Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Майнор 1 магистратура 2019
Слайд 2Тема 1: Сущность, роль, функции финансов, как стоимостной экономической категории.
Слайд 3Термин ФИНАНСЫ -
В переводе с латинского FINANCIA
означает
денежный платеж
В XVI веке во Франции появился термин finationes regiae
(средства государства)
Слайд 4Эволюция взглядов на сущность финансов
Донаучный период
Античность ( Аристотель, Ксенофонт)
– Отдельные направления формирования доходов государства: аренда госимущества , рабов;
Строительство объектов за счет государственной казны; государственные займы.
Средние века (XIIIв. Фома Аквинский) - Общие положения о финансовой нравственности, разбросанные в философских, теологических, политических и юридических сочинениях схоластиков.
Научный период
1. XV – XVIвв. Меркантелизм. Ж. Боден «Шесть книг о республике 1577г. Систематизация доходов и расходов государства и представление их в форме финансового хозяйства
2. 18 век (1776г) Адам Смит « Исследование о природе и причинах богатства народов 1776г.– определил понятия государстсвенных доходов, расходов, государственного долга. Связал функции государства с необходимостью регулирования экономики и показал зависимость между ними.
3. Конец 19 начало 20 вв – К. Маркс, Ф. Лассаль, А. Вагнер (Германия); Ж. Сисмонди, Ф. Нитти (Италия); Ж.Б. Сэй (Франция); Петти (Англия); Ходский Л.В., Лебедев В.А., Сперанский, Озеров и многие другие (Россия) – развитие теории А Смита и Д. Рикардо по(ученик А Смита изложил свои взгляды в сочинении «Начала политической экономии и налогового обложения»)
Слайд 5Современное представление о финансах:
Финансы – система экономических стоимостных отношений, возникающих
по поводу формирования и использования государством, его территориальными органами, хозяйствующими
субъектами и гражданами фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства
Слайд 6Функции финансов как экономической категории:
Распределительная – реализация имманентно присущего данной
категории свойства к формированию и распределению денежных фондов на безэквивалентной
основе
Контрольная – реализуется в процессе распределения и обеспечивает реальное наполнение средствами денежных фондов специального целевого назначения
Слайд 7Взаимосвязь функций государства и финансов.
Государство – основное орудие политической власти.
Признаки
государства:
наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной
власти;
право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства
Слайд 8Функции финансов:
Распределение
Контроль
Функции государства и финансов
Функции государства:
Управление
Оборона
Правоохранительная деятельность
Обслуживание государственного долга
Вмешательство в
экономику
Развитие науки и НТП
Социально-культурное
обеспечение
Слайд 9 Ослабление политической власти приводит к нарушению функций финансов,
снижению их роли в экономике, возникновению финансового кризиса.
Финансовый
кризис – глубокое расстройство финансовой и кредитной системы, проявляющееся в хроническом бюджетном дефиците и высоком уровне инфляции
Слайд 10ВЫВОД:
Финансы – это императив.
1. Государство порождает функционирование финансов
2. Государству принадлежит
активная роль в организации финансовых отношений.
3. От политической власти (государства)
зависит роль финансов в экономике государства и она может быть положительной отрицательной или «нулевой»
Слайд 11
Тема 2: Финансовая система ее структура, свойства и и
особенности в современной России.
Слайд 12Определение финансовой системы
Финансовой системой является совокупность норм и правил регулирующих
финансовые отношения государства, хозяйствующих субъектов и населения, а также внешние
отношения государства. В финансовую систему входят институты, обеспечивающие соблюдение и эффективность действия системы финансовых отношений.
Слайд 13
Принцип построения финансовой системы – фискальный федерализм
Под фискальным федерализмом понимают
четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы.
Слайд 14Свойства финансовой системы.
Эффективность – способность достигать поставленных целей в определенные
сроки при расходе определенного количества ресурсов;
Эмергентность – несводимость свойств отдельных
звеньев (элементов) системы и свойств системы в целом;
2.1. Агрегирование – объединение нескольких звеньев системы низшего уровня в более высокий уровень с изменением эффективности;
2.2. Декомпозиция – разделение целого на части;
Иерархия – наличие нескольких уровней и конфликтов между ними;
Многофункциональность – способность системы к реализации множества функций на заданной структуре
4.1. Гибкость; 4.2. Адаптация; 4.3. Живучесть;
Слайд 155. Надежность - реализация функций с заданными параметрами качества;
Безопасность –
способность не наносить недопустимые воздействия;
Стойкость – способность функционировать при выходе
параметров внешней среды за рамки допустимых ограничений;
Уязвимость – способность получать повреждения от внешних и внутренних поражающих факторов;
Устойчивость - способность возвращаться в исходное положение после возмущающих действий.
Слайд 16Типы финансовых систем:
Открытый тип финансовой системы
(MBS – market-based system)
Закрытый тип
финансовой системы
(RBS – relation-based system)
Переходный тип финансовой системы
Слайд 17Характеристики типов финансовых систем
Открытая финансовая система (MBS)
Многообразие форм собственности;
Управление бизнесом
косвенными методами (через фондовые рынки);
Приоритет финансовых интересов за собственниками бизнеса;
Высокий
уровень развития финансового рынка и многообразие финансовых инструментов;
Отсутствие валютных ограничений;
Интенсивное взаимодействие с внешней средой
Закрытая финансовая система (RBS)
Преобладание государственной формы собственности;
Прямое вмешательство инвесторов и кредитующих банков в управление бизнесом и контроль за целевым использованием средств;
Приоритет финансовых интересов за кредиторами, поставщиками, покупателями, персоналом;
Отсутствие или низкий уровень развития финансового рынка;
Наличие жестких валютных ограничений;
Жестко фиксированные границы действия системы, независимо от среды, окружающей систему
Слайд 18Состав финансовой системы
Государственные финансы
Финансовый рынок Органы финансового
контроля
Финансы предприятий, Финансы Инфраструктура
организаций и их объе- населения и прочие
динений денежные фонды
Слайд 19Основные институты управления финансовой системой РФ
Президент РФ
Высшее должностное лицо субъекта
РФ, Муниципального образования.
Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного
самоуправления
Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления
Центральный банк РФ
Органы государственного (муниципального) финансового контроля
Органы управления государственными Внебюджетными фондами
Главные распорядители ( распорядители ) бюджетных средств
Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета
Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета
Получатели бюджетных средств
Слайд 20Тема 3. Россия и международные финансовые организации: членство, взаимодействие, перспективы.
Слайд 21Международные финансовые организации можно классифицировать по степени их значимости для
мировой, региональных и национальных финансовых систем:
Мировые международные финансовые организации.
Региональные международные
финансовые организации.
Финансовые организации, созданные в рамках международных экономических союзов и отношений стран-участниц.
Слайд 22
Мировые международные финансовые организации.
Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund,
IMF).
Создан в 1944г. Как централизованный орган ООН на Бреттон-Вудской конференции.
Штаб-квартира – Вашингтон.
Основные функции:
Содействие международной торговле;
Предоставление кредитных ресурсов своим членам при финансовых затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.
Капитал фонда формируется за счет взносов стран-участниц в соответствии с квотами, устанавливаемыми для каждой страны в соответствии с ее экономическим потенциалом и ролью в мировой экономике и международной торговле.
МВФ имеет свою расчетную единицу СДР (специальные права заимствования, special drawing rights), которая используется также как инструмент формирования уставного капитала МВФ и как резервное средство при формировании валютных резервов стран-участниц.
Слайд 23Уставный капитал МВФ = 217 млрд. СДР (SDR)
1 СДР =
1,5 долл. США
Курс СДР рассчитывается на основе валютной корзины:
Фунт стерлингов;
Доллар
США;
Японская иена;
ЕВРО.
Членами МВФ являются 189 стран на 2019 год.
(www.imf.org)
Слайд 24Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for reconstruction
and development, World Bank)
Создан в 1945 г. на основе Бреттон-Вудского
соглашения. Членство в банке определяется членством в МВФ. Штаб-квартара – Вашингтон.
Основные функции:
Стимулирование экономического развития стран-членов МБРР;
Предоставление долгосрочных займов государственным и частным предприятиям под гарантию их правительств на коммерческой основе.
Слайд 25Региональные международные финансовые организации.
Европейский банк реконструкции и развития, ЕБРР (European
Bank for Reconstruction and Development, EBRD). Создан в 1991 г. 61
страной и двумя международными организациями. Штаб-квартира – Лондон.
Основные функции:
проведению структурных и отраслевых реформ;
развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
укреплению финансовых организаций и правовых систем;
развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
внедрению надёжно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.
Слайд 26Черноморский банк торговли и развития (Black Sea Trade and Development
Bank). Создан в 1997г. Штаб-квартира – Салоники Греция. Черноморский банк
торговли и развития относится к международной организации Черноморское экономическое сотрудничество. Страны-члены: РФ, Албания, Армения. Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Турция. Украина.
Основные функции:
-развитие торговых связей в регионе;
содействие реализации международных проектов;
-содействие иностранным инвестициям;
- предоставление гарантий при развитии торговых и экономических связей как на государственном уровне, так и в частном бизнесе.
Слайд 27Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB). Создан
в 2014г. Штаб-квартира – Пекин.
Основные функции:
-стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском
регионе;
-финансирование инфраструктурных проектов в Азии от строительства дорог и аэропортов до антенн связи и жилья экономкласса.
Слайд 28Азиатский банк развития (Asian Development Bank). Основан в 1966 году. Штаб-квартира
– Манила, Филиппины.
Страны-члены:
Региональные – 48 стран
Нерегиональные – 19 стран
Основные функции:
-
стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие (Приоритетные сферы вложений — транспорт и связь, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор.)
Слайд 29Евроазиатский банк развития ( Eurasian Development Bank, EDB) — региональный банк развития,
учреждённый Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. Штаб-квартира – Алма-Ата, Казахстан.
Страны-члены банка: РФ,
Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан.
Основные функции:
-финансирование крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий
участие в уставном капитале организаций;
выпуск гарантий;
прямое или косвенное финансирования частных инвестиционных фондов;
займы коммерческим банкам для последующего кредитования предприятий.
Слайд 30Финансовые организации, созданные в рамках международных экономических союзов и отношений
стран-участниц.
Новый банк развития, НБР создан cтранами-членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия,
Китай и ЮАР) в 2015 г. (начало 2013г)
Основные функции:
использовать ресурсы для поддержки государственных или частных проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, в странах БРИКС и других развивающихся странах путем предоставления займов, гарантий, участия в капитале и использования других финансовых инструментов;
сотрудничать с международными и национальными организациями, в особенности с международными финансовыми институтами и национальными банками развития;
оказывать техническое содействие в подготовке и осуществлении проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития;
Слайд 31Международный банк экономического сотрудничества, МБЭР
Учреждён в 1963 году с местопребыванием
в городе Москве в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Основные функции:
-содействие
развитию внешнеэкономических связей между хозяйствующими субъектами входящих в него стран, а также их связей с экономическими субъектами других стран.
-финансирование внешней торговли и обслуживание контрагентов, в первую очередь стран-членов банка: РФ, Болгария, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, Монголия, Вьетнам.
Слайд 32Международный инвестиционный банк, МиБ (International Investment Bank, IIB)
Создан в 1970г. с
целью содействия экономическому развитию и сотрудничеству стран-членов СЭВ в г. Москве. С
2015г. Штаб-квартира банк находится в Словакии. Страны-участницы: РФ, Болгария, Куба, Чехия, Венгрия, Монголия, Вьетнам, Словакия, Румыния.
Основные функции:
Поддержка экспортно-импортных операций, проектов по модернизации существующей инфраструктуры
Кредитование малого и среднего бизнеса через финансовых посредников (банки, агентства, лизинговые компании)
Торговое и проектное финансирование
Документарные продукты
Инвестиции в капитал, инвестиции в фонды
Слайд 33Тема 4. Роль государственного банка в управлении финансами.
Слайд 34
Государственный (Центральный) банк – это прежде всего посредник между
государством и национальной экономикой.
В качестве такого учреждения он призван
регулировать денежные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.
Важным этапом в развитии управления финансами явилось учреждение эмиссионных (государственных) банков.
Слайд 35Англия (Bank of England) – 1694 год
Франция (Bank of France)
– 1800 год
Германия (Reichbank) – 1844 год; в настоящее время
Бундесбанк (1957г)
США – (First bank of the Unated States) – 1791 год; в настоящее время ФРС – Федеральная резервная система (Federal reserve bank) – c 1913 года
Россия – Государственный банк – 1860 год в царствование Александра II; в настоящее время Центральный банк Российской Федерации (Банк России) с 1990 года.
Слайд 36Функции государственного банка:
Монополия денежной эмиссии;
Функции банка правительства: исполнение бюджета и
управление госдолгом;
Формирование и реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики;
Роль органа
надзора за банками и финансовыми рынками;
Функции банка банков (центрального банка): расчетный центр, кредитор последней инстанции и др.
Взаимодействие с международными финансовыми организациями и государственными банками отдельных зарубежных стран.
Слайд 37Ключевая задача государственного банка в управлении финансами лежит в области
формирования и исполнения единой государственной денежно-кредитной политики.
Цель:
Стабильность экономического роста;
Низкий уровень
безработицы;
Низкий уровень инфляции.
Взаимоотношения центрального банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены.
Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность Банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.
Слайд 38Роль государственного банка в управлении финансами закреплена в национальном и
международном законодательстве.
В России в настоящее время основными нормами являются:
Гражданский кодекс
РФ;
Бюджетный кодекс РФ;
Федеральным законом Т 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»
4. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов»
Слайд 39ТЕМА 5.Особенности управления финансами в странах с экономикой, ориентированной на
экспорт природных ресурсов.
Слайд 40 Предприятия, занятые в добывающих отраслях, в процессе своей деятельности
получают природную ренту.
Природная (природно-ресурсная) рента - часть прибыли, обусловленная
использованием природного ресурса в процессе производства.
Природная рента — часть дохода от использования природных ресурсов, изымаемая в экспортно-сырьевых странах, когда добывающие отрасли получают высокие доходы, с тем, чтобы покрыть бюджетные разрывы в неблагоприятные годы, когда происходит снижение конъюнктуры на мировых рынках.
Слайд 41Инструменты изъятия природной ренты.
Необходимость выполнения функции изъятия природной
ренты требует создания специального налогового режима для добывающих отраслей. В
большинстве стран используется несколько механизмов изъятия, так как использование только одного вида налога или платежа не обеспечивает оптимального изъятия сверхприбыли:
1. Налог на прибыль
2. налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы;
3. бонусы и плата за пользование месторождением (ренталс).
Слайд 42Налоги на прибыль связаны с прогрессивным налогообложением прибыли нефтедобывающих компаний.
Повышенным налогом может облагаться вся прибыль или же только «сверхприбыль»
от производства нефти и нефтепродуктов (в этом случае часто говорят о «налогах на дополнительный доход»). При этом уровень налогообложения прибыли весьма значителен: ставки обычного налога на прибыль колеблются от 0 до почти 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, от 50 до 80% (в большинстве стран ОПЕК).
Слайд 43Налоги на доход (роялти) или добычу, акцизы зависят от выручки
или объемов реализации.
Налогом облагается факт производства, а не факт
получения прибыли. Как следствие, роялти является одним из наиболее распространенных инструментов изъятия ренты в мире.
В середине 80-х годов прошлого века максимальная ставка роялти в различных странах составляла в среднем 12,2%, а с учетом различий в объемах добычи –17,2%.
Слайд 44Бонусы представляют собой платежи за получение и реализацию права на
использование природных ресурсов. Простейший пример бонуса — плата за лицензию
на разработку месторождения.
Регулярные платежи за пользование месторождением (ренталс), индивидуально устанавливаемые при выдаче лицензии, так же как и бонусы, не зависят от фактической прибыльности месторождения или объемов добычи и могут представлять собой оценку ожидаемой прибыльности месторождения.
Слайд 45
Специальные инструменты изъятия природной ренты:
индикаторы, применяемые для корректировки налоговых ставок
-корректировка налоговых ставок в зависимости от: характеристики месторождения: размещение (например,
шельф/материк); уровень истощения месторождения; сложность добычи и т.п.;
- уровень цен; объем добычи; уровень издержек.
регулирование себестоимости и возмещения затрат - законодательное определение видов расходов, подлежащих включению в себестоимость,
соглашения о разделе продукции - в качестве платы за пользование месторождениями государству передается часть добытых полезных ископаемых.
Слайд 46Страны, экономика которых сориентирована на экспорт природных ресурсов, сталкиваются с
проблемами, которые получили название «Голландская болезнь», симптомами которой являются:
Возникновение диспропорций
в национальной экономике вследствие бурного развития экспорта;
Укрепление реального курса национальной валюты вследствие дополнительного притока иностранной валюты в страну;
Снижение выпуска и конкурентоспособности отечественной продукции неэнергетического сектора экономики;
Разбалансированность внутреннего рынка товаров и услуг;
Рост инфляции и еще большее укрепление реального курса национальной валюты.
Слайд 47
Создание стабилизационного фонда – одна из основных
государственных стратегий борьбы с «голландской болезнью».
Как правило,
стабилизационные фонды создаются в странах "сырьевой экономики" с целью накопления средств для "перевооружения экономики" или просто "на черный день" для снижения рисков, связанных с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.
Слайд 48В мире выделяются три типа стабилизационных фондов:
стабилизационные фонды,
выполняющие роль "заначек на черный день" - это характерно для
экономик государств, которые полностью зависят от цен на продаваемые ими сырьевые ресурсы ( Государственный нефтяной фонд Норвегии)
фонды будущих поколений - они формируются родителями на будущие расходы своих детей (Кувейт – Резервный фонд будущих поколений)
фонды "справедливости" - предназначаются для справедливого распределения поступающих доходов между гражданами (США- Стабилизационный фонд Аляски)
Слайд 49В РФ Стабилизационный фонд был впервые учрежден в 2004 г.,
т.к. государственный бюджет 2003 года был исполнен с профицитом.
Цель
формирования стабилизационного фонда заключалась в сглаживании колебаний доходов, формируемых за счет природной ренты.
Фонд аккумулировал поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть) при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.
Слайд 50Цена отсечения в СФ РФ (бюджетное правило)
В 2004г. Базовая цена
на нефть заложена в размере 20 долл./барр. Нефти марки «Юралс»
С 01.01.2006г. цена отсечения установлена в размере 27 долл./барр.
( конкретная цена определялась по результатам торгов на роттердамском и средиземноморском мировых рынках сырья)
Под базовой ценой на нефть понимается среднегодовая цена на нефть - 40 долларов США за один баррель в ценах 2017 года, подлежащая ежегодной индексации на 2 процента начиная с 2018 года.
Слайд 51
Новое бюджетное правило, которое должно с 2020 года
восстановить строгие подходы к использованию нефтегазовых доходов, возьмет за основу
цену нефти $40 за баррель и будет учитывать расходы на обслуживание госдолга
Слайд 52Источники формирования СФ
Трансферты из Государственного бюджета
Размещение в иностранные финансовые активы
как с фиксированным доходом, так и в акции, согласно следующей
валютной структуре:
Доллар США – 45% (+/- 5%)
ЕВРО - 45% (+/- 5%)
Фунты Стерлингов – 10% (+/- 2%)
(Приказ Минфина РФ от 22.05.2006г. № 157)
Слайд 53Правила инвестирования средств Фонда.
1. Страны, в чьи долговые обязательства могут
быть размещены средства фонда: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция,
Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания и США.
Обязательства могут быть номинированы в долларах США, ЕВРО и английских фунтах стерлингов.
Слайд 542. Долговые обязательства, страны эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности
не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств Fitch-Ratings,
Standart
& Poor’s , либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агенства Moody’s Investors Service
Слайд 553. Долговые обязательства
- с фиксированным сроком погашения;
-
без права досрочного выкупа;
- с фиксированным
номиналом и ставкой купонного дохода;
- с объемом выпуска, находящимся в обращении, не менее 1 млрд. USD (ЕВРО) номинированных в этих валютах, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов, номинированных в фунтах стерлингов.
Не предназначенные для частного (непубличного размещения)
Срок погашения на день их приобретения мин. – 0,25 года макс. 3 года.
Слайд 56Начиная с 2008 года введена концепция «нефтегазового баланса бюджета», что
предусматривает деление доходов бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые.
Стабилизационный фонд с
01.02.2008г. Прекратил свое существование и рассматривается как нефтегазовые доходы ФБ. Они имели следующую структуру:
- Нефтегазовый трансферт
-Резервный фонд
- Фонд национального благосостояния.
Слайд 57Нефтегазовый трансферт
Источник финансирования дефицита ФБ
В БК
РФ вводится режим определения величины нефтегазового трансферта в размере 3,7%
от ВВП на каждый финансовый год и на плановый период
( с 2011 года)
Федеральным законом от 25 декабря 2012 года №268-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым понятие «нефтегазовый трансферт» заменено термином «дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета», исключены положения, определяющие порядок расчёта нефтегазовых трансфертов, и внесены изменения в положения, устанавливающие порядок пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Слайд 58Фонд национального благосостояния создается с целью:
Обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ.
-
софинансирование добровольных пенсионных накоплений населения
Источники формирования:
Нефтегазовые доходы ФБ
Доходы от
управления средствами ФНБ
На 01.09.2019 122,88млрд.$ 8 170,49 млрд.руб. 7,5% ВВП
Слайд 59ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Слайд 60ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
Государственный кредит – это система экономических отношений, в которых
государство выступает заемщиком. Кредитором или гарантом по обязательствам третьих лиц.
Слайд 61Функции государственного кредита
Фискальная функция – посредством государственного кредита осуществляется
формирование централизованных фондов государства.
Государственный кредит приобретает форму государственного
займа (внутреннего и внешнего).
Слайд 62 Регулирующая функция – изменение стоимости привлечения (размещения) денежных средств
в виде государственного кредита с целью регулирования состояния производства, занятости,
конъюнктуры финансового и денежного рынков.
Слайд 63 Регулирование производства и занятости проявляется:
Кредитование и гарантирование экспортных поставок
отечественных товаропроизводителей;
Протекционистская политика по отношению к малому и среднему бизнесу;
Инновационное
кредитование;
Кредитование социально значимых производств;
Предоставление «связанных» кредитов иностранным государствам и зарубежным фирмам (С условием закупки на эти кредиты отечественных товаров);
Предоставление кредитов субъектам РФ на финансирование кассовых разрывов;
Предоставление коммерческих кредитов не государственным юридическим лицам.
Слайд 64Выполнение государственным кредитом фискальной функции предполагает формирование внешнего и внутреннего
долга правительства и региональных органов власти:
кредиты правительств иностранных государств, банков
и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг
Слайд 65ВНЕШНИЙ ДОЛГ
В настоящее время внешний долг принято классифицировать по срочности
и типу кредитора.
По срочности:
Краткосрочный (до 1 года)
Среднесрочный ( до 5
лет)
Долгосрочный (до 30 лет)
По признаку кредитора:
-официальным кредиторам Запада, входящим в Парижский клуб (17 развитых в промышленном отношении стран), а также другим официальным кредиторам (Южная Корея, ОАЭ, Кувейт, Турция, Саудовская Аравия), не являющимся членами Парижского клуба;
-международным валютно-кредитным и финансовым организациям;
-частным коммерческим банкам (членам Лондонского клуба кредиторов);
-фирмам-экспортерам (обязательства России, застрахованные или гарантированные государственными финансовыми институтами стран- кредиторов).
Слайд 66Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций,
предоставленные в иностранной валюте, подразделяются на несвязанные (финансовые), целевые иностранные
кредиты.
Несвязанный (финансовый) иностранный кредит - форма финансирования на возвратной, возмездной основе без определения целей их расходования.
Целевой иностранный кредит - форма финансирования проектов путем оплаты товаров и услуг в соответствии с целями этих проектов ( в том числе и связанные кредиты).
Слайд 67Рынок международных облигаций в настоящее время один из крупнейших секторов
мирового финансового рынка.
В настоящее время для эмитентов наибольший интерес
представляет рынок еврооблигаций (1960г)
Еврооблигации - это облигации государств и компаний, номинированные в евровалютах и предназначенные для размещения среди инвесторов, являющихся резидентами различных стран, но оперирующих на еврорынке.
Как правило, еврооблигации - это среднесрочные, или долгосрочные ценные бумаги. В структуре выпущенных и обращающихся в настоящее время еврооблигаций подавляющая часть приходится на долгосрочные облигации - около 80% рынка.
Слайд 68Условием получения внешних займов является наличие у страны долгосрочного кредитного
рейтинга.
Основными рейтинговыми агенствами, чей результат является общепризнанным для кредиторов, являются
MOODY´S Investors Servis
STANDART & POOR´S
THE FITCH - RATINGS
Слайд 69Факторы привлечения иностранных инвестиций
Политическая стабильность;
Налоговое законодательство;
Таможенная политика;
Развитость финансового рынка;
Прозрачность и
доступность информации о реципиентах (эмитентах);
Законодательная и фактическая защита инвестируемого капитала;
Долгосрочный
кредитный рейтинг реципиента (заемщика).
Слайд 70Ретинги международных агенств:
ААА+,ААА,ААА-
Возможности эмитента
по выплате долга
и процентов чрезвычайно велики
АА+,АА,АА-
Возможности
эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики
А+,А,А-
Возможности эмитента по выплате долга достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации
Слайд 71ВВВ+,ВВВ,ВВВ-
Возможности эмитентов зависят от внутриэкномической ситуации на данный
момент
ВВ+,ВВ,ВВ-
Нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента
В+,В,В-
Ограниченная
платежеспособность эмитента
Слайд 72ССС+,ССС,ССС-
Некоторая защита интересов инвесторов присутствует, но риски и
нестабильность высоки.
СС+,СС,СС-
Платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации
С+,С,С-
Платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации
D Долги просрочены
Слайд 73Повышение рейтинга России агентством Standard&Poor’s
Слайд 74 ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ
представлен государственными ценными бумагами (в основном облигациями).
Основной критерий оценки внутреннего долга – показатель бюджетной эффективности
Показатель
бюджетной эффективности – это отношение чистого перечисления в бюджет к приросту облигационного долга.
Прирост облигационного долга определяется как разница между объемом размещения и объемом погашения ГЦБ
Чистое перечисление в бюджет определяется как разница между выручкой от размещения и затратами (объем погашения + обслуживание облигационного долга)
Слайд 75Долги региональных органов власти представлены внутренними займами:
Облигационными займами
Кредитными соглашениями и
договорами
Государственными гарантиями
Бюджетными ссудами
Бюджетными кредитами
Прочими долговыми обязательствами
Слайд 76Управление государственными заимствованиями изложена в «ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017-2019 гг.»
Слайд 77ТЕМА 7. Фискальная политика государства
Слайд 78Государство управляет финансовой системой с помощью фискальной политики или бюджетно-налоговой
политики, т.е. такого манипулирования государственным бюджетом, при котором достигается сглаживание
деловых циклов и рост экономики страны.
Слайд 79Направления бюджетно-налоговой политики
Регулирование совокупного спроса
Регулирование совокупного предложения
Слайд 80Бюджетно-налоговая политика ориентированная на спрос
Политика строится на сочетании
масштабных государственных расходов с высоким уровнем налогов.
(Кейнсианская модель)
Справочно:
Джон Мейнард Кейнс (1883 -1946гг) – английский экономист-теоретик в области финансовой государственной политики, основанной на государственном регулировании национальной экономики
Пример: Швеция
Слайд 81Характеристики фискальной политики, ориентированной на спрос
По степени участия государства в
регулировании экономики различают:
дискреционную, т.е. регулируемую фискальную политику
Недискреционную (автоматическую) фискальную
политику
Слайд 82Дискреционная фискальная политика
DISCRECIO (лат.) – действующий по своему усмотрению.
Дискреционная фискальная политика рассматривается кейнсианцами как способ нейтрализации рыночного фиаско
посредством сознательного манипулирования налогами, государственными расходами и сальдо государственного бюджета.
Слайд 83Три направления дискреционной фискальной политики
Финансовая экспансия ( Снижение ставок
налогов (подоходного); сокращение расходов бюджета, привлечение иностранного капитала)
Финансовая рестрикция (повышение
ставок налогов, снижение темпов инфляции)
Конъюнктурно-нейтральная фискальная политика.
Слайд 84Недискреционная фискальная политика
Основана на «встроенных стабилизаторах» или «автопилотах», которые
после отклонения от нормального течения бюджетного процесса, возвращают систему в
устойчивое состояние как бы автоматически. Они сглаживают амплитуду циклических колебаний без частого изменения государственной фискальной политики и вмешательства власти в хозяйственную жизнь страны.
Слайд 85Стабилизаторы:
Ведущий стабилизатор – налоговая система. Ее гибкость, реакция на конъюнктуру.
Повышение
общего уровня цен (перераспределение доходов между государством и частным сектором,
прежде всего населением)
Система государственных трансфертных платежей (пособия по безработице. Социальные выплаты)
Наличие в социальной структуре «праздного класса», который компенсирует своим дополнительным спросом нехватку средств у наемных работников и предпринимателей.
Государственные программы помощи фермерам (государственные закупки излишков сельскохозяйственной продукции по бросовым ценам и продажа ее же по более высоким)
Ожидания домохозяйствами инфляционных скачков.
Слайд 86Бюджетно-налоговая политика ориентированная на предложение
Строится на «замораживании» инвестиционных и социальных
программ государства, привлечении иностранных капиталов и рабочей силы.
Это требует уменьшения
налоговой нагрузки на экономику.
(Неоклассическая модель: Ирвинг Фишер, Альфред Маршалл, А. Пигу и др. представители кембриджской школы)
Пример: США
Слайд 87Тезис: более низкие ставки налогов не обязательно ведут к снижению
суммы налоговых поступлений в бюджет. (А. Смит, Л. Эрхард).
Способ решения
проблемы убивающего инвестиции налогообложения был предложен А. Лаффером.
Слайд 89
Основополагающие принципы управления финансовой системой России изложены в документе:
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2019 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ»