Слайд 1УМЦ ГО и ЧС Пермской области
Пермь- 2006
Слайд 2Тема: Действия должностных лиц и
персонала организаций (учреждений) по
предотвращению
террористических актов
Учебно-методический центр по ГО и ЧС
Пермской области
Автор:
преподаватель Казаков С.И.
Слайд 3Цель занятия:
1. Получить представление о сущности современного терроризма.
2. Ознакомиться со
структурой и содержанием системы безопасности объекта экономики.
Слайд 4
Учебные вопросы:
1. Сущность современного терроризма.
2. Действия органов управления, должностных лиц
ГО и РСЧС по предотвращению и смягчению последствий терактов.
3. Структура
и содержание системы безопасности объекта экономики.
Слайд 5
Нормативные правовые акты:
- ФЗ РФ от 6.03. 2006 г.
N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Постановление Правительства Российской Федерации
от 15.09.99 г. № 1040 "О мерах по противодействию терроризму";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6.11.98 г.
№ 1302 «О федеральной антитеррористической комиссии»;
- Указ Президента РФ от 13.09.2004 г. №1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»;
- Указ губернатора области от 28.10.99 № 143 «О мерах по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма»;
- Распоряжение губернатора области от 17.09.2001г. № 522 «О дополнительных мерах по противодействию терроризму»;
- Распоряжение губернатора области от 31.10.2003г. № 594 «Об утверждении Положения областной межведомственной антитеррористической комиссии»;
Слайд 6
Первый вопрос:
Сущность современного терроризма.
Слайд 7Сущность терроризма
Применение насилия и устрашения,
которое достигается использованием
особо жестоких
форм и методов
Жесткая направленность на достижение
своих политических целей
Повышенная общественная
опасность,
связанная с непосредственной угрозой
жизни людей
Слайд 823 октября 2002
Чеченские сепаратисты захватывают более 1 000человек
в
московском Театральном центре на Дубровке.
Их требование - вывод российских
войск из Чечни.
В ходе штурма с применением отравляющего газа погибли
все нападавшие (41 человек) и 129 заложников.
Большинство из погибших скончались в результате действия отравляющего газа.
Хронология наиболее значительных трагических событий
в России за последние годы, связанных с захватом заложников,
нападением на населённые пункты и взрывами
Слайд 91 сентября 2004
Террористы захватили здание школы в городе Беслан
в
Северной Осетии. В заложниках - дети, родители и учителя.
В ходе контртеррористической операции погибли 331 заложников, о погибших сотрудниках военных ведомств полных данных нет.
Слайд 10На сегодняшний день,
проблема терроризма
принимает всё более
угрожающие
масштабы
Слайд 11
Второй вопрос: Действия органов управления, должностных лиц ГО и РСЧС
по предотвращению и смягчению последствий терактов.
Слайд 12Федеральный закон РФ
от 25 июля 1998г. №130-ФЗ
«О борьбе с
терроризмом»
Определяет правовые и организационные основы
борьбы с терроризмом
в РФ, порядок координации
деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом
Федеральных органов исполнительной власти, органов
Исполнительной власти субъектов РФ, общественных
объединений и организаций, отдельных граждан, их права,
обязанности и гарантии граждан.
Слайд 13Основные принципы
борьбы с терроризмом
законность
приоритет мер
предупреждения терроризма
единоначалие в руководстве
при проведении
контртеррористической
операции
использование
профилактических,
правовых, политических
и экономических мер
неотвратимость
наказания
сочетание гласных и
негласных методов
минимальные
уступки террористам
минимальная огласка
приемов и тактики
проведения операции
Слайд 14Перечень неотложных мер по противодействию
терроризму
Создать при органах исполнительной власти субъектов
РФ и органах
местного самоуправления крупных городов и других населенных
пунктов
временные оперативные штабы по решению задач в сфере защиты
населения, объектов особой важности, от проявлений терроризма.
Разработать и осуществить комплекс неотложных мер по усилению
общественной безопасности, защите населения (предусмотреть
выделение необходимых финансовых средств на эти цели).
Усилить контроль за соблюдением правил регистрационного учета
граждан и использованием жилых помещений жилых домов в
производственных, коммерческих и иных целях.
Развернуть разъяснительную работу среди населения, направленную
на повышение организованности, бдительности, готовности действовать
в чрезвычайных ситуациях.
Слайд 15Субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции
Федеральная
служба безопасности Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Служба внешней разведки
Российской Федерации
Федеральная служба охраны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ
"О борьбе с терроризмом"
Слайд 16Руководитель работ
по ликвидации ЧС
Комиссии по направлениям
антитеррористической деятельности
Федеральная
антитеррористическая
комиссия
Региональные (субъектов)
антитеррористические
комиссии
Председатель Председатель
Правительства РФ
Заместители
Директор ФСБ
Министр МВД
Оперативный штаб
по управлению
КТО
Руководитель ОШ
Представитель ФАК
Руководитель ФОИВ
Представитель ФСБ
Представитель
МВД
Слайд 17За МВД России
объекты ИТУ Мин. юстиции РФ;
объекты жизнеобеспечения (электростанции,
теплоцентрали);
гидротехнические сооружения (водозаборные станции, плотины, водохранилища);
места производства и хранения оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ, за исключением предприятий оборонных отраслей промышленности и Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
объекты железнодорожного и автомобильного транспорта;
места массового скопления людей (рынки, торговые центры, зрелищные учреждения);
учебные и дошкольные заведения, объекты здравоохранения;
места постоянного проживания или длительного пребывания людей (жилые дома, гостиницы, дома отдыха, пансионаты и др.) и иные объекты, находящиеся в оперативном подчинении органов внутренних дел.
за ФСБ России:
объекты органов гос. власти;
объекты оборонного комплекса и атомной энергетики, другие стратегические или представляющие повышенную экологическую опасность объекты;
объекты представительств иностранных государств;
российские представительства за рубежом (во взаимодействии с СВР);
объекты воздушного и водного транспорта и иные объекты, находящиеся в оперативном подчинении органов ФСБ.
Слайд 18ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
для планирования мероприятий по предупреждению террористической акции (ТА)
и смягчению их последствий
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ:
общие сведения о
территории (общая численность населения, количество населенных пунктов (НП) с объектами опасных веществ (ОВ) и др.)
характеристика природных условий
социально-демографическая характеристика
транспортная освоенность территории (количество автомобильных и железнодорожных мостов, количество портов, пристаней, шлюзов, протяженность магистральных продуктопроводов и др.)
характеристика отраслей социальной сферы (количество жилых и административных зданий, лечебно-профилактических учреждений, объектов связи и жизнеобеспечения населения; места возможного массового скопления людей – автостоянки, остановки общественного транспорта, культовые, ритуальные и культурно-спортивные учреждения)
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:
количество потенциально опасных объектов (ПОО) на территории
количество населения, проживающего в непосредственной близости от ПОО
общий объем используемых, производимых и хранимых аварийно опасных химических, радиоактивных веществ и биологических поражающих агентов
объем возможных аварийных выбросов химически, биологически и радиоактивно опасных веществ
количество потенциально опасных мест захоронения промышленных отходов и могильников
Слайд 19Особенности работы
территориальных ОИВ по снижению риска возникновения ЧС,
вызываемых террористическими актами
составление
(уточнение) перечня важных государственных объектов, являющихся возможными целями для действий
террористических групп
выявление и защита наиболее важных и уникальных элементов объектов экономики и инфраструктуры от возможных ТА
прогнозирование ЧС в случае ТА на этих объектах
создание резерва финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ, органа местного самоуправления и объектов за счет соответствующих бюджетов
усиление контроля за выполнением мероприятий по защите наиболее важных элементов ПОО и объектов инфраструктуры и экономики, критически важных для обороны и экономической безопасности страны
Слайд 20Анализ возможных сценариев осуществления ТА
Выявление «критических» объектов инфраструктуры
Разработка и осуществление
комплекса мер по физической защите объекта и смягчению возможных последствий:
ограничение доступа
усиление конструкций
установка систем сигнализации, аудио- видеозаписи
Предупреждение теракта (ТА)
Организация оперативной связи с оперативными службами ФСБ, МВД, МЧС
Тщательный подбор и проверка кадров (в том числе руководителя и сотрудников СБ, руководителя ликвидацией ЧС и т.д.)
Слайд 21в случае обнаружения подозрительных предметов – незамедлительно сообщить в в
территориальные подразделения ФСБ и МВД
дать указание сотрудникам находиться на безопасном
расстоянии от подозрительного предмета
при необходимости - приступить к эвакуации людей в соответствии с планом действий
обеспечить возможность беспрепятственного подъезда спецавтомобилей (правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации) к месту событий
в случае крайней необходимости приступить к ликвидации ЧС, оказанию помощи пострадавшим собственными силами
при прибытии представителей спецслужб координировать с ними свою деятельность
При возникновении ЧС
Слайд 22
Третий вопрос: Структура и содержание системы безопасности объекта экономики.
Слайд 23Учитывая возможность совершения
террористических актов
на территории предприятий
перед их
руководителями
встает задача:
- создание системы безопасности объекта
Слайд 25Внешняя безопасность – система защиты от внешних посягательств извне
Правовая
защита;
Организационные меры;
Инженерно-технические мероприятия;
Страхование объекта;
Подготовка к защите от угроз, передаваемых с
помощью телефонного или иного канала связи
Слайд 26Проведите оснащение телефонов объекта,
указанных в официальных справочниках
автоматическими определителями
номера
и звукозаписывающей аппаратурой.
Проводите инструктажи
с персоналом о порядке
действий при приеме
телефонных сообщений
с угрозами
террористического характера.
Слайд 27ПОСТУПЛЕНИЕ УГРОЗЫ ПО ТЕЛЕФОНУ
В настоящее время телефон является основным каналом
поступления информации о заложенных взрывных устройствах,
о захвате людей в заложники,
вымогательстве и шантаже.
Не оставляйте без внимания
ни одного подобного сигнала.
Слайд 28ПОСТУПЛЕНИЕ УГРОЗЫ ПО ТЕЛЕФОНУ
Обеспечьте своевременную
передачу полученной информации
в правоохранительные
органы.
Слайд 29Внутренняя безопасность – способность персонала противодействовать теракту, которая обеспечивается:
Информационной защищенностью;
Разумной
и достаточной бдительностью;
Подготовленностью к выше описанным действиям;
Обучением персонала действиям в
стандартных ситуациях:
Обнаружением подозрительного предмета;
Получением сигнала на эвакуацию;
Порядком действий при поступлении угрозы по телефону;
Порядком действий при захвате в заложники;
Порядком действий при взрывах, пожарах при применении огнестрельного оружия;
Порядком действий при применении химических и биологических средств.
Слайд 30При захвате людей в заложники необходимо:
- о сложившейся на объекте
обстановке незамедлительно
сообщить в правоохранительные органы;
Слайд 31- обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту
обнаружения подозрительного предмета
автомашин правоохранительных
органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников МЧС;
ЗАХВАТ
ЗАЛОЖНИКОВ
Слайд 32- по прибытии сотрудников спецподразделений, МВД и ФСБ
оказать им
помощь в получении интересующей их информации;
ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ
Слайд 33- не допускать действий, которые могут спровоцировать
нападающих к применению
оружия и привести к человеческим жертвам.
ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ
- при необходимости выполнять
требования преступников,
если это не связанно с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
Слайд 34- не вступать в переговоры с террористами по собственной инициативе;
ЗАХВАТ
ЗАЛОЖНИКОВ
Слайд 35В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 36В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Внимание !
Обезвреживание
взрывоопасного
предмета
на месте
его обнаружения
производится только
специалистами
МВД, ФСБ, МЧС.
Слайд 37В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 38 Превентивная защита – действия направленные на
предотвращение теракта
Получение оперативной информации о целях и формах возможной террористической
деятельности;
Оценка угроз и определение требуемого уровня безопасности
Слайд 39МЕРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
- ужесточение пропускного режима при входе и
въезде
на территорию объекта, установка систем сигнализации,
аудио- и видеозаписи
Слайд 40МЕРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
ежедневные обходы предприятия и осмотр мест
сосредоточения
опасных веществ на предмет
своевременного выявления взрывных устройств или
подозрительных
предметов
Слайд 41МЕРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
периодическая комиссионная проверка складских помещений
Слайд 42МЕРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
- тщательный подбор и проверка кадров
Слайд 43МЕРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
организация и проведение совместно с сотрудниками
правоохранительных органов
инструктажей и
практических занятий по действиям в ЧС
Слайд 44МЕРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
при заключении договоров аренды помещений,
в обязательном
порядке включать пункты,
дающие право администрации предприятия,
при необходимости осуществлять
проверку
сдаваемых помещений по своему усмотрению
Слайд 45Рассмотренные выше события
всегда происходят неожиданно.
Вместе с тем выполнение мер
предупредительного характера
поможет снизить вероятность
их возникновения на Вашем объекте.
Слайд 47Хронология наиболее значительных трагических событий
в России за последние годы связанных
с захватом заложников,
нападением на населённые пункты и взрывами
24 марта 2001
Почти одновременно взрываются заложенные
в автомобилях бомбы в городах Минеральные Воды
и Ессентуки.
28 человек погибли, более 150 получили ранения.
Слайд 49Действия должностных лиц и
персонала организаций (учреждений) по
предотвращению террористических
актов
Слайд 50Виды терроризма
По используемым методам
По преследуемым
политическим
и социальным целям
По уровню воздействия
Организационного
характера
Физического воздействия
Материального воздействия
Психологического воздействия
Демонстративный
Провокационный
и др.
Государственный
Международный
Внутренний
Слайд 5127 декабря 2002
Два начиненных взрывчаткой грузовика врезались в комплекс
Дома
правительства Чечни в Грозном и взорвались.
Погибли 83 человека, еще
около 200 получили ранения разной степени тяжести.
Здание было полностью разрушено.
Слайд 5222 июня 2004
Группа боевиков совершила крупномасштабный рейд
на
крупнейший город Ингушетии Назрань и несколько других населенных пунктов.
Нападению
подвергались административные здания и силовые органы.
Погибли более 90 человек, более 100 получили ранения.
Слайд 53 24 августа 2004
Два самолета,
вылетевшие из московского аэропорта
Домодедово
одновременно потерпели катастрофу
- один в районе Ростова-на-Дону, другой
- около Тулы.
Погибли 89 пассажиров и членов их экипажей.
ФСБ нашла на обломках самолетов следы гексогена и
обвинила в произошедшем международных террористов.
Слайд 54Стратегия борьбы с терроризмом включает в себя следующие направления:
идеологическое, информационное
и административное противодействие формированию у граждан террористических намерений;
правовое и оперативное
противодействие возникновению террористических групп и организаций;
создание эффективной системы контроля за оборотом оружия, взрывчатых веществ, расщепляющихся материалов, химически и биологически опасных рецептур и других средств, используемых для совершения террористических актов;
формирование агентурной сети по предупреждению и пресечению террористических действий;
формирование системы мероприятий по защите и повышению устойчивости функционирования критически важных объектов инфраструктуры.
Слайд 55В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 56 Руководителям предприятий надлежит
совместно с правоохранительными органами ФСБ и
МВД
РФ в обязательном порядке разработать инструкции
и планы действий на
случай возникновения ЧС
социального характера и организовать проведение
частных тренировок по действиям персонала объекта
в случае:
Слайд 57В качестве камуфляжа для взрывных устройств
используются обычные бытовые предметы:
сумки,
пакеты, коробки, игрушки и т.п.
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий
с
взрывными устройствами или подозрительными предметами
- это может привести к взрыву, жертвам и разрушениям.