Слайд 108/12/2019
Экономика как наука
Тема № 1
Слайд 2План:
Основные этапы развития экономической науки
Особенности экономических воззрений в традиционных
обществах
Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы
Формирование и эволюция
современной экономической мысли
1
1.1
1.2
1.3
продолжение
Слайд 3
2. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
3. Предмет и методология экономической теории
2
3
Слайд 4 В наше время слово "экономика" является одним из
наиболее часто употребляемых.
Оно происходит от термина oikonomia,
который впервые был введен в научный оборот Аристотелем.
Слайд 5
Этот термин состоит из двух греческих слов: "ойкос"
– домашнее хозяйство,
"номос" – учение, закон.
Слайд 6Сегодня в русском языке слово «экономика» используется
в различных значениях:
1) хозяйство семьи, фирмы, региона, страны, группы стран или всего мира (например: экономика России, мировая экономика и т.д.);
Слайд 72) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых
условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных
отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства, образования и т.д.);
Слайд 83) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в
процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную систему.
Слайд 9Экономическая теория является одной из древнейших наук.
Она всегда привлекала
внимание ученых и всех образованных людей.
Слайд 1008/12/2019
Экономика как наука
1. Основные этапы развития экономической науки
Слайд 1108/12/2019
Экономика как наука
1.1 Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
Слайд 12Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления
об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства,
распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Слайд 13Однако эти представления еще
не
выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, ведущей стороной которой была религия.
Слайд 14С возникновением первых классовых обществ
на Древнем
Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным хозяйством, в результате чего появились специальные произведения, направленные на поддержание стабильности в государстве и обществе.
Слайд 15Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь
косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации.
Слайд 16Истоки экономической теории следует искать
в учениях мыслителей Древней Греции.
Слайд 17Взгляды
КСЕНОФОНТА (430 - 354 гг. до н.э.),
ПЛАТОНА (427 -
347 гг. до н.э.),
АРИСТОТЕЛЯ (384 - 322 гг. до
н.э.) –
можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки.
Слайд 18Например, идея о полезности как основе ценности, обмене хозяйственных благ
как
обмене эквивалентов и др.
В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт они оценивали только полезностью,а не трудом.
Слайд 19Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию» – хозяйство ради
самообеспечения и
«хрематистику» – хозяйство
с целью обогащения.
Слайд 20Он считал справедливой «экономию», основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно
она составляла основу античного общества.
К «экономии» Аристотель, правда, относил
и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей.
Слайд 21Аристотель критически относился
к хрематистике, считая, что
искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеет источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.
Слайд 22Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима:
ВАРРОНА (116 -27 гг. до
н.э.),
КАТОНА ст. (234 - 149 гг. до н.э.),
КАЛУМЕЛЛЫ
(I век н.э.),
СЕНЕКИ (4 - 65 гг. н.э.) -
являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции.
Слайд 23Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство.
В
его трактовке античное общество прошло длинный путь от полного оправдания
рабства до признания принципиального равенства между всеми людьми.
Слайд 24С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда:
труд
является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по
труду.
Слайд 25Христианство принесло с
собой коренной переворот в общем взгляде
на хозяйственную деятельность.
Оно объявило простой хозяйственный труд необходимым и святым делом.
Слайд 26Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность,
богатство
и многие другие экономические проблемы в той или иной степени изложены в христианском учении.
Слайд 27Но все эти взгляды
и высказывания даже в совокупности не представляют собой систематизированное учение об экономике.
Слайд 2808/12/2019
Экономика как наука
1.2 Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы
т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI -XVII веках.
Слайд 30Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда,
расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения.
Слайд 31В это время политическая экономия была эмпирическим искусством, набором предписаний
для правительственного пользования.
Экономисты размышляли над текущими хозяйственными проблемами и
предлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха.
Слайд 32В центре их внимания первоначально находилась
не
сфера производства, а сфера обращения.
Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества.
Слайд 33Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии,
–
меркантилизм
(от итал. mercante – торговец)
Слайд 34Представителями меркантилизма являются
АНТОНИО СЕРРА (даты жизни неизвестны),
ТОМАС МЕН
(1571–1641),
АНТУАН де МОНКРЕТЬЕН (1575–1621),
УИЛЬЯМ СТАФФОРД (1554-1612),
Слайд 35в России –
АФАНАСИЙ ОРДЫН-НАЩЕКИН (1605– 1680),
ЮРИЙ КРИЖАНИЧ (1618-1683),
ИВАН ПОСОШКОВ (1632-1726)
и др.
Слайд 36Эта школа прошла два этапа.
На раннем этапе
(XV в. – начало XVI в.) меркантилисты видели основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства.
Слайд 37Они создали теорию «денежного баланса»,
в соответствии
с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны.
Слайд 38Поздние меркантилисты обратились к исследованию не денежного,
а товарного обмена.
Была разработана теория «торгового баланса».
Слайд 39Они уже не запрещали вывоз денег
из
страны, а рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике,
т.е. осуществлять политику протекционизма
(от лат. protectio – покровительство, защита).
Слайд 40Они выступали за промышленную переработку сырья
и использование выгод транзитной торговли.
Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала.
Слайд 41Новый этап в развитии политической экономии представлен
физиократами,
которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Слайд 42Представителями этой экономической школы являются
ФРАНСУА КЕНЭ (1694 - 1774),
АНН РОБЕР ЖАК ТЮРГО (1727 – 1781),
ЖАН ГУРНЭ (1712
– 1759),
ДЮПОН де НЕМУР (1739 – 1817),
ВИКТОР де МИРАБО (1715 – 1789)
Слайд 43Термин "физиократия" образован от греческих слов
physis – природа,
kratos
– власть
и дословно означает
"власть природы".
Слайд 44Главным представителем и основателем этого направления был
ФРАНСУА КЕНЭ.
В
его важнейшей работе
"Экономическая таблица" (1758)
были заложены основы теории
воспроизводства общественного капитала, создана первая макроэкономическая модель.
Слайд 45Ее суть составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами
граждан нации:
производительным (к которому
он относил земледельцев),
классом земельных собственников;
непроизводительным (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).
Слайд 46Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает
богатство;
источником богатства он объявил
не просто труд в земледелии, а именно превышение произведенного в сельском хозяйстве продукта над потребленным.
Слайд 47В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль
сыграли представители школы классической политэкономии
Слайд 48 Источник богатства страны они искали не в количестве имеющихся
природных ресурсов и не в активном торговом балансе,
а в эффективной форме организации общественного хозяйства.
Слайд 49Предметом их анализа стали отношения между людьми
по поводу
производства, распределения, обмена и потребления благ.
Слайд 50АДАМ СМИТ (1723-1790)
вошел в историю экономической мысли как основоположник
классической политической экономии.
Слайд 51В книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776)
им систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний.
Слайд 52Основу учения Адама Смита составляет идея либерализма -
минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.
Слайд 53Эти экономические регуляторы он назвал "невидимой рукой".
Слайд 54А. Смит заложил основы
трудовой
теории стоимости, возвысил роль разделения и специализации труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое.
Слайд 55Его исследование стало как бы библией для всех ученых-экономистов.
(1772–1823)
продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения.
Слайд 57Главный его труд –
"Начала политической экономии и налогового обложения" (1817).
Слайд 58Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего;
прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратной пропорциональной
зависимости между заработной платой и прибылью; указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты.
Слайд 59В центре внимания Рикардо находится уже
не сфера производства, а сфера распределения.
Слайд 60Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить
систему категорий политической экономии
на основе трудовой теории стоимости.
Слайд 61Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось.
Отчасти это
произошло потому, что он дал двойственный принцип определения стоимости (трудом
и редкостью).
Слайд 62В результате возникали противоречия, которые
ни сам Рикардо,
ни его ученики так и не смогли разрешить.
Слайд 63На смену монистической концепции Д. Рикардо приходит плюралистическая
концепция факторов производства, фактически похоронившая трудовую теорию стоимости.
осуществил переход
от закона стоимости к теории спроса и предложения.
Слайд 65С. БЕЙЛИ прямо отождествил стоимость с меновым отношением,
а Н.У.
СЕНИОР пытался найти основания меновых отношений
в психологических ощущениях человека (теория воздержания).
Слайд 66Попытку примирить различные течения экономической мысли предпринял
ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ (1806–1873).
Слайд 67Однако в центре его исследований оказалась
не теория стоимости как таковая,
а теория спроса и предложения.
Слайд 68Фактически его интересовала
не стоимость как основа цены,
а различные факторы, влияющие на нее, и механизм ценообразования в целом.
Слайд 69Классическая школа теоретической экономики, зародившаяся
на рубеже XVII и XVIII веков, просуществовала с различными модификациями до конца XIX века.
Слайд 70Она была теорией аналитического типа, т.е. изучала сущность экономических явлений
и их внешние формы и классифицировала экономические категории по определенной схеме, согласно которой сфера производства была объявлена первичной по отношению к сфере обращения, а главной, исходной категорией объявлялась трудовая стоимость.
Слайд 71Классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, ибо считала
свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен,
стран и народов, а свои принципы (эгоистические интересы и свободную конкуренцию) – вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений.
Слайд 72Марксизм
Основатель марксизма -
КАРЛ МАРКС (1818-1883).
Главный труд К. Маркса «Капитал»
(1876)
Ф.Энгельс назвал «библией рабочего класса».
Слайд 73Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие
ему отношения производства и обмена,
а конечной целью – открытие
экономических законов капитализма.
Слайд 74Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости,
в
которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.
Слайд 75Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством
накопления капитала.
Но в отличие от Смита,
он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, т.к. его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться.
Слайд 76Эта идея до сих пор вызывает споры.
Критики марксизма доказывают,
что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал, и
что предсказания Маркса не подтвердились.
Слайд 77Сторонники же полагают,
что Маркс прав, т.к. тот капитализм, который он исследовал
и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-х годов, а ныне существующая рыночная экономика – это уже иная модель.
Слайд 78Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России,
в стране, где в
начале XX в. положение пролетариата было намного тяжелее, чем в странах Запада.
Оно было подхвачено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, М.А. Бакуниным и др.
Слайд 79С октября 1917 г. в течение семидесяти лет марксистское экономическое
учение в СССР было единственным, а потому господствующим.
Все, что
рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось.
Слайд 80Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как
всякая монополия, чревата застоем.
Слайд 81В результате самоизоляция привела марксизм
к глубокому
кризису.
Слайд 8208/12/2019
Экономика как наука
1.3 Формирование и эволюция современной экономической мысли
Слайд 83К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся
в конце XIX - начале XX веков.
Слайд 84Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Если их попытаться
как-то обобщить, то можно выделить следующие главные направления современной экономической
мысли:
Слайд 851) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.
Слайд 86Неоклассическое направление возникло в конце XIX века, его критическое осмысление
и сформировалось как теория МАРЖИНАЛИЗМА (от франц. marginale – предельный, дополнительный, последний, крайний).
Слайд 87Термин "неоклассическое" означает развитие
и усовершенствование основ,
заложенных классиками.
Слайд 88Обычно выделяют три школы неоклассической теории:
• австрийскую (К Менгер,
Е. Бем-Баверк, Ф. Визер),
• лозаннскую (Л Вальрас, В. Парето),
• англо-американскую (А Маршалл, Дж. Кларк).
Слайд 89Переход в экономической науке от классической политэкономии
к неоклассической теории получил название маржиналистской революции.
Слайд 90В ходе первого ее этапа (70 – 80-е годы ХIX
в.) сформировалось математическая школа.
К ее крупнейшим представителям относят англичанина
УИЛЬЯМА СТЕНЛИ ДЖЕВОНСА (1835 - 1882), австрийца КАРЛА МЕНГЕРА (1840 - 1921) и француза ЛЕОНА ВАЛЬРАСА (1834 – 1910).
Слайд 91Теоретики маржинализма, и в первую очередь австрийская школа, отходят от
терминологии классической политической экономии.
Категории "стоимость" и "товар" они заменили
понятиями "ценность" и "экономическое благо".
Слайд 92Если теория трудовой стоимости сосредоточивает свое внимание
на стоимости, то австрийская школа - на полезности.
Слайд 93Если у классической школы единственным источником стоимости является труд,
то у маржиналистов
в создании ценности блага принимают участие три равноправных фактора производства - труд, капитал и земля.
Слайд 94Маржиналисты задачу экономической науки видели
в поиске
наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
Слайд 95Предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной
формы ее организации, а объектом исследования – поведение
и субъективные мотивы «экономического человека», который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.
Слайд 96Лозаннскую школу называют также математической, так как исследования ее представителей
опирались на использование математических методов и моделей
в экономическом анализе.
Основное направление данной школы — исследование общего равновесия, которое основывается на равновесии отдельных элементов, составляющих экономическую систему.
Слайд 97Англо-американская школа состоит
из двух
самостоятельных направлений.
Наиболее значительной является, безусловно, английская ветвь, представленная АЛЬФРЕДОМ МАРШАЛЛОМ (1842 – 1924).
С его именем связано начало второго этапа маржиналистской революции (90-е годы XIX века).
Слайд 98Он исследовал частичное равновесие и вопросы эластичности спроса, впервые ввел
фактор времени
в экономические исследования, сформулировал количественную теорию денег как составную часть общей теории стоимости.
Слайд 99Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, он отказался от термина
«политическая экономия» в пользу «экономикс».
Его учебником "Принципы экономики" (1875)
пользовались студенты европейских университетов на протяжении нескольких десятилетий.
Слайд 100Американскую ветвь в истории экономических учений представлял ДЖОН БЕЙТС КЛАРК
(1847 – 1938), которого называют американским маржиналистом
за самостоятельно разработанную теорию предельной производительности и использование ее при исследовании распределения богатства в обществе.
Слайд 101В целом неоклассическую экономическую теорию характеризует использование предельного анализа для
изучения ценообразования
на товары, услуги и факторы производства на конкурентных рынках.
Слайд 102Неоклассики подчеркивают, что рыночные цены товаров и факторов производства связаны
с их редкостью.
Слайд 103В частности, они исследовали возможность существования такого набора рыночных цен,
который гарантировал бы равенство спроса и предложения на всех рынках.
Слайд 104Центральной в неоклассической теории является идея находящейся
в равновесии экономики совершенной конкуренции, которая была разработана в основном Л. Вальрасом.
Слайд 105Отличительной чертой неоклассической теории является также микроэкономический подход
к описанию экономики.
Слайд 106Оценивая маржинализм
в целом, в качестве
его достоинства можно отметить то его свойство, что он не чурался новых идей, которые оформлялись в соответствующие концепции.
Слайд 107При этом главным его постулатом неизменно оставалось изучение предельных величин:
предельной полезности, предельного дохода, предельных издержек и т.д.
Слайд 108Однако в маржинализме имеется существенное негативное качество: он излишне математизирован,
переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами.
А главное –
несоциален.
Слайд 109Теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий.
После кризисов 20–30-х
годов
и особенно «великой депрессии» 1929–1933 гг. не замечать влияния монополий на ценообразование было уже нельзя.
Слайд 110Кейнсианство
В 1933 г. выходят «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина
и «Экономика несовершенной конкуренции» Дж Робинсон, в которых исследуется механизм монополистического ценообразования.
Слайд 111Однако подлинную революцию
в экономической теории произвела книга Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
Слайд 112С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли
– кейнсианства,
поставившего в центр внимания проблемы макроэкономики.
от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности, от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма.
Слайд 114Рынок, с точки зрения Кейнса,
не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать
его должно государство посредством бюджетной и кредитно-денежной политики.
Слайд 115Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов
таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода.
Слайд 116Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность
в послевоенные годы.
Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории «государства всеобщего благоденствия».
Слайд 117Монетаризм
В 50-е гг. возникает чикагская
экономическая школа во главе с
Милтоном Фридменом (р. 1912), которая базируется на классических постулатах. В 1968 г. Брукнер назвал эту школу монетаристской.
Слайд 118В работах наиболее ярких представителей монетаристов
отрицалась активная роль государства
в стабилизации экономической системы.
Слайд 119Считается, что появление
и рост влияния монетаризма
— следствие неудачи кейнсианства в объяснении высокого и устойчивого уровня безработицы и инфляции во многих промышленно развитых западных странах.
Слайд 120 Исследования, проведенные монетаристами в области денежного обращения, привели их
к выводу
о том, что путем регулирования объема денежной массы можно контролировать совокупный спрос в обществе.
Слайд 121Если ранние классики относились к деньгам, лишь как к счетной
единице,
то монетаристы показали, что деньги — товар, который может замещать множество других товаров и финансовых активов.
денежно-кредитная политика может
оказывать прямое воздействие на совокупный спрос.
Слайд 123И задача государства
в области управления экономикой сводится
к контролю над денежной массой, эмиссией денег, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению банковского процента.
Слайд 124Институционализм
Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
направление (от лат. institutum – установление, устройство, учреждение).
Торстейн Веблен
(1857 – 1929), Джон Коммонс (1862 – 1945), Уэсли Клер Митчелл (1874 – 1948), Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1908) и др.
Слайд 126Согласно этой теории характер экономического развития определяет
не
рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок – лишь часть их.
Слайд 127Они выработали идеал общества «социального благоденствия»,
в котором должны присутствовать: социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством и другие формы вмешательства государства.
Слайд 128В определенной мере эти идеи реализованы
в «шведской модели» экономического развития.
Слайд 129До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным
влиянием: взрыв его популярности в 70–80-е годы связан с концепциями
«постиндустриального», «информационного», «сервисного» общества, теориями конвергенции различных социально-экономических систем.
Слайд 130Институциональный анализ более объективно оценивает реальное состояние экономики.
Он исходит
из того, что современное общество – отнюдь не венец совершенства:
люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия.
Слайд 131Неоклассическая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя
скорее апологетическую,
чем познавательную, функцию.
Слайд 132Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно
не укладывается в маржинальные предпосылки анализа.
Объектом исследования должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность.
Слайд 133Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь
на путях междисциплинарного анализа, который кроме экономики должен включать социальную
психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.
Слайд 13408/12/2019
Экономика как наука
2. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической
мысли
Слайд 135Развитие политической экономии
в России в конце
XIX и начале XX вв. имело много общего с развитием ее в странах Западной Европы и США.
Все новые и новейшие идеи и теории, возникавшие на Западе, получали отражение в русской экономической литературе.
Слайд 136Было бы неверно представлять отечественную науку как простое перенесение
на русскую почву экономических идей Запада.
Слайд 137Особенности развития экономической науки в России
1. Одной из особенностей
экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа
с актуальными проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений.
Слайд 1382. На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов
оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований.
Дискуссии шли о проблемах
общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений.
Слайд 1393. В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не
только профессиональные экономисты,
но и представители других сфер знания, публицисты, практики.
Слайд 140В России в меньшей степени, чем где-либо, политическая экономия была
университетской и академической наукой. Проблемы экономического развития активно обсуждались
в широких кругах, в государственном аппарате и в печати.
М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов
Одним из русских ученых, получивших мировое признание еще при жизни, был Михаил Иванович Туган-Барановский (1865–1919).
Слайд 142Его книга "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и
влияние на народную жизнь" (1894) была необычайно популярной.
Критикуя различные
теории кризисов, он попытался дать синтетическое представление о характере циклических колебаний.
Слайд 143Русский экономист обратил особое внимание на тесную связь между изменениями
цен на средства производства ("капитальные блага") и направлением высвобождающегося денежного
капитала, либо на увеличение инвестиций, либо на сбережения.
Слайд 144Он предвосхитил основную идею кейнсианской теории циклов – идею "сбережения
– инвестиции" как главную внутреннюю пружину всего механизма движения экономической
активности.
Слайд 145Туган-Барановский первым сформулировал основной закон инвестиционной теории циклов: фазы промышленного
цикла определяются законами инвестирования.
Слайд 146Научный вклад А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства
Выдающимся ученым,
работавшим
в области экономики крестьянского хозяйства, сельскохозяйственной кооперации, организации аграрного сектора был Александр Васильевич Чаянов (1888-1937).
Слайд 147Главным предметом исследований ученого было семейно-трудовое крестьянское хозяйство
во взаимодействии с окружающей экономической средой.
Слайд 148Вопреки мнению большинства специалистов о якобы неизбежном и однозначном преобразовании
сельскохозяйственного производства в крупные «фабрики зерна и мяса» Чаянов придерживался
другой позиции.
Слайд 149Он обосновывал иной путь вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных
отношений,
в национальное производство.
Слайд 150В своих трудах ученый развивал положение об относительной устойчивости семейно-трудовых
крестьянских хозяйств.
Слайд 151Его аргументы основывались на том,
что эти хозяйства носят
в определенной степени замкнутый характер.
Слайд 152Их цель не извлечение прибыли,
а обеспечение известного уровня потребления крестьянской семьи.
Слайд 153Крестьянское хозяйство сохраняет жизнеспособность
и в неблагоприятных условиях.
Слайд 154По словам Чаянова, условия внутреннего равновесия семейного хозяйства «делают для
него приемлемыми очень низкие оплаты единицы труда, дающие возможность существовать
в условиях, обрекающих капиталистическое хозяйство на несомненную гибель».
Слайд 155Научный вклад Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики
Мировую известность
получили труды Николая Дмитриевича Кондратьева
(1892 –1938).
Слайд 156Используя богатейший статистический материал (примерно за 140 лет)
о движении уровня товарных цен, процента на капитал, заработной платы, оборота внешней торговли, а также производства угля, чугуна и свинца в Англии, Германии, Франции и США, он пришел к выводу о наличии больших циклов конъюнктуры, «длинных волн».
Слайд 157Реальная конъюнктура всегда определяется наложением друг
на друга больших циклов, длящихся 48 – 55 лет, средних (торгово-промышленных) циклов длительностью 7 – 11 лет, коротких циклов продолжительностью 3 – 3,5 года и сезонных циклов в пределах года.
Слайд 158Н.Д. Кондратьев установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождавших большие циклы.
Слайд 159В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей
циклического развития обострился после Великой депрессии (экономического кризиса 1929-1933 гг.).
Слайд 160Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и последователей.
Она прочно вошла
в число крупнейших достижений мировой науки.
С тех пор длительные
циклы называются "циклами Кондратьева" наряду с трехлетними циклами Китчина, десятилетними циклами Жюглара и т.д.
Слайд 161Традиции экономико-математической школы в России и СССР
Разработку теоретических идей,
основанных на применении математических методов
в экономических исследованиях, следует считать одним из важных достижений российской экономической науки.
Слайд 162Эта традиция возникала во второй половине XIX в., она складывалась
на основе работ «чистых» математиков, занимавшихся экономическими исследованиями,и на основе
разработок профессиональных экономистов, использовавших математику для анализа хозяйственных процессов.
Слайд 163В.К. Дмитриев
Наиболее ярким представителем экономико-математического направления в России
был Владимир Карпович Дмитриев (1868 –1913).
Слайд 164В своих «Экономических очерках» (1904)
он доказывает совместимость трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
Слайд 165Поэтому в центре его внимания – анализ факторов, определяющих конкретную
величину цены, начиная
от издержек производства и кончая взаимоотношениями между спросом и предложением.
Слайд 166Он составил систему линейных уравнений, при помощи которых выразил одновременно
производственные издержки
и тем самым впервые в мировой литературе дал способ выражения полных затрат.
Слайд 167Он пришел к выводу, что уровень общественно-необходимых затрат определяется
не при средних, а при наихудших условиях, т.е. на предприятиях с наивысшими издержками, продукция которых необходима для удовлетворения общественного спроса.
Слайд 168Дмитриев ввел понятие технологических коэффициентов затрат продукции одной отрасли
на
производство продукции других отраслей.
Слайд 169Эта идея лежит в основе современного метода межотраслевых балансов,
в частности метода "затраты - выпуск", развитого американским экономистом русского происхождения В.В. Леонтъевым и прочно вошедшего в современные модели межотраслевых связей.
Слайд 170Е.Е. Слуцкий
Наиболее крупным
экономистом-математиком России, оказавшим огромное
влияние на современные экономико-математические исследования, был Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948).
Слайд 171В статье "К теории сбалансированного бюджета потребителя" (1914) он использует
математический аппарат для исследования зависимостей спроса
на определенное благо как от его цены, так и от цены других благ, а также зависимости между изменениями цен и доходов.
Слайд 172При анализе спроса он выделяет две составляющие: изменение относительных цен
при стабильном реальном доходе потребителя и изменение дохода
при стабильности цен.
Слайд 173Первая составляющая описывает ситуацию, при которой потребитель остается на той
же кривой безразличия; здесь имеет место только «эффект замещения».
Слайд 174Вторая составляющая отражает ситуацию,
при которой потребитель
переходит с одного уровня безразличия на другой.
Слайд 175Предложенное Слуцким математическое выражение «эффекта замещения» широко используется современной наукой.
Слайд 176Получили признание также выдвинутые Слуцким «условия интегрируемости» (их нередко называют
«соотношениями Слуцкого»), применяемые
для эмпирической проверки функции полезности.
Слайд 177Г.А. Фельдман
Работы Григория Александровича Фельдмана (1884 – 1958),
посвященные теории экономического роста, были пионерскими в мировой науке.
Слайд 178Он построил модель взаимосвязей темпа роста совокупного дохода, фондоотдачи, производительности
труда
и структуры использования дохода.
к выводу
о необходимости направления большей части капитала в производство средств производства для достижения высоких темпов роста.
Слайд 180Идеи Фельдмана заложили основу теории экономического роста, опередив аналогичные западные
исследования
Дж.М. Кейнса, Р. Харрода, Е. Домара и др.
Слайд 181В.В. Новожилов
Существенные успехи в анализе экономических закономерностей были достигнуты
Виктором Валентиновичем Новожиловым (1892 – 1970).
Слайд 182Он предложил новый подход к теории цен равновесия: ввел фактор
дефицитности товаров, а также сбалансированности товарной и денежной массы.
Слайд 183Рассматривая проблему дефицита применительно к условиям централизованно управляемой экономики, он
установил, что дефицит потребительских
и производственных ресурсов является следствием стремления предприятий к расширению масштабов своей деятельности, не считаясь с затратами.
Слайд 184Л.В. Канторович
Одним из наиболее выдающихся представителей российской эконометрики был
Леонид Витальевич Канторович
(1912-1986).
Слайд 185Для решения задачи максимизации выпуска продукции фанерного треста он разработал
математический аппарат, получивший название метода линейного программирования.
Слайд 186В работе "Математические методы организации и планирования производства" (1939) он
показал, что любые экономические проблемы распределения могут рассматриваться как задачи
максимизации при многочисленных ограничителях.
Слайд 187Влияние каждого из этих ограничителей выражается
в так называемых ограничительных
уравнениях.
Слайд 188Канторович вводит понятие «разрешающих мультипликаторов» (множителей) - коэффициентов к факторам
производства, фигурирующим
в ограничительных уравнениях.
Слайд 189Он дает экономическое истолкование мультипликаторов как предельных стоимостей ограничивающих факторов.
Слайд 190В 1975 г. Л.В. Канторович получил премию памяти Нобеля по
экономике
за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.
Слайд 191В.С. Немчинов
В послевоенный период отмечается оживление в области экономико-математических
исследований
в СССР.
Василий Сергеевич Немчинов (1894-1964) организовал в Академии наук первую в стране лабораторию экономико-математических методов.
Слайд 192В его работе "Экономико-математические методы и модели" (1965) определены основные
направления применения математики в экономической науке: разработка теории плановых расчетов
и общей математической методологии оптимального планирования;
Слайд 193разработка межотраслевых и межрегиональных балансов: математический анализ схемы расширенного воспроизводства;
оптимальное планирование работы транспорта; решение технико-экономических задач; разработка математической статистики
и ее использование в народном хозяйстве.
Слайд 194Эти направления не потеряли своей значимости
и в настоящее время.
Слайд 195В 60-е годы эти идеи нашли отражение в концепции системы
оптимального функционирования экономики (СОФЭ), оставившей заметный след в развитии советской
эконометрики.
Слайд 19608/12/2019
Экономика как наука
3. Предмет и методология экономической теории
Слайд 197Теория –
это целостное (системное) знание о предмете науки, выраженное
системой принципов, законов и категорий.
Слайд 198Предмет –
это то, что изучает данная наука и что
отличает ее от других наук.
Слайд 199Предмет экономической теории менялся по мере развития науки.
Слайд 200Но во всех учениях экономистов —
от
древних мыслителей до современных ученых — просматривается одна общая черта: предметом их интереса всегда остается исследование путей рационального (от лат. rationalis — разумный, целесообразный) хозяйствования, которые должны привести к росту богатства общества.
Слайд 201Первоначально экономическая наука изучала особенности домашнего хозяйства, затем города-государства, отдельных
сфер экономической деятельности — сельского хозяйства, торговли.
Слайд 202Во времена классической политической экономии
в
XVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной экономической системы.
Слайд 203Тогда же появилось знаменитое краткое определение предмета политической экономии как
науки о богатстве народов.
Слайд 204В период примитивной техники
и
неквалифицированного труда повышение эффективности производства могло быть достигнуто лишь за счет откровенного усиления эксплуатации, расточительного отношения как к трудовым, так и к природным ресурсам.
Слайд 205В этих условиях марксистская политическая экономия встала
на путь защиты прав трудящегося человека, а предметом своих исследований провозгласила анализ экономических отношений между трудом и капиталам, анализ производственных отношений.
Слайд 206В дальнейшем, по мере распространения научно-технического прогресса у общества появились
новые трудности, связанные с истощением природных ресурсов,
с возрастающими затратами на подготовку специалистов высокой квалификации и другими факторами производства.
Слайд 207Носители этих идей предмет своих исследований стали ориентировать на проблемы
эффективного хозяйствования в мире ограниченных ресурсов.
Слайд 208Хозяйственная деятельность
и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны — объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства).
Слайд 209Поэтому экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений.
Их объективная
сторона связана
с действием объективных экономических законов; субъективная — с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.
Слайд 210С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить
следующим образом:
Слайд 211Экономическая теория изучает законы рационального ведения хозяйства и поведение хозяйствующих
субъектов при ограниченных ресурсах на различных уровнях
и в разные эпохи.
Слайд 212Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономические законы.
Слайд 213Закон - это выражение внутренней, сущностной, необходимой, причинно-следственной, качественной и
количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.
Слайд 214Экономические законы имеют некоторые отличия от законов естественных наук:
1) законы
естественных наук - это законы природы, экономические — законы развития
общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
Слайд 2152) законы естественных наук вечны, экономические законы носят исторический характер;
Слайд 2163) открытие и применение законов естественных наук проходит более или
менее гладко, а применение экономических законов встречает сильное противодействие со
стороны отмирающих сил общества.
Слайд 217Экономические законы
в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая
включает различные группы законов:
Слайд 218Специфические экономические законы -
это законы развития конкретных, исторически определенных
форм хозяйствования, например, законы распределения при рабовладении, феодализме
и др.
Слайд 219Особенные экономические законы —
это законы, свойственные отдельным историческим эпохам,
в которых сохраняются условия для их действия, например, закон стоимости
(ценности).
Слайд 220Общие экономические
законы —
законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам.
Они выражают поступательный процесс развития общественного производства, например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.
Слайд 221
Из определения предмета экономической теории следует, во-вторых, что она изучает
экономические законы на разных уровнях хозяйствования: микроэкономическом и макроэкономическом.
Слайд 222Микроэкономика
изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов и экономических структур: индивидуумов,
фирм, рынков конкретных благ и ресурсов.
Слайд 223В центре внимания микроэкономики цены, объемы производства и потребления благ,
распределение ресурсов между конкретными целями.
Слайд 224Макроэкономика
исследует национальную экономику
как единое целое,
рассматривает процессы формирования совокупного спроса и предложения, валового национального продукта и национального дохода, влияние политики государства на экономический рост, инфляцию и уровень безработицы.
Слайд 225Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает
законы рационального хозяйствования и поведение хозяйствующих субъектов
в разные исторические эпохи.
Слайд 226Так, марксистская теория выделяет пять общественно-экономических формаций (первобытное общество, рабовладение,
феодализм, капитализм и коммунизм)
и исследует действие экономических законов в каждой из них.
Слайд 227Современная наука иначе классифицирует мировую историю, либо выделяя доиндустриальное, индустриальное
и постиндустриальное общества,
либо рассматривая общественные системы с традиционной, централизованно планируемой, рыночной или смешанной экономикой.
Слайд 228Методология
Экономическая теория, как любая наука, использует различные формы и
способы познания, которые образуют методологию, включающую
в себя методы изучения хозяйственной жизни.
Слайд 229Методология –
это учение о принципах построения, формах и способах
научного познания.
Слайд 230Принципы экономической теории
Методология экономической теории опирается на три основные
принципа: субъективизм, эмпиризм, рационализм.
Слайд 231Субъективизм:
в экономической теории в качестве исходного пункта анализа берется
«хозяйствующий субъект», который воздействует на окружающий мир и остается независимым
от этого мира.
Слайд 232Эмпиризм:
экономическая теория изучает факты реальной или условной жизни и
на их основе выявляет существующие между явлениями зависимости и закономерности.
Слайд 233Рационализм:
экономическая теория ставит цель: открыть «естественные» или рациональные законы
ведения хозяйства, помочь субъектам достичь определенных целей, прежде всего, максимизировать
выгоду.
Слайд 234Метод исследования –
способ познания истины, совокупность необходимых для этого
приемов.
Слайд 235Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и
частные.
Слайд 236Общенаучные методы
К общенаучным относят методы, применяемые во всех областях
научного познания.
К ним относят методы научной абстракции, анализа и
синтеза, индукции и дедукции, исторический и логический.
Слайд 237Научная абстракция
(oт лат. abstractio — отвлечение) предполагает освобождение представлений
исследователя о предмете от
частного, случайного, кратковременного, единичного и нахождение в нем сущностного, постоянного, типичного.
Слайд 238Только при таком подходе можно выявить сущности более высокого порядка
- категории.
В категориях конденсируется опыт познания и практической экономической
деятельности субъектов.
Примерами экономических категорий являются труд, собственность, спрос, предложение, полезность, потребность и т.д.
Слайд 239При абстрагировании целостный экономический процесс или система сначала расчленяется на
части, подсистемы или элементы.
Эту стадию принято называть анализом.
С
его помощью изучаются отдельные стороны, свойства и элементы целого и создаются специфические понятия и суждения.
Слайд 240Дальнейший этап исследования, называемый синтезом,
связан с объединением отдельных абстракций
и понятий в единую систему конкретного знания.
Слайд 241Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к
общим положениям и выводам.
Слайд 242Дедукция
(выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов (теоретических
положений, гипотез) к относительно частным.
Слайд 243Индукция и дедукция -
не противоречащие,
а взаимодополняющие методы исследования в экономике.
Слайд 244Исторический и логический методы применяются в единстве.
Используя исторический метод,
экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности,
в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими.
Слайд 245Этот метод предполагает изучение всей совокупности добытых наукой фактов, истории
развития процесса или явления в его единичности
и неповторимости, случайности и необходимости.
Слайд 246Исследование экономического явления при помощи логического метода предполагает рассмотрение в
единстве его прошлого, настоящего и будущего, выявление причин зарождения, особенностей
функционирования и развития, а также его исторической перспективы.
Слайд 247Этот метод помогает выявить логику развития, сущность хозяйственных процессов, сформулировать
обобщения и закономерности.
Слайд 248К частным методам экономического исследования относят:
Слайд 249Статистический метод,
особенностью которого является сбор и обработка количественных данных
о явлениях и процессах хозяйственной жизни.
Слайд 250Функциональный метод,
для которого характерен анализ
всех категорий не в причинно-следственной связи,
а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных.
Слайд 251Скажем, можно утверждать, что цена товара зависит от спроса на
него. Но справедливо и то, что объем спроса сам зависит
от цены.
Слайд 252Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать
экономические модели
Слайд 253Метод агрегирования,
то есть объединение отдельных объектов, фактов, явлений или
данных в единое понятие или показатель.
Слайд 254Например:
все компоненты, участвующие в производстве, экономическая теория агрегирует в
четыре большие группы, которые называются факторами производства: труд, земля, капитал,
предприимчивость;
Слайд 255при изучении национальной экономики экономисты различают в ней лишь
три экономических субъекта:
домашнее хозяйство, фирма и государство.
Слайд 256Метод экономико-математического моделирования (эконометрика),
который позволяет в формализованном виде определить
причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности
и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.
Слайд 257С помощью этого создаются экономические модели.
Слайд 258Экономическая модель —
это формализованное описание экономического процесса или явления,
структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером
исследования.
Слайд 259При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ.
Слайд 260Позитивный анализ
дает возможность увидеть экономические явления и процессы такими,
какие они есть на самом деле, что было или может
быть.
Слайд 261Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор
относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов.
Слайд 262Нормативный анализ
основан на исследовании того,
что и как должно быть.
При нормативном анализе выносятся
оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
Слайд 263Роль экономической теории в обществе определяется ее функциями:
Слайд 264познавательной –
описание и объяснение экономических явлений и процессов, поведения
хозяйствующих субъектов;
Слайд 265методологической –
экономическая теория является теоретическим фундаментом комплекса конкретных экономических
наук;
Слайд 266практической –
теоретические знания служат научным ориентиром для экономической политики
государства и принятия решений всеми хозяйствующими субъектами.
Слайд 267В основе экономической науки лежит хозяйственная деятельность, которая служит исходным
пунктом возникновения новых потребностей и интересов человека, общества в целом.
Слайд 268Потребности движут хозяйственную деятельность качественно и количественно.
Воздействие потребностей на
хозяйственную деятельность осуществляются не непосредственно, а через экономическую политику.
Слайд 269В свою очередь экономическая политика подвержена воздействию не только хозяйственной
деятельности,
но и экономической науки.