Локк и Лейбниц
Онтологические предпосылки и природа познания
Рингтон
Лейпциг
Отс
Ганновер
Нативизм
(лат. nativus, врождённый) –
учение о наличии в разуме
врождённого знания
(идей, принципов).
Аргумент всеобщего согласия.
Нет никаких истин, с которыми
действительно согласны все:
даже «общеизвестные» истины
неизвестны, например, детям.
Начало рассуждения не есть
то время, когда мы приходим
к осознанию этих истин.
Тогда надо объявить
врождёнными все истины,
с которым мы соглашаемся.
Менее общие истины
известны раньше
более общих.
Аргументы нативистов
Контраргументы Локка
Tabula rasa
(лат. чистая доска) –
термин сенсуализма
для обозначения состояния
сознания человека,
ещё не получившего
внешнего чувственного опыта
(например, новорождённого)
и потому не располагающего
какими бы то ни было знаниями.
Сенсуализм
(от лат. sensus,
чувство, ощущение) –
гносеологическая доктрина,
утверждающая, что
чувственные ощущения
являются единственным
источником и основанием знания.
(Сенсуализм долгое время был
основной формой эмпиризма).
Мы не можем признавать
врождённым знанием всё,
что считаем истинным.
Разумеется, не всякое знание
врождено, но следует признать
врождёнными истины,
не объяснимые из опыта.
Знание есть результат
умозаключений из данных
чувственного опыта.
Сами правила умозаключения
не могут быть получены из
опыта путём умозаключения.
Аргументы Локка
Контраргументы Лейбница
Нет ничего в разуме,
чего бы не было
раньше в ощущении,
кроме самого разума.
Nihil est in intellectu,
quod non fuerit in sensu,
nisi intellectus ipse.
Мир познаваем лишь потому, что
законы разума тождественны
законам мира.
Следовательно, основные законы
природы разум может найти в себе
самом, не обращаясь к опыту.
Онтологические предпосылки рационализма
«Разумность» мира как условие его познаваемости
Это утверждение Лейбница будет
попросту высмеяно Вольтером
в его философской повести
«Кандид, или Оптимизм» (1758).
Дуализм
(от лат. dualis, двойственный) –
разновидность плюрализма,
ограничивающая число
независимых первосущностей
мира двумя (обычно такими
первоначалами признаются
материальное и духовное).
Онтологические предпосылки рационализма
Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)
Монады непрерывно изменяются,
причём эти изменения исходят из
внутреннего принципа, так как
ничто внешнее на монаду не влияет.
В основе мира должны лежать
простые сущности (субстанции),
так как всё сложное
состоит из простого.
Монады вообще не доступны
никакому внешнему воздействию
(«не имеют окон»).
1
Онтологические предпосылки рационализма
Онтологический плюрализм Лейбница (монадология)
Этим различием перцепций,
а также уровнем апперцепции
(осознания перцепций) монады
и отличаются друг от друга.
Следовательно, в монадах –
при всей их простоте –
содержится «многоразличие».
Монады, таким образом, идеальны,
причём каждая содержит
в себе весь мир, являясь
«живым зеркалом универсума».
2
Истины факта –
положения, отрицание которых
не заключает в себе никакого
противоречия, верные при одних
условиях и неверные при других;
принимаются за истинные лишь при
достаточном основании (логический
закон достаточного основания).
Сумма углов треугольника
равна двум прямым.
На крыльце сидит собачка
с маленькой бородкой.
Но онтологически
вопрос об отношении
телесного
к психическому
(материального
к идеальному)
остаётся открытым.
принадлежат
самим телам.
находятся в наших
органах чувств.
Пассивное состояние ума
Активная работа ума
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть