Слайд 1
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Условия формирования и основные черты средневековой философии.
Философские проблемы патристики.
Философские
проблемы схоластики.
Слайд 2Хронологические рамки средневековой философии
I – XIV вв. н.э.
Главный фактор возникновения
и развития –
Христианство.
Слайд 3Христианство
1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов
и доминирующей культуры общества.
4 в.н.э. - господствующая религия Римской империи,
а затем в большинстве европейских государств Средневековья. Формирование единой христианской догматики и культа.
Слайд 4Источники средневековой философии
Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание)
Идеи античной
философии
Слайд 5Философия – служанка богословия
Слайд 6Специфика средневековой философии
связь с религией во всем спектре взаимоотношений
Принципы:
Монотеизм
Богооткровение
Слайд 7Максимы средневековой философии
Теоцентризм –понимание мира, в котором источником и причиной
всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее
его начало.
Слайд 82. Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из
ничего сотворил живую и неживую природу, временную и пребывающую в
постоянном изменении.
Слайд 93. Провиденциализм – принцип, в соответствии с которым все явления,
процессы и события, происходящие в мире предопределены Богом.
Слайд 104. Ревеляционизм – принцип, согласно которому источником всех знаний и
самым надежным способом познания является Священное Писание, в котором воплощено
божественное откровение.
Слайд 11Периодизация средневековой философии
Патристика (2-8 вв.)
Период формирования христианского теоретического мировоззрения при
использовании наследия античной философии.
Схоластика (9-14 вв.)
Период философского обоснования и комментирования
теоретического мировоззрения, сформированного в период патристики.
Слайд 12Патристика (2-8 вв.)
Термин «pater» - «отец».
«Отцами церкви» - именуются
знаменитые богословы и организаторы христианской церкви.
Вселенские соборы (4-8 вв.) -
разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики.
Философское основание - неоплатонизм.
Слайд 13Основные представители патристики
Августин Аврелий
Северин Боэций
Григорий Богослов
Григорий Нисский
Иоанн Дамаскин
Слайд 14Основные философские проблемы патристики
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и
мира
Проблема специфики познания
Проблема человека и его сущности
Проблема сущности общества и
исторического процесса
Слайд 15Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
Бог - высшее
бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи.
Идеи –
содержатся в божественном разуме.
Творение мира - из ничего, на основе идей.
Бог есть безусловное благо и красота.
Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие, ничто. Оно не является творением Бога.
Слайд 16Проблема специфики познания
«Верю, чтобы понимать»
«Вера вопрошает, разум обнаруживает»
Вера - высший авторитет, путь к знанию.
Слайд 17Проблема человека и его сущности
Человек – особое творение Бога.
Человек = тело + душу + свободную волю.
В
результате грехопадения - утратил способность направлять волю к добру и осужден на гибель.
Собственными усилиями добиться спасения человек не может. Бог дарует спасение.
Важнейшей моральной добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу.
Слайд 18Проблема сущности общества и исторического процесса
Линейное понимание развития человеческого общества:
История
- стрела.
История имеет свое начало - сотворение
мира и свой конец – Страшный Суд.
История человечества – борьба двух градов.
Град Земной – совокупность грешников, руководимых собственными эгоистическими инстинктами.
Град Божий – это совокупность людей, живущих согласно божественным заповедям.
Слайд 19Схоластика (9-14 вв.)
«schola» - «школа».
Главной задачей - толкование авторитетных
философских текстов. Схоластика – комментаторская философская культура.
Философское основание схоластики -
аристотелизм.
Слайд 20Основные этапы развития схоластики
1) ранняя схоластика: Иоанн Скот Эриугена, Ансельм
Кентерберийский.
2) классическая схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр.
3) критическая схоластика: Иоанн
Дунс Скотт, Уильям Оккам.
Слайд 21Основные философские проблемы схоластики
Проблема соотношения веры и разума
Проблема происхождения универсалий
(общих понятий)
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
Слайд 22Проблема соотношения веры и разума
3 основных подхода:
«Вера выше разума»
(Ансельм Кентерберийский);
Принцип гармонии веры и разума (Фома Аквинский).
Вера и разум - созданные Богом способности познания.
Направлены на постижение - Бога и созданного им мира.
Они дополняют друг друга .
Принцип двойственной истины (Уильям Оккам).
Вера и разум – самостоятельные и равноправные.
Вера - постижение Бога ; разум – познание материального мира.
Слайд 23Проблема происхождения универсалий (общих понятий)
3 основных подхода:
Реализм
Общие понятия – особые, самостоятельные сущности, обладающие реальностью. (Ансельм Кентерберийский).
Номинализм
Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи (Иоанн Росцелин).
Концептуализм
Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей.
Они обладают двояким существованием: в самих вещах как указание на совокупность общих свойств для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).
Слайд 24Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
Иррационализм:
Сущность Бога недоступна
для человеческого разума. Не возможно объяснить соотношение Бога и мира.
(Дунс Скотт, Уильям Оккам).
Рационализм:
Сущность Бога составляет разум.
Человек наделен разумом, он способен частично познать сущность Бога и его отношение к миру и рационально доказать существование Бога (Фома Аквинский)
Слайд 25Рациональные доказательства существования Бога (Фома Аквинский)
1) Мир есть движение, каждая
движущаяся вещь имеет свой источник движения.
Перводвигатель
- Бог.
2) Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная первопричина всего сущего - Бог.
3) В мире присутствует необходимость и закономерность.
Источник всеобщей необходимости - Бог.
4) Мир представляет собой многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Высшее, абсолютное совершенство - Бог.
5) Окружающий мир един, целесообразен.
Источник этой целесообразности - Бог.