Слайд 11.1 Сущность государственного регулирования экономики
1.2 Эволюция общественного строя
1.3 Теории макроэкономического регулирования
Слайд 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Слайд 3Государственное регулирование - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и
установления основных экономических процессов.
Государство отвечает за:
Фискальную политику (бюджет, налоги).
Монетарную политику
(денежные средства, регулирование кредитного рынка).
Регулирование внешней торговли.
Регулирование распределения доходов.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
Денежно-кредитная (монетарная) политика - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.
Слайд 4Методы регулирования разделяются на:
Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов,
их поддержание (знаки качества, государственные стандарты).
Косвенные: денежная политика, контроль за
доходами, социальная политика.
Внешнеэкономическое регулирование.
Формы регулирования:
Государственные целевые программы (социальные).
Прогнозирование.
Моделирование ситуаций.
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
Слайд 5Причины регулирования:
Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана
окружающей среды и др.)
Наличие частного и общественного характера производства.
Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы).
Научно-технический прогресс.
Тенденция к монополизации.
Наличие международной конкуренции.
Слайд 6Эволюция общественного строя
ФЕОДАЛИЗМ - феодальное общество
КАПИТАЛИЗМ - капиталистическое
общество:
1789 – 1890-е
1890-е – 1950-е
1950-е – 1970-е
1970-е – 1980-е
1980-е -
1990-е
1990-е – н/в
Слайд 7Феодальное (традиционное, доиндустриальное, аграрное) общество:
определяющая сфера экономической деятельности - первичная,
т.е. сельское хозяйство;
основная цель - власть;
ведущие формы социальной организации
- церковь, армия, община;
характеристика общества - несвободное, консервативное, закрытое, примитивное;
ведущая роль - у священников и феодалов;
основная мотивация - личная выгода.
восприятие человека власть имущими: человек - это одно из средств достижения цели, дешевое и зачастую не заслуживающее какого-либо внимания (смерды, быдло, холопы).
Слайд 8Капиталистическое (становление индустриального) общество: 1789 – 1890-е
основная сфера экономической деятельности
- вторичная, т.е. промышленность;
специфическая форма социальной организации - картель (прародитель
современных корпораций);
основная цель - деньги;
ведущая роль - у бизнесменов;
мотивация - на удовлетворение первичных потребностей;
определяющий фактор общественного развития - уровень развития науки и техники;
характерные черты: глубокое разделение, специализация и кооперация труда, массовое производство, механизация и автоматизация;
дальнейшее классовое деление общества.
Слайд 9Капиталистическое (индустриальное) общество:
1890-е – 1950-е
Адекватная форма представления о человеке
на производстве - кадр, «винтик», носитель «фактора производства» под названием
«живой труд».
Восприятие работников руководителями: работники - это ресурс, сравнительно дешевый и в большинстве случаев легко заменяемый. При этом выделяется и «прикармливается» достаточно широкая группа профессионалов, зарождение и развитие «белых» и «синих» воротничков, носителей ценных профессионально-квалификационных свойств.
Слайд 10Капиталистическое (постиндустриальное, технотронное) общество: 1950-е - 1970-е.
преобладает третичная сфера
экономической деятельности - сфера услуг, наука и образование;
цель -
знания, информация; в бизнесе ведущую роль играют ученые, профессиональные специалисты, менеджеры-консультанты; мотивация ориентирована на удовлетворение высших потребностей (первичные в основном удовлетворены);
основа поступательного движения общества - кибернетика, высокие технологии, отраслевое и профессиональное разделение труда;
движущий фактор - технологические революции;
Слайд 11Капиталистическое (постиндустриальное, технотронное) общество: 1950-е - 1970-е.
организационная система, определяющая
научно-технический прогресс - университеты;
профессиональное деление общества вместо классового (в идеале);
Сохраняются
социальное неравенство, отчуждение личности от управления, частная собственность и основы для социальных конфликтов;
Адекватная форма представления о человеке на производстве - в рамках теории человеческого капитала. Восприятие человека на производстве: человек - это специфический капитал, обладающий теми же свойствами, что и денежный, и способный при правильном распоряжении им приносить немалый доход.
Слайд 12Капиталистическое (Информационное) общество:
1970-е – 1980-е
использование огромных объемов информации
в связи с ростом масштабов производства, интенсификацией и интеллектуализицией труда,
усложнением процессов управления. Решения, важнейшие для судьбы компании и даже общества, принимаются уже не выдающимися одиночками, а многими и очень разными людьми ввиду причастности этих многих к огромным ресурсам и предоставления им новых возможностей (доступность боевых средств, вплоть до оружия массового поражения порождает страшные формы терроризма, доступность информации и информационных сетей порождает хакерство и т.);
появление новых отраслей промышленности, связанных с НТП, вычислительной техникой, телекоммуникациями, вооружением, космосом, энергетикой. Ведущий сектор экономики и фактор развития - информационный сектор, представленный наукой, образованием, искусством, управлением, рекламой, СМИ и т. п.;
Слайд 13Капиталистическое (Информационное) общество:
1970-е – 1980-е
меняются профессионально-квалификационная, образовательная структура
общества, характер, содержание труда, образ жизни;
информация становится основным продуктом
и ценностью в обществе (хотя так было всегда: «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией»);
новые возможности труда и отдыха изменяют и социокультурные обстоятельства жизни людей, их ценностные ориентации, условия развития личности, общения;
возможно проявление «компьютерного тейлоризма», подчинение поведения человека компьютеру с его многочисленными и весьма привлекательными возможностями увлекательного времяпрепровождения или с принуждением к определенному образу и ритму жизни, связанному с поступлением информации и необходимостью ее срочной обработки.
Слайд 14Капиталистическое (потребления) общество:
1980-е - 1990-е
ориентация производства, включая крупносерийное, на
потребности индивида, что возможно в условиях эффективной организации производства и
задействования потенциала персонала;
адекватная форма представления о человеке на производстве: персонал - главное достояние, наиболее ценный и в то же время самостоятельный, самоуправляемый фактор, ему следует предоставлять больше свободы, полномочий, возможностей для развития, при выборе вида управленческого воздействия следует опираться на достижения психологии и всех направлений в менеджменте.
Капиталистическое (глобализации) общество:
1990-е - н/в
Слайд 15ТЕОРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМКИ
БЫЛО: государственное регулирование экономки в условиях
социалистического метода хозяйствования
ЕСТЬ: государственное регулирование экономки в условиях капиталистического метода
хозяйствования
Слайд 16ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции государства представляют собой основные направления его деятельности. Они
объективно обусловлены экономическими, политическими, социальными, личностными и иными отношениями, существующими
внутри общества, а также взаимоотношениями с другими странами и характеризуются определенным содержанием, методами деятельности и целями.
Каждая функция имеет свою собственную цель.
Но есть общая цель всех функций.
Она представляет собой сохранение общественного и политического строя, формы правления, формы государственного устройства, политического режима, экономического и социального устройства, мира и согласия в обществе.
Слайд 17ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Первая из них - функция спасения человечества от самоуничтожения
в результате внутренних противоречий, раздоров, кровавой борьбы и междоусобицы. Борьба
за землю, недвижимость, другие материальные ценности между группами людей, кланами жестокая и бескомпромиссная.
Вторая функция государства - обеспечение его внешней безопасности.
Она включала в себя не только охрану внешних границ, но и борьбу с проникновением иностранных лазутчиков, террором, подкупом государственных служащих со стороны других стран.
Третья функция - экономическая.
Слайд 18Основные типы экономических систем
и механизм их регулирования
Традиционный подход
Каждое общество решает три
фундаментальные проблемы: что, как и для кого производить.
Страны решали и решают эти проблемы по-разному.
Обобщенно можно классифицировать хозяйственные системы по двум признакам:
по форме собственности на средства производства;
по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
Соответственно выделяют типы экономических систем:
традиционная (натуральное хозяйство),
рыночная,
административно-командная,
смешанная (рыночная экономика смешанного типа),
переходная. Каждая из них имеет свой механизм регулирования экономических процессов.
Слайд 19Основные типы экономических систем
и механизм их регулирования
Традиционный подход
Капиталистический. («Рыночный механизм») -
способ (форма) организации и функционирования экономических отношений между субъектами хозяйствования, основанных на принципах экономической свободы, свободного взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования, конкуренции.
Проблему, которую не в состоянии решить капиталистический способ хозяйствования: определение определенного благосостояния для всех, в том числе нетрудоспособных, малоимущих и безработных.
Слайд 20Основные типы экономических систем
и механизм их регулирования
Смешанная экономика - по определению
Пола Самуэльсона «Для всех промышленно развитых стран характерна смешанная экономика, в которой рынок определяет выпуск и устанавливает цены в большинстве отдельных его секторов, а государство управляет экономикой в целом с помощью программ налогообложения, расходов и кредитно-денежного регулирования».
Смешанная система макроэкономического регулирования присуща странам с «развитой рыночной экономикой». Имея общие черты, она характеризуется и определенными национальными особенностями. Выделяют основные виды регулирования:
Экономический либерализм (лат.- свободный) - система социально-экономических отношений, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму.
Экономический дирижизм (лат.- руководящий) предполагает значительное влияние государства на социально-экономическое развитие страны.
Слайд 21Основные типы экономических систем
и механизм их регулирования
Социалистический. Административно-командная система управления -
это жестко централизованное тотальное государственное управление социально-экономическим развитием страны на основе директивного планирования.
Слайд 22Модели государственного регулирования экономики
Американский (США, Канада). Регулирование осуществляется главным образом
неоклассическими, монетаристскими методами, вмешательство государства в социальную сферу, социальная поддержка
населения весьма ограничены.
Скандинавский (Швеция, Финляндия). Активное вмешательство государства в социальную сферу, существенное перераспределение доходов в сторону их выравнивания. В связи с этим более высокий уровень налогов и использование их в промышленной и социальной политике
Континентально-европейский (Германия, Австрия, Нидерланды, Франция). Тип регулирования можно условно назвать промежуточным между первым и вторым. Достаточно значительное внимание социальным проблемам (понятие "социальное рыночное хозяйство" появилось в трудах германских ученых). Гибкое сочетание использования государственного сектора, кейнсианских и неоклассических методов регулирования.
Азиатский (Япония, Южная Корея, Сингапур, Таиланд). Здесь палитра конкретных методов, пожалуй, более разнообразна от страны к стране.
Слайд 23Модели государственного регулирования экономики
Выделяют множество характерных моделей
социалистического метода хозяйствования
(«плановая экономика»)
Модель СССР
Модель КНР
Модель ГДР
Югославская модель
Кубинская модель
Другие модели
Слайд 24Государственное регулирование экономки в условиях капиталистического метода хозяйствования
В истории развития
мировой цивилизации государственное регулирование экономки в условиях капиталистического метода хозяйствования
были разные подходы к оценке роли государства в экономике.
В их числе можно назвать:
меркантилизм,
классический подход,
кейнсианство,
монетаризм.
Слайд 25Меркантилизм - первая экономическая школа, которая рассматривала золото и серебро
(позднее - излишек продуктов, обмениваемых на внутреннем рынке) как источники
богатства; соответственно меркантилисты призывали к развитию международной торговли.
Меркантилисты
Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма.
Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди французских экономистов XVIII в., суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля.
Сторонники меркантилизма (Томас Мэн, Антуан де Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Слайд 26Физиократы - экономическая школа (основатель Ф. Кенэ, 18 в.), представители
которой считали, что источник богатства - это труд в сельском
хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту отрасль.
Слайд 27Классическая теория невмешательства в экономику.
Следующей ступенью развития представлений о
роли государства стала работа Адама Смита (1723-1790) "Исследование о природе
и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил (принцип "невидимой руки") создает гармоничное устройство".
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно.
В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Слайд 28Классическая теория регулирования (саморегулирования) - представители А. Смит и Д.
Рикардо (вторая половина 18 - нач. 19 ст.) Основным регулятором
экономических процессов выступает рыночный механизм, который эффективно регулирует распределение ресурсов, автоматически устанавливает рыночное равновесие (между спросом и предложением), вмешательство государства в экономику минимально.
Слайд 29Кейнсианство - направление развития экономической теории, основателем которого считают англ.
экономиста Д.М. Кейнса (1883 - 1946). Эта теория обосновывает объективную
необходимость и практическое значение государственного регулирования экономики.
Заслуга Кейнса в том, что он доказал необходимость роли государственного регулирования рыночной экономики, обосновал основные способы и инструменты государственного влияния: стимулирование совокупного спроса путем стимулирования инвестиционной деятельности, а следовательно уменьшения цены кредита (уровня учетной ставки); расширения гос. закупок; повышения уровня занятости как фактора увеличения доходов населения; проведение рациональной фискальной политики, организация государственного планирования, расширения государственных социальных программ и т.д.
Слайд 30Кейнсианская концепция. Она получила распространение в 30-е годы XX в.
после глубочайшего спада экономики США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в
которой опроверг взгляды классиков на роль государства.
Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.
При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.
Модель государственного регулирования, предложенная Дж. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями.
В 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
Слайд 31Теории неоклассического, неолиберального, неоконсервативного направления (монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория
"экономики предложения" и т.д.) признают необходимость вмешательства государства в экономическую
жизнь общества, но сводят его до минимума и отдают предпочтение непрямым (косвенным) методам государственного влияния.
Слайд 32Неоклассическая теория монетаристов. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического
направления экономической мысли (Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен). Трансформация модели государственного
регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение.
Монетаризм - экономическая школа, которая пропагандирует отказ от широкого вмешательства государства в экономику, отдает предпочтение непрямым методам, а точнее - регулированию денежного обращения.
Сторонники теории экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которая осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Слайд 33Теория "экономики предложения" - неолиберальная экономическая теория, которая в отличие
от кейнсианства пропагандирует стимулирование предложения, а также рост эффективности производства
на основе снижения затрат производства, уменьшения налогов, стимулирования инвестиционного предпринимательства, уменьшения социальных выплат и т.д.
Теория рациональных ожиданий - неоклассическая теория, утверждающая, что меры государства по стабилизации экономики неэффективны.
Это обусловлено тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), получая и анализируя информацию, понимают возможные последствия экономической политики государства и ведут себя рационально: принимают оптимальные для себя решения, т.е. решения, которые максимально увеличивают их благосостояние.
Слайд 34Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и
инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег (Дж.
Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар).
Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.
Социально-институциональное направление - близкое к неоклассическому синтезу направление. Основная идея этого направления состоит в том, что экономические отношения в обществе формируются не только под действием экономических, но и социально-психологических, политических и др. факторов (институтов).
Под институтами подразумеваются профсоюзы, корпорации, государство, а также морально-этические, психологические явления (обычаи, нормы поведения, национальные традиции, религия, менталитет и т.д.)
Слайд 35На протяжении текущего столетия роль государства в экономике в условиях
капиталистического метода хозяйствования неуклонно возрастает. Об этом, в частности, свидетельствует
роль государственного сектора в экономике большинства стран мира.
Объективная возможность государственного регулирования экономики в условиях капиталистического метода хозяйствования мала.
Слайд 36Государственное регулирование экономки в условиях социалистического метода хозяйствования
Марксизм - экономическая
школа, основанная на учении К. Маркса, которая обосновывает необходимость уничтожения
частной собственности и конкуренции, смены стихийного развития целенаправленным влиянием государства на социально-экономические процессы при помощи плана на основе общественной собственности.
Слайд 37В настоящее время в мировой практике сложились три подхода к
вопросу о роли государства в руководстве экономикой переходного периода.
Капиталистический
метод хозяйствования
Один из них представлен концепцией невмешательства государства в экономические процессы. Своими корнями он уходит в теорию классиков политической экономии.
Второй подход можно назвать «ограниченной интервенцией государства в экономику». Он предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях.
Социалистический метод хозяйствования
Третий подход предполагает активную роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурсами, проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики различными методами. Он связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Маркса, В.И. Ленина и их последователей.
В условиях инкорпоративного метода хозяйствования отсутствует необходимость государственного регулирования экономики, т.к. нет проблем, с которыми якобы и призвано справиться государственное регулирование экономики.