Разделы презентаций


Античная философия

Содержание

Предпосылки возникновения древнегреческой философии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Античная философия.
План.
1) Предпосылки возникновения и развития философии в Древней Греции.
2)

Ионийская философия Древней Греции
- Милетская школа
-

Гераклит Эффеский
3) Италийская философия Древней Греции.
- Пифагорейский союз
- Элейская школа
4) Атомизм Левкиппа и Демокрита.
5) Антропологический поворот в философии софистов.
6) Этический рационализм Сократа.
7) Философское учение Платона.
8) Аристотель – систематизатор греческой античной философии


Античная философия.План.1) Предпосылки возникновения и развития философии в Древней Греции.2) Ионийская философия Древней Греции

Слайд 2
Предпосылки возникновения древнегреческой философии.

Предпосылки возникновения древнегреческой философии.

Слайд 3Греки открыли, что можно измерить не только "земное", но и

"небесное".

Греки открыли, что можно измерить не только

Слайд 4
Представители:
Фалес (ок. 625 –547 гг. до н.э.),
Анаксимандр (ок.

610 –547 гг. до н.э.),
Анаксимен (ок 585 –525 гг.

до н.э.).


Представители: Фалес (ок. 625 –547 гг. до н.э.), Анаксимандр (ок. 610 –547 гг. до н.э.), Анаксимен (ок

Слайд 5Уже в рамках Милетской школы «архэ» мыслилось как единое, из

которого возникает многое - многообразие вещей.


Центральной темой дискуссии становится

именно вопрос о том, как изначальная стихия соотносится, с порожденными ею явлениями, как мера соотносится с безмерным.


Уже в рамках Милетской школы «архэ» мыслилось как единое, из которого возникает многое - многообразие вещей. Центральной

Слайд 6


Школа Гераклита
Гераклит, стремился разрешить противоречие между единым и

многим, чувственным и умопостигаемым.
Огненный разум космоса представляет собой единство

материального и идеального, гармонии и хаоса, покоя и движения, времени и вечности. В космосе происходит постоянный переход противоположностей друг в друга, одних вещей в другие.

Архэ – огонь.

«Все течет, все изменяется»,
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».


Школа Гераклита Гераклит, стремился разрешить противоречие между единым и многим, чувственным и умопостигаемым. Огненный разум космоса представляет

Слайд 7
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия)

и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения

на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью.

Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.

Учение о декаде: 1+2+3+4=10.
Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире.

Декада отображает законы музыкальной гармонии:
через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3).

Пифагорейцам принадлежит
учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы.
Положено начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до

Слайд 8

Элейская школа (элеаты) – (VI-V вв. до н.э.)
Идеалистическая направленность

противостояла милетской школе.
Их учение выдвигало теорию о низменной

сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий.
Чувственный опыт рассматривался как основа познания.
Доводы элеатов поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения.

Представители :
Ксенофан (ок. 580 –485 гг. до н.э.),
Парменид (ок. 540 –480 гг. до н.э.),
Зенон Элейский (ок. 490 – 430 гг. до н.э.).


Элейская школа (элеаты) – (VI-V вв. до н.э.) Идеалистическая направленность противостояла милетской школе.  Их учение выдвигало

Слайд 9Древнегреческий атомизм (атомистика)
Это учение о дискретном, прерывном строении материи (из

атомов).

Атомы рассматривались как последние, неделимые малые частицы, несотворимые

и неуничтожаемые.
Различия в числе, весе, скорости движения и взаиморасположении атомов считались причиной качества.
Атомистика была метафизической, т.к. допускала наличие “первичных кирпичиков” мироздания.




Древнегреческий атомизм (атомистика)Это учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов).  Атомы рассматривались как последние, неделимые

Слайд 10
Софисты.
первые философы – профессионалы, за деньги обучавшие «мудрости и

красноречию»
антропологическая проблематика
критика окружающей действительности


Представители:
Протагор (ок. 481 – 411

гг. до н.э.);
Горгий (ок. 483 – 375 гг. до н.э.)
Гиппий (ок. 400 г. до н.э.)


Софисты. первые философы – профессионалы, за деньги обучавшие «мудрости и красноречию» антропологическая проблематика критика окружающей действительностиПредставители:Протагор (ок.

Слайд 11Философия Сократа (469-399 гг. до н.э.)

Философия Сократа (469-399 гг. до н.э.)

Слайд 12Философия этического реализма
Любое знание есть добро.

Любое зло, порок – результат незнания.

Важнейшая задача – «воспитание людей» в дискуссиях и беседах, а не с помощью освоения систематических знаний.

Высказывания: «Я знаю, что ничего не знаю».
«Познай самого себя».

Метод Сократа – МАЙЕВТИКА – искусство учить истине,
используя логические приемы для ее нахождения
в споре, а не путем заучивания.


Философия этического реализма    Любое знание есть добро.   Любое зло, порок – результат

Слайд 13Философия Платона (428/427 – 347 гг. до н.э.)
Идеи – мир

добра
Вещи – мир зла

Философия Платона (428/427 – 347 гг. до н.э.)Идеи – мир добраВещи – мир зла

Слайд 14

ВЕЩИ
НИЧТО
(т.е. материя)
ИДЕИ
Высшая идея – божественная мудрость, «мировая душа».
Теория познания –

теория воспоминаний.
Метод познания идей – диалектика нисхождения и восхождения понятий.

ВЕЩИНИЧТО(т.е. материя)ИДЕИВысшая идея – божественная мудрость, «мировая душа».Теория познания – теория воспоминаний.Метод познания идей – диалектика нисхождения

Слайд 15Учение Платона об обществе и государстве
а) афинская идеализация кастового строя
б)

роль разделений труда в образовании греческого полиса
в) отражение интересов греческой

аристократии


Учение Платона об обществе и государствеа) афинская идеализация кастового строяб) роль разделений труда в образовании греческого полисав)

Слайд 16Типы государств
Монархия
Тирания
Аристократия
Олигархия
Демократия
Тимократия

Типы государствМонархияТиранияАристократияОлигархияДемократияТимократия

Слайд 17Философия Аристотеля
Первая философия
Практическая
философия
Поэтическая
философия



проблемы бытия и его сферы

происхождение всего сущего
причины явлений
деятельность человека
устройство государства
мораль

творчество
искусство
этика – созерцательность,
моральный образец – Бог, мыслящее себя мышление

Логика –
вид философии


наука о законах мышления
дедуктивный метод познания


Философия АристотеляПервая философияПрактическая философияПоэтическая философия проблемы бытия и его сферы происхождение всего сущего причины явлений деятельность человека

Слайд 18Учение о четырех причинах

Форма
Материя
Начало движения (движущая

причина)
Цель
Два основных состояний сущего:
возможность
действительность

Учение о четырех причинах Форма Материя Начало движения (движущая причина) ЦельДва основных состояний сущего: возможность действительность

Слайд 19Учение о сознании
Носитель сознания – душа
Растительная
душа
Животная
душа
Разумная
душа
Это

учение содержит элементы гилогизма
Нет четкой постановки и решения вопроса

о взаимоотношении материи и сознания.


Учение о сознанииНоситель сознания – душаРастительная душаЖивотная душаРазумная душа Это учение содержит элементы гилогизма Нет четкой постановки

Слайд 20
Учение о государстве
Функции государства
регулирующий механизм общества
защита от врагов

поддержание внутреннего порядка
содействие экономике

Учение о государствеФункции государства регулирующий механизм общества защита от врагов поддержание внутреннего порядка содействие экономике

Слайд 21Средневековая философия.

План.
Религиозный характер философии Средневековья. Теоцентризм.
Соотношение веры и разума.
Этапы развития

средневековой философии: патристика и схоластика.
Проблема универсалий. Реализм и номинализм.

Средневековая философия.План.Религиозный характер философии Средневековья. Теоцентризм.Соотношение веры и разума.Этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика.Проблема универсалий. Реализм

Слайд 22Средние века - ~ V – XV вв. н.э. («феодализм»)


Социально

– исторические условия:

разложение античного общества (неэффективность рабства);
победа

«германского способа производства» (с/х пр-во, владение не людьми, но землей, зависимость от природных условий);
общественная иерархия;
формирование империй.


Смена мировоззрения – господствуют монотеистические религии (для Европы – христианство).

Средние века - ~ V – XV вв. н.э. («феодализм»)Социально – исторические условия: 	 разложение античного общества

Слайд 23Мировоззрении Ср. в. – синтез христ. откровения и античной философии

(Теоцентризм)

монотеизм неоплатонизм
(позднее аристотелеизм)


воля, вера разум









Бог (сверхестествен.,
сверхприродн. начало)

Идея божественного Идея божественного творения откровения
(креационизм)


Онтология Гносеология

Мировоззрении Ср. в. – синтез христ. откровения и античной философии 	(Теоцентризм)

Слайд 24




Основные черты средневековой философии
ТЕОЦЕНТРИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ЭСХАТОЛОГИЯ
ТЕОДИЦЕЯ
Главный вопрос:
Основной тезиз:
Основной философский вопрос:
ОТНОШЕНИЕ ЗНАНИЯ К

ВЕРЕ

ВЕРА ВЫШЕ РАЗУМА

ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕГО К ЕДИНИЧНОМУ

Основные черты средневековой философии ТЕОЦЕНТРИЗМ КРЕАЦИОНИЗМ ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ ЭСХАТОЛОГИЯ ТЕОДИЦЕЯГлавный вопрос:Основной тезиз:Основной

Слайд 25СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ – признавала Бога как высшее существующее начало, а

весь окружающий мир в качестве его творения.
Патристика (II – VIII

вв. н.э.)
Совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей.

Главная цель: защита и теоретическое обоснование христианской религии.

Схоластика (VIII - XV вв. н.э.)
господствующий тип средневековой философии:
оторванность от реальной действительности
консерватизм, догматизм
беспрекословное подчинение религиозным идеям.


СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ –  признавала Бога как высшее существующее начало, а весь окружающий мир в качестве его

Слайд 26Сущность и существование
Бог (бытие существует ≡ сущность) Простое

бытие



Сложное Тварный
бытие мир


Сущность и существование Бог (бытие существует ≡ сущность)  Простое

Слайд 27АВГУСТИН (АВРЕЛИИ) БЛАЖЕННЫЙ (354-430)
христианский теолог, епископ гиппонский (Северная Африка,

Римская империя).

Основные работы: «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь».


Основные философские идеи:

1) проблемы бытия и времени;
2) проблемы движения истории и исторического прогресса;
3) проблемы человека, его воли и разума перед лицом Бога

АВГУСТИН (АВРЕЛИИ) БЛАЖЕННЫЙ (354-430) христианский теолог, епископ гиппонский (Северная Африка, Римская империя). Основные работы: «О Троице», «О

Слайд 28Номинализм
приоритет воли над разумом;
общие понятия, т.е. имена, не

обладают самостоятельным существованием вне единичных вещей и явлений;
универсалии существуют не

до, а после вещей, только в мышлении.
Номинализм приоритет воли над разумом; общие понятия, т.е. имена, не обладают самостоятельным существованием вне единичных вещей и

Слайд 29Реализм
универсалии существуют реально, независимо от сознания

Крайний

Универсалии - существуют

независимо от вещей

Умеренный
Универсалии - существуют в единичных вещах

до вещей - в божественном
разуме как их идей;
в вещах – как их сущности;
после вещей (в чел. разуме) – как
понятия – результат абстракции
Реализм универсалии существуют реально, независимо от сознания Крайний	Универсалии - существуют независимо  от вещей УмеренныйУниверсалии - существуют

Слайд 30ФОМА АКВИНСКИЙ (Томмазо Д'Аквино (1225-1274)) – доминиканский монах.
Крупный

теологический философ, систематизатор схоластики.
Автор томизма — одного из господствующих

направлений католической Церкви.

Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Основные философские идеи:

1) соотношение веры и знания, религии и науки;
2) отношение общего и единичного - в вопросе о природе универсалий - позиция умеренного реализма;
3) идея иерархии в природе, обществе, человеке;
4) пять доказательств существования Бога.

ФОМА АКВИНСКИЙ (Томмазо Д'Аквино (1225-1274)) – доминиканский монах. Крупный теологический философ, систематизатор схоластики. Автор томизма — одного

Слайд 31Философия эпохи Возрождения.

План.
Основные черты философии Возрождения.
Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности
Социально-политические

учения.
Натурфилософия эпохи Возрождения.
Рождение классической науки.

Философия эпохи Возрождения.План.Основные черты философии Возрождения.Гуманизм и проблема человеческой индивидуальностиСоциально-политические учения. Натурфилософия эпохи Возрождения.Рождение классической науки.

Слайд 32Эпоха Возрождения - ~ XV – XVI вв. н.э.


Социально

– исторические условия:

разложение феодализма и феодальной иерархии;
рост

городов (товарное производство);
новый тип разделения труда → мануфактура;
появление нового типа личности;
усиление светской власти → национальные монархии и империи;
секуляризация.
Эпоха Возрождения - ~ XV – XVI вв. н.э. Социально – исторические условия: 	 разложение феодализма и

Слайд 33


Теоцентризм (Ср. века)
Антропоцентризм
Реформация
(протестантизм)
Человек – творец, активное самостоятельное существо
(бог

вытесняется на периферию мировоззрения)
Акцент на творческую деятельность
М. Лютер (1483

- 1546)
У. Цвингли (1484 – 1531)
Ж. Кальвин (1509 – 1564)

Ориентация на широкие массы

Теоцентризм (Ср. века)АнтропоцентризмРеформация (протестантизм) Человек – творец, активное самостоятельное существо(бог вытесняется на периферию мировоззрения) Акцент на

Слайд 34

Религиозная реформация
Мартин Лютер
Человек не способен двигаться к спасению собственными силами;
Человек

в силу грехопадения не способен правильно познавать мир;
Ключевой момент –

вера, что бог спасет

Жан Кальвин
Если человек:
ведет благочестивый образ жизни;
трудится;
его труд приносит успех

спасение


Религиозная реформацияМартин ЛютерЧеловек не способен двигаться к спасению собственными силами;Человек в силу грехопадения не способен правильно познавать

Слайд 35



Человек

господин над творец

самого
природой себя

Природа (не храм,

а мастерская)


Пантеизм (бог во всем)


Природу необходимо изучать


Опытное экспериментальное естествознание

История общества – продукт деятельности самих людей
Цель – создание идеального общества
утопии

Гуманизм

Эстетическое отношение к действительности

Идеал человека: всесторонность развития (универсальность)


(автономия)
индивидуальность
личность

Истина не дана, ее нужно найти

Человек 	  господин над		    творец самого   природой			 себяПрирода (не храм,

Слайд 36

Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности
Ср. века – традиция


корпорации
(сословия)
Эпоха Возрождения → творчество самого человека

самодеятельность (индивидуальность, личность)

универсальность (разносторонность)
(идеал эпохи Возрождения)

Человек творец самого себя
(своей судьбы, жизни)




акцент на ценности отдельного человека;
главное в человеке его своеобразие (отличие от других, уникальность)

акцент на высшие формы деятельности

наука сближается с искусством

Реабилитация телесности, красоты тела

Гуманизм и проблема человеческой индивидуальностиСр. века – традиция  	  	 корпорации	 (сословия)Эпоха Возрождения → творчество

Слайд 37



Н. Макиавелли – выражает интересы народа (купцы, ремесленники) против феод.

дворянства и плебса (городск. низов)
«Государь» - выступает за политическую целостность

Италии (против папства)
- подчеркивает «атомизм» общ. жизни



эгоизм основа чел. действий – интерес (прежде всего (в т. ч. и групп) собственнический, затем честь и почести)




чтобы обуздать этот эгоизм – люди создают государство (т.е. у государства а земная, а не божествен. природа)




Социально-политические учения.

Н. Макиавелли 	– 	выражает интересы народа (купцы, ремесленники) 			против феод. дворянства и плебса (городск. низов)«Государь»		- выступает за

Слайд 38
Натурфилософия эпохи Возрождения
характеризуется:
в области онтологии полным отождествлением Бога и

природы;
в области антропологии взглядом на человека как исключительно природное

существо.

Основные черты:
Пантеизм – «Природа – это Бог, разлитый в вещах».
Осознание бесконечности природы, Вселенной.
Гилозоизм. Мир как живое существо, наделенное душою.
Взаимосвязь «микрокосмоса» и «макрокосмоса»
Наличие элементов диалектики.
Обращение к магии, алхимии, астрологии.

Натурфилософия эпохи Возрождения	характеризуется: в области онтологии полным отождествлением Бога и природы; в области антропологии взглядом на человека

Слайд 39Рождение классической науки.
Леонардо да Винчи (1452-1519) Человеческое сознание – вместилище

всех знаний, идей.
Н.Коперник (1473-1543) создание гелио-центрической системы.
Б. Телезио

(1509 -1588) (методология новой науки): необходимо изучать природу в соответствии с её собственными принципами.
Г.Галилей (1546–1642) ввел экспериментально-математический метод исследования природы.
Рождение классической науки.Леонардо да Винчи (1452-1519) Человеческое сознание – вместилище всех знаний, идей. Н.Коперник (1473-1543) создание гелио-центрической

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика