Слайд 2
1. Понятие.
2. Виды памяти.
3. Психологические механизмы памяти
4. Измерение памяти
Слайд 4
Память как мнемическая деятельность
Слайд 5Память это
запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего
человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего
опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли.
(Лурия А.Р.)
Слайд 6Вопросы, которые ставятся перед психологической наукой:
как запечатлеваются следы;
каковы физиологические механизмы
этого запечатления или «записи» следов;
какие условия содействуют этому запечатлению;
каковы его
границы;
какие приемы позволяют расширить обьем запечатленного материала.
Слайд 7Память это
процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его
повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
(Слободчиков В.И.,
Исаев Е.И).
Слайд 8
Ни одна из функций не может быть осуществлена без
участия памяти.
При этом сама память немыслима вне других психических процессов.
Слайд 10Характер цели деятельности
Произвольная память – постановка сознательной цели запомнить материал.
Непроизвольная
память – фиксация впечатлений от окружающего мира без специально поставленной
цели. (активность, интерес).
Слайд 11Продолжительность сохранения материала
Кратковременная память – оперативное удержание данных на период
действия субъекта с этими данными.
Длительность сохранения какого-либо
материала в кратковременной памяти обусловлена необходимостью удержания промежуточных элементов деятельности, без которых невозможно достижение конечного результата.
.
Слайд 12
Долговременная память – обеспечивает продолжительное (часы, дни, годы, десятилетия) сохранение
материалов. Решающее значение имеет установка запомнить их надолго.
Слайд 13
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее
заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность
оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней
Слайд 14
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.
Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено
(если оно, вообще, возможно).
Слайд 15Виды памяти по связи с психическими процессами
Восприятие – Образная память
Слайд 16Образная память
Память или запоминание образов определенной модальности
(зрительной, слуховой, осязательной,
вкусовой, обонятельной)
Слайд 17
Образная память (эйдетическая)
Эйдос (греч.) - образ
Слайд 18Эйдетическая память
- особый вид памяти, проявляющийся далеко не у
всех людей.
Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого,
детализированного образа события. Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов.
Слайд 19Мышление –
смысловая, механическая память
Слайд 20
Смысловая память – запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал
анализируется , выделяются логические связи, устанавливаются соотношение меду частями совершается
обобщение зависимостей.
Механическая память – запоминание содержания, которое не было осмыслено.
Слайд 21Словесно-логическая память
результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека
Слайд 22Кинестезия
Двигательная память - фиксация в субъектном опыте умений, навыков,
систем движений и действий.
Слайд 23Эмоции
Эмоциональная память - запоминание и сохранение пережитых субъектом эмоций и
чувств в тех или иных ситуациях.
События окрашенные отрицательными или
положительными эмоциями запоминаются лучше.
Слайд 24Психологические механизмы памяти.
Память – процесс организации и сохранения прошлого
опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение
в сферу сознания.
Слайд 25
Элементом памяти становится все, что «удаляясь» от «вещественной» определенности психики,
переходит во «вторичный» продукт, т.е. становится представлением.
Слайд 26
Основным механизмом человеческой памяти является ее ориентация на будущее.
Память
человека не то что было, а то, что будет, т.е.
память определяет не прошлое, а будущее.
Слайд 27Процессы памяти:
Запоминание
Воспроизведение
Узнавание
Забывание
Слайд 28Запоминание
процесс обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие
его последующего воспроизведения.
Слайд 29
Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно.
В специальных
условиях (учебная деятельность) возникает необходимость использования специальных приемов, особой организации
запоминания, и тогда запоминание приобретает форму заучивания
Слайд 31Зинченко П.И. (1903-1969)
отечественный психолог, автор работ по психологии памяти с
позиций деятельностного подхода.
На непроизвольном запоминании продемонстрировал зависимость его эффективности
от места объектов в структуре деятельности (их связь с мотивами, целями), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала.
Слайд 32В исследовании проявились следующие закономерности:
Лучше запоминается то, что составляет цель
действия.
Процессы запоминания, включенные в мыслительную деятельность (классификация карточек), без требования
специального запоминания оказались более эффективными, чем запоминание карточек по требованию.
Слайд 33
Зависимость запоминания от установок субъекта.
Лучше запоминается эмоционально-окрашенный материал, так
как он связан с мотивами, интересами субъекта, становится жизненно значимым
Слайд 34
На запоминание оказывает влияние и настроение человека, его жизненный тонус,
усталость и др.
Слайд 35Воспроизведение
процесс памяти, заключающийся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти.
Слайд 36Воспроизведение может протекать на трех уровнях:
- узнавания;
-
воспроизведения (произвольное и непроизвольное),актуализация сохраненного в памяти материала;
-
припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.
Слайд 37Узнавание
— проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; воспоминание,
которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта; припоминание, представляющее собой наиболее
активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой информации;.
Слайд 38Забывание
- процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения
того, что только что или ранее запомнилось.
Слайд 39Факторы, влияющие на забывание:
возраст;
характер информации и степень ее
использования;
интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания
информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
Слайд 40
подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне
сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают
говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).
Слайд 42Измерение памяти
Измерение объема памяти
Измерение прочности запоминания
Изучение уровней смысловой организации памяти
Слайд 43
Герман Эббингауз – немецкий психолог-экспериментатор
(1850-1909).
Слайд 44
Регистрация увеличения числа удержанных в памяти элементов называется кривой заучивания
Количество
удержанных членов через несколько минут, часов и суток, их падение
в течение данного времени была названа кривой забывания.