайд 20Тема 3. Россия и международные финансовые организации: членство, взаимодействие, перспективы.

Тема 3. Россия и международные финансовые организации: членство, взаимодействие, перспективы.

Слайд 21Международные финансовые организации можно классифицировать по степени их значимости для

мировой, региональных и национальных финансовых систем:

Мировые международные финансовые организации.


Региональные международные

финансовые организации.

Финансовые организации, созданные в рамках международных экономических союзов и отношений стран-участниц.
Международные финансовые организации можно классифицировать по степени их значимости для мировой, региональных и национальных финансовых систем:Мировые международные

Слайд 22 Мировые международные финансовые организации.
Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund,

IMF).
Создан в 1944г. Как централизованный орган ООН на Бреттон-Вудской конференции.

Штаб-квартира – Вашингтон.
Основные функции:
Содействие международной торговле;
Предоставление кредитных ресурсов своим членам при финансовых затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.
Капитал фонда формируется за счет взносов стран-участниц в соответствии с квотами, устанавливаемыми для каждой страны в соответствии с ее экономическим потенциалом и ролью в мировой экономике и международной торговле.
МВФ имеет свою расчетную единицу СДР (специальные права заимствования, special drawing rights), которая используется также как инструмент формирования уставного капитала МВФ и как резервное средство при формировании валютных резервов стран-участниц.
Мировые международные финансовые организации. Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF).Создан в 1944г. Как централизованный

Слайд 23Уставный капитал МВФ = 217 млрд. СДР (SDR)
1 СДР =

1,5 долл. США
Курс СДР рассчитывается на основе валютной корзины:
Фунт стерлингов;
Доллар

США;
Японская иена;
ЕВРО.
Членами МВФ являются 189 стран на 2019 год.
(www.imf.org)
Уставный капитал МВФ = 217 млрд. СДР (SDR)1 СДР = 1,5 долл. СШАКурс СДР рассчитывается на основе

Слайд 24Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for reconstruction

and development, World Bank)
Создан в 1945 г. на основе Бреттон-Вудского

соглашения. Членство в банке определяется членством в МВФ. Штаб-квартара – Вашингтон.
Основные функции:
Стимулирование экономического развития стран-членов МБРР;
Предоставление долгосрочных займов государственным и частным предприятиям под гарантию их правительств на коммерческой основе.
Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for reconstruction and development, World Bank)Создан в 1945 г.

Слайд 25Региональные международные финансовые организации.
Европейский банк реконструкции и развития, ЕБРР (European

Bank for Reconstruction and Development, EBRD). Создан в 1991 г.  61

страной и двумя международными организациями. Штаб-квартира – Лондон.
Основные функции:
проведению структурных и отраслевых реформ;
развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
укреплению финансовых организаций и правовых систем;
развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
внедрению надёжно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Региональные международные финансовые организации.Европейский банк реконструкции и развития, ЕБРР (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD). Создан

Слайд 26Черноморский банк торговли и развития (Black Sea Trade and Development

Bank). Создан в 1997г. Штаб-квартира – Салоники Греция. Черноморский банк

торговли и развития относится к международной организации Черноморское экономическое сотрудничество. Страны-члены: РФ, Албания, Армения. Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Турция. Украина.
Основные функции:
-развитие торговых связей в регионе;
содействие реализации международных проектов;
-содействие иностранным инвестициям;
- предоставление гарантий при развитии торговых и экономических связей как на государственном уровне, так и в частном бизнесе.



Черноморский банк торговли и развития (Black Sea Trade and Development Bank). Создан в 1997г. Штаб-квартира – Салоники

Слайд 27Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB). Создан

в 2014г. Штаб-квартира – Пекин.
Основные функции:
-стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском

регионе;
-финансирование инфраструктурных проектов в Азии от строительства дорог и аэропортов до антенн связи и жилья экономкласса.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB). Создан в 2014г. Штаб-квартира – Пекин. Основные функции:-стимулирование

Слайд 28Азиатский банк развития (Asian Development Bank). Основан в 1966 году. Штаб-квартира

– Манила, Филиппины.
Страны-члены:
Региональные – 48 стран
Нерегиональные – 19 стран

Основные функции:
-

стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие (Приоритетные сферы вложений — транспорт и связь, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор.)
Азиатский банк развития (Asian Development Bank). Основан в 1966 году. Штаб-квартира – Манила, Филиппины.Страны-члены:Региональные – 48 странНерегиональные –

Слайд 29Евроазиатский банк развития ( Eurasian Development Bank, EDB) — региональный банк развития,

учреждённый Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. Штаб-квартира – Алма-Ата, Казахстан.
Страны-члены банка: РФ,

Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан.
Основные функции:
-финансирование крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий
участие в уставном капитале организаций;
выпуск гарантий;
прямое или косвенное финансирования частных инвестиционных фондов;
займы коммерческим банкам для последующего кредитования предприятий.
Евроазиатский банк развития ( Eurasian Development Bank, EDB) — региональный банк развития, учреждённый Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. Штаб-квартира – Алма-Ата,

Слайд 30Финансовые организации, созданные в рамках международных экономических союзов и отношений

стран-участниц.
Новый банк развития, НБР создан cтранами-членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия,

Китай и ЮАР) в 2015 г. (начало 2013г)
 Основные функции:
использовать ресурсы для поддержки государственных или частных проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, в странах БРИКС и других развивающихся странах путем предоставления займов, гарантий, участия в капитале и использования других финансовых инструментов;
сотрудничать с международными и национальными организациями, в особенности с международными финансовыми институтами и национальными банками развития;
оказывать техническое содействие в подготовке и осуществлении проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития;

Финансовые организации, созданные в рамках международных экономических союзов и отношений стран-участниц.Новый банк развития, НБР создан cтранами-членами БРИКС

Слайд 31Международный банк экономического сотрудничества, МБЭР
Учреждён в 1963 году с местопребыванием

в городе Москве в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Основные функции:
-содействие

развитию внешнеэкономических связей между хозяйствующими субъектами входящих в него стран, а также их связей с экономическими субъектами других стран.
-финансирование внешней торговли и обслуживание контрагентов, в первую очередь стран-членов банка: РФ, Болгария, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, Монголия, Вьетнам.
Международный банк экономического сотрудничества, МБЭРУчреждён в 1963 году с местопребыванием в городе Москве в рамках Совета экономической

Слайд 32Международный инвестиционный банк, МиБ (International Investment Bank, IIB)
Создан в 1970г. с

целью содействия экономическому развитию и сотрудничеству стран-членов СЭВ в г. Москве. С

2015г. Штаб-квартира банк находится в Словакии. Страны-участницы: РФ, Болгария, Куба, Чехия, Венгрия, Монголия, Вьетнам, Словакия, Румыния.
Основные функции:
Поддержка экспортно-импортных операций, проектов по модернизации существующей инфраструктуры
Кредитование малого и среднего бизнеса через финансовых посредников (банки, агентства, лизинговые компании)
Торговое и проектное финансирование
Документарные продукты
Инвестиции в капитал, инвестиции в фонды

Международный инвестиционный банк, МиБ (International Investment Bank, IIB)Создан в 1970г. с целью содействия экономическому развитию и сотрудничеству стран-членов СЭВ в

Слайд 33Тема 4. Роль государственного банка в управлении финансами.

Тема 4. Роль государственного банка в управлении финансами.

Слайд 34
Государственный (Центральный) банк – это прежде всего посредник между

государством и национальной экономикой.

В качестве такого учреждения он призван

регулировать денежные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.
Важным этапом в развитии управления финансами явилось учреждение эмиссионных (государственных) банков.


Государственный (Центральный) банк – это прежде всего посредник между государством и национальной экономикой. В качестве такого

Слайд 35Англия (Bank of England) – 1694 год
Франция (Bank of France)

– 1800 год
Германия (Reichbank) – 1844 год; в настоящее время

Бундесбанк (1957г)
США – (First bank of the Unated States) – 1791 год; в настоящее время ФРС – Федеральная резервная система (Federal reserve bank) – c 1913 года
Россия – Государственный банк – 1860 год в царствование Александра II; в настоящее время Центральный банк Российской Федерации (Банк России) с 1990 года.


Англия (Bank of England) – 1694 годФранция (Bank of France) – 1800 годГермания (Reichbank) – 1844 год;

Слайд 36Функции государственного банка:
Монополия денежной эмиссии;
Функции банка правительства: исполнение бюджета и

управление госдолгом;
Формирование и реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики;
Роль органа

надзора за банками и финансовыми рынками;
Функции банка банков (центрального банка): расчетный центр, кредитор последней инстанции и др.
Взаимодействие с международными финансовыми организациями и государственными банками отдельных зарубежных стран.
Функции государственного банка:Монополия денежной эмиссии;Функции банка правительства: исполнение бюджета и управление госдолгом;Формирование и реализация официальной денежно-кредитной и

Слайд 37Ключевая задача государственного банка в управлении финансами лежит в области

формирования и исполнения единой государственной денежно-кредитной политики.
Цель:
Стабильность экономического роста;
Низкий уровень

безработицы;
Низкий уровень инфляции.

Взаимоотношения центрального банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены.
Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность Банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.
Ключевая задача государственного банка в управлении финансами лежит в области формирования и исполнения единой государственной денежно-кредитной политики.Цель:Стабильность

Слайд 38Роль государственного банка в управлении финансами закреплена в национальном и

международном законодательстве.
В России в настоящее время основными нормами являются:
Гражданский кодекс

РФ;
Бюджетный кодекс РФ;
Федеральным законом Т 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»
4. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов»
Роль государственного банка в управлении финансами закреплена в национальном и международном законодательстве.В России в настоящее время основными

Слайд 39ТЕМА 5.Особенности управления финансами в странах с экономикой, ориентированной на

экспорт природных ресурсов.

ТЕМА 5.Особенности управления финансами в странах с экономикой, ориентированной на экспорт природных ресурсов.

Слайд 40 Предприятия, занятые в добывающих отраслях, в процессе своей деятельности

получают природную ренту.
Природная (природно-ресурсная) рента - часть прибыли, обусловленная

использованием природного ресурса в процессе производства.
Природная рента — часть дохода от использования природных ресурсов, изымаемая в экспортно-сырьевых странах, когда добывающие отрасли получают высокие доходы, с тем, чтобы покрыть бюджетные разрывы в неблагоприятные годы, когда происходит снижение конъюнктуры на мировых рынках.


Предприятия, занятые в добывающих отраслях, в процессе своей деятельности получают природную ренту.	 Природная (природно-ресурсная) рента -

Слайд 41Инструменты изъятия природной ренты.
Необходимость выполнения функции изъятия природной

ренты требует создания специального налогового режима для добывающих отраслей. В

большинстве стран используется несколько механизмов изъятия, так как использование только одного вида налога или платежа не обеспечивает оптимального изъятия сверхприбыли:
1. Налог на прибыль

2. налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы;

3. бонусы и плата за пользование месторождением (ренталс).

Инструменты изъятия природной ренты.  Необходимость выполнения функции изъятия природной ренты требует создания специального налогового режима для

Слайд 42Налоги на прибыль связаны с прогрессивным налогообложением прибыли нефтедобывающих компаний.

Повышенным налогом может облагаться вся прибыль или же только «сверхприбыль»

от производства нефти и нефтепродуктов (в этом случае часто говорят о «налогах на дополнительный доход»). При этом уровень налогообложения прибыли весьма значителен: ставки обычного налога на прибыль колеблются от 0 до почти 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, от 50 до 80% (в большинстве стран ОПЕК).
Налоги на прибыль связаны с прогрессивным налогообложением прибыли нефтедобывающих компаний. Повышенным налогом может облагаться вся прибыль или

Слайд 43Налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы зависят от выручки

или объемов реализации.
Налогом облагается факт производства, а не факт

получения прибыли. Как следствие, роялти является одним из наиболее распространенных инструментов изъятия ренты в мире.
В середине 80-х годов прошлого века максимальная ставка роялти в различных странах составляла в среднем 12,2%, а с учетом различий в объемах добычи –17,2%.
Налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы зависят от выручки или объемов реализации. Налогом облагается факт производства,

Слайд 44Бонусы представляют собой платежи за получение и реализацию права на

использование природных ресурсов. Простейший пример бонуса — плата за лицензию

на разработку месторождения.

Регулярные платежи за пользование месторождением (ренталс), индивидуально устанавливаемые при выдаче лицензии, так же как и бонусы, не зависят от фактической прибыльности месторождения или объемов добычи и могут представлять собой оценку ожидаемой прибыльности месторождения.
Бонусы представляют собой платежи за получение и реализацию права на использование природных ресурсов. Простейший пример бонуса —

Слайд 45 Специальные инструменты изъятия природной ренты:
индикаторы, применяемые для корректировки налоговых ставок

-корректировка налоговых ставок в зависимости от: характеристики месторождения: размещение (например,

шельф/материк); уровень истощения месторождения; сложность добычи и т.п.;
- уровень цен; объем добычи; уровень издержек.
регулирование себестоимости и возмещения затрат - законодательное определение видов расходов, подлежащих включению в себестоимость,
соглашения о разделе продукции - в качестве платы за пользование месторождениями государству передается часть добытых полезных ископаемых.

Специальные инструменты изъятия природной ренты: индикаторы, применяемые для корректировки налоговых ставок -корректировка налоговых ставок в

Слайд 46Страны, экономика которых сориентирована на экспорт природных ресурсов, сталкиваются с

проблемами, которые получили название «Голландская болезнь», симптомами которой являются:
Возникновение диспропорций

в национальной экономике вследствие бурного развития экспорта;
Укрепление реального курса национальной валюты вследствие дополнительного притока иностранной валюты в страну;
Снижение выпуска и конкурентоспособности отечественной продукции неэнергетического сектора экономики;
Разбалансированность внутреннего рынка товаров и услуг;
Рост инфляции и еще большее укрепление реального курса национальной валюты.

Страны, экономика которых сориентирована на экспорт природных ресурсов, сталкиваются с проблемами, которые получили название «Голландская болезнь», симптомами

Слайд 47

Создание стабилизационного фонда – одна из основных

государственных стратегий борьбы с «голландской болезнью».


Как правило,

стабилизационные фонды создаются в странах "сырьевой экономики" с целью накопления средств для "перевооружения экономики" или просто "на черный день" для снижения рисков, связанных с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.
Создание стабилизационного фонда – одна из основных государственных стратегий борьбы с «голландской болезнью».

Слайд 48В мире выделяются три типа стабилизационных фондов:
стабилизационные фонды,

выполняющие роль "заначек на черный день" - это характерно для

экономик государств, которые полностью зависят от цен на продаваемые ими сырьевые ресурсы ( Государственный нефтяной фонд Норвегии)
фонды будущих поколений - они формируются родителями на будущие расходы своих детей (Кувейт – Резервный фонд будущих поколений)
фонды "справедливости" - предназначаются для справедливого распределения поступающих доходов между гражданами (США- Стабилизационный фонд Аляски)

В мире выделяются три типа стабилизационных фондов: стабилизационные фонды, выполняющие роль

Слайд 49В РФ Стабилизационный фонд был впервые учрежден в 2004 г.,

т.к. государственный бюджет 2003 года был исполнен с профицитом.
Цель

формирования стабилизационного фонда заключалась в сглаживании колебаний доходов, формируемых за счет природной ренты.
Фонд аккумулировал поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть) при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

В РФ Стабилизационный фонд был впервые учрежден в 2004 г., т.к. государственный бюджет 2003 года был исполнен

Слайд 50Цена отсечения в СФ РФ (бюджетное правило)
В 2004г. Базовая цена

на нефть заложена в размере 20 долл./барр. Нефти марки «Юралс»


С 01.01.2006г. цена отсечения установлена в размере 27 долл./барр.
( конкретная цена определялась по результатам торгов на роттердамском и средиземноморском мировых рынках сырья)
Под базовой ценой на нефть понимается среднегодовая цена на нефть - 40 долларов США за один баррель в ценах 2017 года, подлежащая ежегодной индексации на 2 процента начиная с 2018 года.

Цена отсечения в СФ РФ (бюджетное правило)В 2004г. Базовая цена на нефть заложена в размере 20 долл./барр.

Слайд 51


Новое бюджетное правило, которое должно с 2020 года

восстановить строгие подходы к использованию нефтегазовых доходов, возьмет за основу

цену нефти $40 за баррель и будет учитывать расходы на обслуживание госдолга
Новое бюджетное правило, которое должно с 2020 года восстановить строгие подходы к использованию нефтегазовых доходов,

Слайд 52Источники формирования СФ
Трансферты из Государственного бюджета
Размещение в иностранные финансовые активы

как с фиксированным доходом, так и в акции, согласно следующей

валютной структуре:
Доллар США – 45% (+/- 5%) ЕВРО - 45% (+/- 5%)
Фунты Стерлингов – 10% (+/- 2%)
(Приказ Минфина РФ от 22.05.2006г. № 157)


Источники формирования СФТрансферты из Государственного бюджетаРазмещение в иностранные финансовые активы как с фиксированным доходом, так и в

Слайд 53Правила инвестирования средств Фонда.
1. Страны, в чьи долговые обязательства могут

быть размещены средства фонда: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция,

Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания и США.
Обязательства могут быть номинированы в долларах США, ЕВРО и английских фунтах стерлингов.
Правила инвестирования средств Фонда. 1. Страны, в чьи долговые обязательства могут быть размещены средства фонда: Австрия, Бельгия,

Слайд 542. Долговые обязательства, страны эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности

не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств Fitch-Ratings,
Standart

& Poor’s , либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агенства Moody’s Investors Service
2. Долговые обязательства, страны эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых

Слайд 553. Долговые обязательства
- с фиксированным сроком погашения;
-

без права досрочного выкупа;
- с фиксированным

номиналом и ставкой купонного дохода;
- с объемом выпуска, находящимся в обращении, не менее 1 млрд. USD (ЕВРО) номинированных в этих валютах, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов, номинированных в фунтах стерлингов.
Не предназначенные для частного (непубличного размещения)
Срок погашения на день их приобретения мин. – 0,25 года макс. 3 года.
3. Долговые обязательства -  с фиксированным сроком погашения; -  без права досрочного выкупа; -

Слайд 56Начиная с 2008 года введена концепция «нефтегазового баланса бюджета», что

предусматривает деление доходов бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые.
Стабилизационный фонд с

01.02.2008г. Прекратил свое существование и рассматривается как нефтегазовые доходы ФБ. Они имели следующую структуру:
- Нефтегазовый трансферт
-Резервный фонд
- Фонд национального благосостояния.
Начиная с 2008 года введена концепция «нефтегазового баланса бюджета», что предусматривает деление доходов бюджета на нефтегазовые и

Слайд 57Нефтегазовый трансферт
Источник финансирования дефицита ФБ
В БК

РФ вводится режим определения величины нефтегазового трансферта в размере 3,7%

от ВВП на каждый финансовый год и на плановый период
( с 2011 года)

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года №268-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым понятие «нефтегазовый трансферт» заменено термином «дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета», исключены положения, определяющие порядок расчёта нефтегазовых трансфертов, и внесены изменения в положения, устанавливающие порядок пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Нефтегазовый трансферт  Источник финансирования дефицита ФБ  В БК РФ вводится режим определения величины нефтегазового трансферта

Слайд 58Фонд национального благосостояния создается с целью:

Обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ.
-

софинансирование добровольных пенсионных накоплений населения
Источники формирования:
Нефтегазовые доходы ФБ
Доходы от

управления средствами ФНБ

На 01.09.2019 122,88млрд.$ 8 170,49 млрд.руб. 7,5% ВВП
Фонд национального благосостояния создается с целью:Обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ.- софинансирование добровольных пенсионных накоплений населенияИсточники формирования:Нефтегазовые доходы

Слайд 59ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Слайд 60ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
Государственный кредит – это система экономических отношений, в которых

государство выступает заемщиком. Кредитором или гарантом по обязательствам третьих лиц.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТГосударственный кредит – это система экономических отношений, в которых государство выступает заемщиком. Кредитором или гарантом по

Слайд 61Функции государственного кредита
Фискальная функция – посредством государственного кредита осуществляется

формирование централизованных фондов государства.
Государственный кредит приобретает форму государственного

займа (внутреннего и внешнего).
Функции государственного кредита Фискальная функция – посредством государственного кредита осуществляется формирование централизованных фондов государства.  Государственный кредит

Слайд 62 Регулирующая функция – изменение стоимости привлечения (размещения) денежных средств

в виде государственного кредита с целью регулирования состояния производства, занятости,

конъюнктуры финансового и денежного рынков.
Регулирующая функция – изменение стоимости привлечения (размещения) денежных средств в виде государственного кредита с целью регулирования

Слайд 63 Регулирование производства и занятости проявляется:
Кредитование и гарантирование экспортных поставок

отечественных товаропроизводителей;
Протекционистская политика по отношению к малому и среднему бизнесу;
Инновационное

кредитование;
Кредитование социально значимых производств;
Предоставление «связанных» кредитов иностранным государствам и зарубежным фирмам (С условием закупки на эти кредиты отечественных товаров);
Предоставление кредитов субъектам РФ на финансирование кассовых разрывов;
Предоставление коммерческих кредитов не государственным юридическим лицам.
Регулирование производства и занятости проявляется:Кредитование и гарантирование экспортных поставок отечественных товаропроизводителей;Протекционистская политика по отношению к малому

Слайд 64Выполнение государственным кредитом фискальной функции предполагает формирование внешнего и внутреннего

долга правительства и региональных органов власти:
кредиты правительств иностранных государств, банков

и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг


Выполнение государственным кредитом фискальной функции предполагает формирование внешнего и внутреннего долга правительства и региональных органов власти:кредиты правительств

Слайд 65ВНЕШНИЙ ДОЛГ
В настоящее время внешний долг принято классифицировать по срочности

и типу кредитора.
По срочности:
Краткосрочный (до 1 года)
Среднесрочный ( до 5

лет)
Долгосрочный (до 30 лет)
По признаку кредитора:
-официальным кредиторам Запада, входящим в Парижский клуб (17 развитых в промышленном отношении стран), а также другим официальным кредиторам (Южная Корея, ОАЭ, Кувейт, Турция, Саудовская Аравия), не являющимся членами Парижского клуба;
-международным валютно-кредитным и финансовым организациям;
-частным коммерческим банкам (членам Лондонского клуба кредиторов);
-фирмам-экспортерам (обязательства России, застрахованные или гарантированные государственными финансовыми институтами стран- кредиторов).


ВНЕШНИЙ ДОЛГВ настоящее время внешний долг принято классифицировать по срочности и типу кредитора.По срочности:Краткосрочный (до 1 года)Среднесрочный

Слайд 66Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций,

предоставленные в иностранной валюте, подразделяются на несвязанные (финансовые), целевые иностранные

кредиты.
Несвязанный (финансовый) иностранный кредит - форма финансирования на возвратной, возмездной основе без определения целей их расходования.
Целевой иностранный кредит - форма финансирования проектов путем оплаты товаров и услуг в соответствии с целями этих проектов ( в том числе и связанные кредиты).
Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, подразделяются на несвязанные

Слайд 67Рынок международных облигаций в настоящее время один из крупнейших секторов

мирового финансового рынка.
В настоящее время для эмитентов наибольший интерес

представляет рынок еврооблигаций (1960г)
Еврооблигации - это облигации государств и компаний, номинированные в евровалютах и предназначенные для размещения среди инвесторов, являющихся резидентами различных стран, но оперирующих на еврорынке.
Как правило, еврооблигации - это среднесрочные, или долгосрочные ценные бумаги. В структуре выпущенных и обращающихся в настоящее время еврооблигаций подавляющая часть приходится на долгосрочные облигации - около 80% рынка.
Рынок международных облигаций в настоящее время один из крупнейших секторов мирового финансового рынка. В настоящее время для

Слайд 68Условием получения внешних займов является наличие у страны долгосрочного кредитного

рейтинга.
Основными рейтинговыми агенствами, чей результат является общепризнанным для кредиторов, являются

MOODY´S Investors Servis
STANDART & POOR´S
THE FITCH - RATINGS

Условием получения внешних займов является наличие у страны долгосрочного кредитного рейтинга.Основными рейтинговыми агенствами, чей результат является общепризнанным

Слайд 69Факторы привлечения иностранных инвестиций
Политическая стабильность;
Налоговое законодательство;
Таможенная политика;
Развитость финансового рынка;
Прозрачность и

доступность информации о реципиентах (эмитентах);
Законодательная и фактическая защита инвестируемого капитала;
Долгосрочный

кредитный рейтинг реципиента (заемщика).

Факторы привлечения иностранных инвестицийПолитическая стабильность;Налоговое законодательство;Таможенная политика;Развитость финансового рынка;Прозрачность и доступность информации о реципиентах (эмитентах);Законодательная и фактическая

Слайд 70Ретинги международных агенств:

ААА+,ААА,ААА-
Возможности эмитента

по выплате долга
и процентов чрезвычайно велики
АА+,АА,АА-
Возможности

эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики
А+,А,А-
Возможности эмитента по выплате долга достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации

Ретинги международных агенств:ААА+,ААА,ААА-     Возможности эмитента по выплате долга  и процентов чрезвычайно великиАА+,АА,АА-

Слайд 71ВВВ+,ВВВ,ВВВ-
Возможности эмитентов зависят от внутриэкномической ситуации на данный

момент
ВВ+,ВВ,ВВ-
Нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента
В+,В,В-
Ограниченная

платежеспособность эмитента

ВВВ+,ВВВ,ВВВ-  Возможности эмитентов зависят от внутриэкномической ситуации на данный моментВВ+,ВВ,ВВ-  Нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять

Слайд 72ССС+,ССС,ССС-
Некоторая защита интересов инвесторов присутствует, но риски и

нестабильность высоки.
СС+,СС,СС-
Платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации
С+,С,С-

Платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации
D Долги просрочены

ССС+,ССС,ССС-  Некоторая защита интересов инвесторов присутствует, но риски и нестабильность высоки.СС+,СС,СС-  Платежеспособность эмитента сильно зависит

Слайд 73Повышение рейтинга России агентством Standard&Poor’s

Повышение рейтинга России агентством Standard&Poor’s

Слайд 74 ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ
представлен государственными ценными бумагами (в основном облигациями).

Основной критерий оценки внутреннего долга – показатель бюджетной эффективности
Показатель

бюджетной эффективности – это отношение чистого перечисления в бюджет к приросту облигационного долга.
Прирост облигационного долга определяется как разница между объемом размещения и объемом погашения ГЦБ
Чистое перечисление в бюджет определяется как разница между выручкой от размещения и затратами (объем погашения + обслуживание облигационного долга)


ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ представлен государственными ценными бумагами (в основном облигациями). Основной критерий оценки внутреннего долга – показатель

Слайд 75Долги региональных органов власти представлены внутренними займами:
Облигационными займами
Кредитными соглашениями и

договорами
Государственными гарантиями
Бюджетными ссудами
Бюджетными кредитами
Прочими долговыми обязательствами

Долги региональных органов власти представлены внутренними займами:Облигационными займамиКредитными соглашениями и договорамиГосударственными гарантиямиБюджетными ссудамиБюджетными кредитамиПрочими долговыми обязательствами

Слайд 76Управление государственными заимствованиями изложена в «ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017-2019 гг.»


Управление государственными заимствованиями изложена в «ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017-2019 гг.»

Слайд 77ТЕМА 7. Фискальная политика государства

ТЕМА 7. Фискальная политика государства

Слайд 78Государство управляет финансовой системой с помощью фискальной политики или бюджетно-налоговой

политики, т.е. такого манипулирования государственным бюджетом, при котором достигается сглаживание

деловых циклов и рост экономики страны.

Государство управляет финансовой системой с помощью фискальной политики или бюджетно-налоговой политики, т.е. такого манипулирования государственным бюджетом, при

Слайд 79Направления бюджетно-налоговой политики
Регулирование совокупного спроса

Регулирование совокупного предложения

Направления бюджетно-налоговой политикиРегулирование совокупного спросаРегулирование совокупного предложения

Слайд 80Бюджетно-налоговая политика ориентированная на спрос
Политика строится на сочетании

масштабных государственных расходов с высоким уровнем налогов.
(Кейнсианская модель)
Справочно:

Джон Мейнард Кейнс (1883 -1946гг) – английский экономист-теоретик в области финансовой государственной политики, основанной на государственном регулировании национальной экономики
Пример: Швеция
Бюджетно-налоговая политика ориентированная на спрос  Политика строится на сочетании масштабных государственных расходов с высоким уровнем налогов.

Слайд 81Характеристики фискальной политики, ориентированной на спрос
По степени участия государства в

регулировании экономики различают:
дискреционную, т.е. регулируемую фискальную политику
Недискреционную (автоматическую) фискальную

политику
Характеристики фискальной политики, ориентированной на спросПо степени участия государства в регулировании экономики различают: дискреционную, т.е. регулируемую фискальную

Слайд 82Дискреционная фискальная политика
DISCRECIO (лат.) – действующий по своему усмотрению.

Дискреционная фискальная политика рассматривается кейнсианцами как способ нейтрализации рыночного фиаско

посредством сознательного манипулирования налогами, государственными расходами и сальдо государственного бюджета.
Дискреционная фискальная политикаDISCRECIO (лат.) – действующий по своему усмотрению.  Дискреционная фискальная политика рассматривается кейнсианцами как способ

Слайд 83Три направления дискреционной фискальной политики
Финансовая экспансия ( Снижение ставок

налогов (подоходного); сокращение расходов бюджета, привлечение иностранного капитала)
Финансовая рестрикция (повышение

ставок налогов, снижение темпов инфляции)
Конъюнктурно-нейтральная фискальная политика.

Три направления дискреционной фискальной политики Финансовая экспансия ( Снижение ставок налогов (подоходного); сокращение расходов бюджета, привлечение иностранного

Слайд 84Недискреционная фискальная политика
Основана на «встроенных стабилизаторах» или «автопилотах», которые

после отклонения от нормального течения бюджетного процесса, возвращают систему в

устойчивое состояние как бы автоматически. Они сглаживают амплитуду циклических колебаний без частого изменения государственной фискальной политики и вмешательства власти в хозяйственную жизнь страны.
Недискреционная фискальная политика Основана на «встроенных стабилизаторах» или «автопилотах», которые после отклонения от нормального течения бюджетного процесса,

Слайд 85Стабилизаторы:
Ведущий стабилизатор – налоговая система. Ее гибкость, реакция на конъюнктуру.
Повышение

общего уровня цен (перераспределение доходов между государством и частным сектором,

прежде всего населением)
Система государственных трансфертных платежей (пособия по безработице. Социальные выплаты)
Наличие в социальной структуре «праздного класса», который компенсирует своим дополнительным спросом нехватку средств у наемных работников и предпринимателей.
Государственные программы помощи фермерам (государственные закупки излишков сельскохозяйственной продукции по бросовым ценам и продажа ее же по более высоким)
Ожидания домохозяйствами инфляционных скачков.
Стабилизаторы:Ведущий стабилизатор – налоговая система. Ее гибкость, реакция на конъюнктуру.Повышение общего уровня цен (перераспределение доходов между государством

Слайд 86Бюджетно-налоговая политика ориентированная на предложение
Строится на «замораживании» инвестиционных и социальных

программ государства, привлечении иностранных капиталов и рабочей силы.
Это требует уменьшения

налоговой нагрузки на экономику.
(Неоклассическая модель: Ирвинг Фишер, Альфред Маршалл, А. Пигу и др. представители кембриджской школы)
Пример: США
Бюджетно-налоговая политика ориентированная на предложениеСтроится на «замораживании» инвестиционных и социальных программ государства, привлечении иностранных капиталов и рабочей

Слайд 87Тезис: более низкие ставки налогов не обязательно ведут к снижению

суммы налоговых поступлений в бюджет. (А. Смит, Л. Эрхард).

Способ решения

проблемы убивающего инвестиции налогообложения был предложен А. Лаффером.
Тезис: более низкие ставки налогов не обязательно ведут к снижению суммы налоговых поступлений в бюджет. (А. Смит,

Слайд 88Кривая Лаффера
R





30-40%


T

Кривая ЛаффераR

Слайд 89

Основополагающие принципы управления финансовой системой России изложены в документе:

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2019 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ»

Основополагающие принципы управления финансовой системой России изложены в документе: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика