требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили
появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим
образом соответствовали культовому назначению статуй.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением
их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с
положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой
вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного
позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных
ногах человека. Сначала в позе писца изображали только
царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд
правил был обязателен для всей скульптуры: прямая
постановка головы, некоторые атрибуты власти или
профессии, определенная раскраска (мужские тела была
кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного).
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.
Скульптура: