Слайд 1Личность как система. Процесс социализации личности.
Вопросы лекции:
Человек как биосоциальная система.
Структура
личности в социологии.
Социализация личности.
Слайд 2Человек – биосоциальная система.
Человек появился в результате биологической и культурной
эволюции.
Человек является носителем социальных качеств и свойств, определённое сочетание которых
и определяет его как личность.
Слайд 3личность
Интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения
его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных
продуктов человеческой культуры.
Слайд 4Личность
Активный элемент социальной системы.
Личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей,
создаёт проекты, ставит перед собой цели и мобилизуется для их
достижения.
Слайд 5Структура личности
В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений
с внешним миром, центром которого является индивид и внутренние, идеальные
отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействия с социальными реальностями.
Слайд 6Типы личности:
Базисная личность – это личность, обладающая наиболее распространёнными чертами
в данном обществе.
Идеал личности – это личность которую общество провозглашает
определённым эталоном.
Слайд 7Базис личности
Это совокупность отношений и разнонаправленных связей с внешним миром,
центром которого является индивид.
Слайд 8Психическая структура личности:
(з. фрейд)
Ид (оно)-био источник энергии
Эго (я)-контроль и соотнесение
поведения в реальности
Супер эго- идеолизированный родитель (нравственность и оценки в
обществе)
Слайд 9Знания и убеждения относятся к качествам личности
Взгляды, мнения относятся к
чертам личности.
Знания и убеждения участвуют в определении стратегии поведения личности
Взгляды
и мнения в регулировании поведения в конкретных ситуациях.
Слайд 10Источник индивидуального поведения личности –
реальное «я»
Слайд 11Статусно-ролевая концепция личности
Человек- отдельный представитель нашего биолог.вида.
Индивидуальность-особенное, отличающие человека от
других (природные и соц. свойства)
Личность – совокупность индивидуальных и соц.-психолог.
Свойств, делающих человека способным к участию в соц.взоимодействии.
Выработка качеств происходит при перемещении по статусным позициям (сын, муж,дед, и тд.)
Слайд 12Статус - От лат. Status – состояние дел, положение
Статус-положение занимаемое
в обществе
Приписываемый Достигнутый-
(по рождению)
Неформальный(личный –друг,весельчак,изгой)
Слайд 13
Главный (основной) статус - определяющий среди других статусов индивида (раб,
президент). Определяет место индивида в системе социальных отношений.
одновременно мы
занимаем много позиций (студентка, дочь, подруга и тд) совокупность статусов-ячеек и составляет- социальную структуру общества.
Слайд 14Каждой позиции в обществе соответствует образец поведения, одобренный и ожидаемый
обществом от занимающего позицию.
Роль – поведение (действие) индивида исходя из
ожиданий общества.
Ролевое ожидание- типичное поведение для людей данного статуса в данной социальной системе
Ролевая идентификация – усвоение образцов поведения (кодов) связанных с выполнением той или иной роли по статусу.
Многообразие статусных наборов создаёт возможность ролевого несоответствия и конфликта (клоун-чиновник)
Слайд 15Основные положения
ролевой теории:
Сформулированы Дж. Г. Мидом в книгах «Роль,
Я и Общество» (1934 г.), «Исследование человека» (1936 г.)
Все мы
учимся речевому поведению через восприятие нас каким-либо лицом.
Человек видит себя глазами окружающих, поэтому подыгрывает их ожиданиям или продолжает отстаивать свою роль.
Слайд 16 нормативная структура социальной роли состоит из 4 компонентов:
Описание типа
поведения, соответствующего данной роли
Требования, связанные с данным поведением
Оценка выполнения предписанной
роли
Санкции в наказание или награду за выполнение роли
Слайд 17Характеристики роли:
Эмоциональность
Способ получения (приписываемые и нет)
Масштаб (описана или размыта)
Формализация (произвольные
или нет)
Мотивации (на личные цели или нет)
Слайд 18Поведенческая теория личности:
Поведение человека зависит от характера его общения с
обществом и потребностей.
Есть потребности естественные и социальные
Неудовлетворенность потребностей приводит к
формированию интересов, мотивов, стимулов к деятельности
Слайд 19Социализация личности.
Социализация – это сложный процесс включения человека в социальную
практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и
реализации собственной сущности посредством выполнения определённой роли в практической деятельности.
Слайд 20Лишь в различных видах деятельности человек формируется как личность.
Его социальная
активность рассматривается как качество, а её реализация в социальной практике
– функция.
Слайд 21Процесс социализации двойственен:
Это раскрытие заложенных в индивиде природных качеств.
Одновременно это
и результат внешнего воздействия среды.
Слайд 22Элементы социализации:
Социальная среда с её многообразными сферами;
Человек с его природными
задатками;
Предметная деятельность человека;
Круги общения человека;
Структура сознания человека.
Слайд 23Взаимодействие человека со средой – ключевое в социализации.
К его анализу
есть два подхода:
интраиндивидуальный
интериндивидуальный
Слайд 24Факторы социализации бывают объективные и субъективные.
Информационно-образовательные,
Стимуляционные,
Регулятивно-контролирующие,
Организационно-регулирующие
Социальные потребности и интересы,
Социальные ориентации
и позиции,
Социальная активность
Слайд 25Стадии и периоды социализации
Три периода:
Дотрудовой,
Трудовой,
Послетрудовой.
Четыре стадии:
Ранняя,
Обучение,
Социальная зрелость,
Завершение жизненного цикла