Слайд 1Государственная бюджетная политика Российской Федерации
Бокова Т.А.
Слайд 2Публично – правовое образование
Российская Федерация
Субъекты Российской Федерации
Муниципальные образования
Слайд 3Экономическая природа бюджета
Публично-правовое образование
(институциональная единица)
Реализация
властных
полномочий
Участник
гражданско-правовых
отношений
Активы от управления
имуществом
и обязательства,
вытекающие из договоров
Публичные активы
(налоги) и обязательства
(выплаты)
Слайд 4Бюджет – это поток денежных средств, возникающий в процессе управления
активами и обязательствами публично-правового образования
Слайд 5О бюджете
Бюджет не является нормой материального плана и не порождает
никаких обязательств. Это финансовый план публично-правового образования.
Слайд 6Бюджетная политика - это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти
мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и
выработкой конкретных путей их использования.
Слайд 7Субъекты бюджетной политики - органы законодательной (представительной) и исполнительной власти,
которые определяют и утверждают основные направления развития бюджетных отношений, разрабатывают
конкретные пути их организации.
Объекты бюджетной политики - совокупность бюджетных отношений и бюджетных ресурсов, образующих звенья и виды бюджетов, а также основные характеристики бюджетов.
Слайд 8Временной аспект бюджетной политики
Бюджетная стратегия
Рассчитана на перспективу;
Предусматривает решение
крупномасштабных задач;
Относительно стабильна;
Ошибки в стратегии ведут к хаосу
в тактике.
Бюджетная тактика
Направлена на решение задач конкретного этапа общественного развития;
Связана с проведением мероприятий в конкретном финансовом периоде;
Должна отличаться определенной гибкостью;
Должна осуществляться в рамках стратегии, подчиняться ей.
Слайд 9Содержание бюджетной политики
Определение концептуальных основ развития бюджета, его роли в
общественном воспроизводстве.
Формирование цели и задач бюджетной политики.
Выработка конкретных путей
достижения цели и решения поставленных задач.
Слайд 10Главные цели и задачи бюджетной политики
Обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса;
Обеспечение
роста общественного богатства;
Повышение уровня и качества жизни населения.
Слайд 11Бюджетные задачи бюджетной политики
Оптимизация размера бюджетного фонда.
Оптимизация распределения бюджетных средств
по уровням управления.
Обеспечение эффективного использования бюджетных средств на каждом уровне
управления.
Обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетов допустимости профицита или дефицита бюджета.
Слайд 12Функциональный аспект бюджетной политики
Бюджетная политика охватывает сферы, то есть функциональный
аспект ее включает политику в области:
доходов;
расходов;
обеспечения сбалансированности бюджета;
эффективного управления государственным (муниципальным) долгом;
межбюджетных отношений.
Слайд 13Инструмент реализации бюджетной политики
Инструментом реализации бюджетной политики является бюджетный механизм,
представляющий совокупность:
методов мобилизации доходов;
форм предоставления бюджетных
средств;
межбюджетного распределения и перераспределения средств.
Слайд 14Основные принципы построения бюджетной политики.
Научный подход к разработке бюджетной политики:
соответствие бюджетной политики основным закономерностям общественного развития;
учет выводов экономической
науки.
Учет исторического опыта, как отечественного, так и зарубежного:
прошлый опыт надо рассматривать и соизмерять с позиции изменившихся условий;
с учетом особенностей национальной экономики, если речь идет о зарубежном опыте.
Слайд 15Учет конкретных исторических условий:
социально-экономической ситуации в стране;
конкуренции на
мировых рынках;
основных тенденций в мировой экономике;
возможности привлечения иностранных
инвестиций в экономику страны.
Многовариантность бюджетной политики:
разрабатываемой с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства;
в свою очередь определяемых на основе прогнозирования и среднесрочного планирования.
Слайд 16Комплексный подход:
Все проводимые в рамках бюджетной политики мероприятия должны быть
тесно взаимосвязаны и согласованы между собой, а в целом, проведение
взвешенной и ответственной бюджетной политики означает не допущение роста обязательств сверх уровня, реально обеспеченного финансовыми ресурсами.
Согласованность действий различных ветвей власти и разных уровней управления.
Слайд 17Критерии эффективности бюджетной политики
уровень собираемости налогов и неналоговых доходов
бюджета;
уровень выполнения бюджетных обязательств;
степень реализации нормативных правовых
актов, касающихся сферы бюджетных отношений;
величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного (муниципального) долга; объем ресурсов, отвлекаемых на его обслуживание.
величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного (муниципального) долга; объем ресурсов, отвлекаемых на его обслуживание.
Слайд 18В зависимости от приоритетов целевой направленности мер в области управления
бюджетным процессом выделяют следующие типы бюджетной политики
Доходный
Расходный
Контрольно-регулирующий
Комбинированный
Слайд 19Доходный тип политики
Планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы, в основном,
на доходах и ведутся от доходов, под объём которых подстраиваются
бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи
Слайд 20Расходный тип бюджетной политики
Основан на подчинении доходов бюджета его расходам
Стратегия
и тактика бюджетного планирования, регулирования и контроля сконцентрированы на расходной
части бюджетов.
Слайд 21Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики
Присущи чрезмерное увеличение регулированием и регламентированием экономики,
государственными заказами, налоговыми льготами и санкциями, распространением жёсткого государственного контроля
на деятельность, не являющуюся исключительно бюджетной.
Слайд 22Комбинированная (равновесная) политика
Направлена на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета,
интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом.
Как правило, наиболее распространённый тип бюджетной политики (на практике)
Слайд 23В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования различают
Стимулирующую бюджетную политику
Сдерживающую
бюджетную политику
Слайд 24Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период
(структура)
Разделы:
Итоги реализации бюджетной политики в период до 2014 года
Условия реализации
бюджетной политики в текущем году и в плановом периоде 2015-2017 г.г.
Цели и задачи БП на 2015-2017 г.г.
Основные параметры бюджетной системы РФ
Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2015-2017 г.г.
Основные подходы к формированию бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ
Слайд 25Итоги реализации бюджетной политики в период до 2014 года
Слайд 26 С 2013 г федеральный бюджет составляется на основе бюджетных
правил
В 2013 г разработан проект бюджетной стратегии до 2030
года
В Бюджетный Кодекс РФ внесены изменения в части государственных(муниципальных) программ
Слайд 27 ФЗ №41 «О Счётной палате РФ» стал заключительным этапом
формирования правового регулирования внешнего государственного финансового контроля
Реализованы меры направленные
на обеспечение сбалансированности пенсионной системы (с 1.01.2015 года устанавливается новый порядок учёта пенсионных прав граждан)
ФЗ №252 от 23.07.2013 года введена норма о базовых (отраслевых) перечнях государственных и муниципальных услуг и работ которые должны утверждаться ФОИВ которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности
Слайд 28 С 1.01.2014 года с муниципального на региональный уровень переданы
полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного муниципального образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам в целях обеспечения общеобразовательного процесса
С 1.01.2014 года снижены нормативы на 5% НДФЛ, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов и городских округов (доходы региональных бюджетов увеличились на 10%)
Слайд 29Министерством финансов РФ разработаны:
Методические рекомендации по оценке качества управления
муниципальными финансами
Методические рекомендации и модельные нормативные правовые акты субъекта
РФ для проведения региональных конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов
Методические рекомендации по формированию и использованию региональных фондов финансовых резервов.
Слайд 30Министерством финансов РФ разработаны:
Разработаны Правила формирования и предоставления из федерального
бюджета единой субвенции бюджетам субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от
27.03.2013 года №275) и утверждён единый перечень субвенций формирующих единую субвенцию на 2014-2016гг.
Утверждена концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года ( приказ Минфина РФ от 29.08.2013 года №277)
В 2013 году в тестовом режиме стал работать Единый портал бюджетной системы
Разработан бюджет для граждан как на федеральном уровне так и в ряде субъектов
Слайд 38Динамика основных характеристик бюджета Республики Карелия
Слайд 39Динамика доходов бюджета Республики Карелия
Слайд 40Динамика структуры доходов бюджета Республики Карелия
Слайд 41Динамика расходов бюджета Республики Карелия
Слайд 42Структура расходов бюджета Республики Карелия в 2013 году
Слайд 43Динамика дефицита бюджета Республики Карелия
Слайд 44Параметры государственного долга Республики Карелия
Слайд 45Объем и структура гос. долга Республики Карелия на 20.11.2013г. (млн.
руб.)
Слайд 46Структура долговых обязательств Республики Карелия
Слайд 47Условия реализации бюджетной политики в текущем году и в плановом
периоде 2015-2017 г.г.
Слайд 48Макроэкономические параметры, используемые для составления проекта федерального бюджета на 2015-2017
г.г. значительно отличаются от прогноза социально-экономического развития, положенного в основу
формирования федерального бюджета на 2014 год и на плановый период.
Слайд 49Основные макроэкономические параметры на 2014-2017 годы
Слайд 50Бюджетные риски:
Изменение основных тенденций развития экономики
Сложная геополитическая ситуация
вокруг Украины
Ужесточение санкций
Инфляционные риски
Риски будущих затрат (гарантии
по страхованию страховых вкладов)
Риски невозврата бюджетных кредитов.
Риски, связанные с увеличением государственного долга
Слайд 51Принципы бюджетной системы РФ, используемые при формировании бюджета
Принцип единства бюджетной
системы (единая классификация, единый перечень государственных (муниципальных) услуг; интеграция двух
новых субъектов);
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы (подавляющая часть доходов будет разграничена на постоянной основе)
Слайд 52Принципы бюджетной системы РФ, используемые при формировании бюджета
Принцип самостоятельности бюджетов
(планомерное повышение дотации в составе межбюджетных трансфертов из федерального бюджета,
установление расходных обязательств на основе принципа адресности и нуждаемости; планируется сократить масштабы и перечень льгот в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ)
Принцип сбалансированности (бюджетное правило, работа по оздоровлению субъектов РФ)
Принцип эффективности (связан с выполнением программы повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года)
Принцип прозрачности (открытости)
Слайд 53Новации в бюджетной системе:
Формирование бюджета для граждан на постоянной
основе
С 1 января 2015 года будет введён в эксплуатацию
Единый портал бюджетной системы
Принят ФЗ №172 от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании РФ»
Слайд 54Цели и задачи бюджетной политики на 2015-2017 годы
Слайд 55Целью бюджетной политики 2015-2017 г. г. является обеспечение устойчивости бюджетной
системы РФ и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Слайд 56Задачи бюджетной политики:
Задача 1. Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.
Подготовка
новой редакции БК РФ
Слайд 57
Предпосылки новаций - Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и
муниципальными) финансами на период до 2018 года
Интеграция стратегического и бюджетного
планирования
Удлинение горизонта бюджетного планирования (долгосрочные бюджетные стратегии/прогнозы)
Программные бюджеты
Завершение перехода к государственным заданиям и нормативам их финансового обеспечения
Комплексная контрактная система
_______________________________________________
Новая редакция Бюджетного кодекса
Слайд 58Нормативно-правовое обеспечение бюджетных реформ
За 14 лет принято 97 ФЗ (7
законов в год), изменивших БК РФ (182-ФЗ,120-ФЗ,63-ФЗ, 83-ФЗ, 104-ФЗ,252-ФЗ и
другие);
Внесённые в Госдуму законопроекты
№407473-6 - Долгосрочное бюджетное планирование, №449195-6 - О парламентском контроле региональных и муниципальных программ
Законопроекты в разработке (проект ФЗ совершенствование долговой политики субъектов РФ и МО) проект ФЗ «О создание условий для реализации двухуровневой системы МСУ в городских округах»
Слайд 59Основания и принципы разработки новой редакции БК РФ определены в
программе повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018
года (распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 №2593-р)
Стабильность
Системность
Кодифицированность ( сокращение излишней детализации, а также перенос в БК РФ нормы бюджетного права из других законов, в том числе 184-ФЗ, 131-ФЗ)
Слайд 60Основные направления изменений Бюджетного Кодекса РФ
Совершенствование методологии расходов бюджетов
Устранение излишней
детализации бюджетных полномочий
Совершенствование межбюджетных отношений
Введение главы о системе бюджетных платежей
Прогнозирование
поступлений доходов в бюджеты
Другие
Слайд 61Совершенствование методологии расходов бюджетов
Документы стратегического планирования, «дорожные карты», инструменты программно-целевого
планирования –не являются основанием для возникновения расходных обязательств ППО
Публично-нормативное обязательство
возникает исключительно из законов и Указов Президента РФ
Понятие публичные обязательства предлагается исключить
Помимо публично-нормативных обязательств вводятся новые виды расходных обязательств: контрактные, межбюджетные, долговые и международные
Слайд 62Совершенствование межбюджетных отношений
Право субъектов передавать местным бюджетам поступления от неналоговых
доходов:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Штрафы за отдельные административные
нарушения
Уточнение форм межбюджетных трансфертов
Введение дотации на сбалансированность
Введение горизонтальных межбюджетных трансфертов
Распределение субсидий только законами (решениями о бюджете)
«Консолидированные «субсидии могут быть предоставлены без софинансирования и не возвращаются
Введение субсидий из бюджета муниципального района в бюджет поселения
Слайд 63Прогнозирование поступлений доходов в бюджеты
Чёткое разделение в БК РФ платежей,
явлющимися доходами бюджета на основе прогноза социально-экономического развития
Наделить главного
администратора полномочием по прогнозированию доходов
Сведения для составления кассового плана подготавливаются на основе методики прогнозирования доходов бюджета
Слайд 64Прочие новации
Введение в бюджетное планирование основных направлений долговой политики
Введение понятия
«государственный сектор» («сектор государственного управления») для формирования и представления консолидированной
отчётности
Развитие положений об информационных системах для осуществления бюджетного процесса и другие
В части планирования вступление в силу БК РФ 01.01. 2016 года, полностью с 2017 года
Слайд 65Задача 2. Повышение качества государственных программ (ГП) и расширение их
использования в бюджетном планировании.
В целях совершенствования методологии ГП предполагается
осуществлять:
Полное отражение и учёт влияния на целевые индикаторы всех инструментов государственной политики
Расширение практики реализации мероприятий ГП на принципах проектного управления
Доработку методик эффективности ГП
Введение обязательной корректировки ГП, имеющих низкие оценки эффективности
Отказ от утверждения новых ФЦП и включение мероприятий действующих ФЦП в соответствующие программы.
Слайд 66Задача 2 (продолжение). Повышение качества государственных программ (ГП) и расширение
их использования в бюджетном планировании.
Исполнение всех решений в пределах утверждённых
предельных расходов на реализацию ГП (в случае если в рамках реализации ГП ответственный исполнитель не находит резервов для реализации решения, он должен инициировать корректировку или отмену такого решения).
Расширение полномочий ответственных исполнителей ГП по перераспределению средств между мероприятиями программы
Сокращение числа соисполнителей и участников ГП
Слайд 67Задача 3. Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов
из федерального бюджета
с 1 января 2015 года предусматривается
стимулирование
более позднего назначения трудовой пенсии
уточнение требований к минимальному страховому стажу с 5 до 15 лет
Слайд 68Задача 4. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ
стабильность и предсказуемость межбюджетного регулирования
в проекте федерального бюджета на
три года будет обеспечено максимальное распределение межбюджетных трансфертов
консолидация субсидий в рамках ГП
в области бюджетных кредитов - замещение коммерческих кредитов субъектов РФ бюджетными кредитами из федерального бюджета
Слайд 69Задача 5. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг
сводные показатели государственных
(муниципальных) заданий будут включены в состав индикаторов государственных (муниципальных) программ(подпрограмм)
необходимо
предусмотреть увязку состава и объёма государственных (муниципальных) услуг (работ) с социальными гарантиями и обязательствами государства (муниципалитета)
стоимость государственных (муниципальных) услуг путём введения единых значений нормативов затрат для формирования субсидий на финансовое обеспечение задания.
Слайд 70Задача 6. Оптимизация расходов на оплату труда
Начиная с
2017 года в структуре ФОТ доля стимулирующих выплат составит 40%
С 2017 года в условиях повышения уровня оплаты труда государственных служащих планируется сокращение продолжительности отпусков на государственной гражданской службе
Завершён переход к полномасштабному применению в государственных муниципальных учреждениях принципов «Эффективного контракта»
Слайд 71Задача 7. Снятие ограничений транспортной инфраструктуры.
Задача 8. Повышение эффективности расходования
бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.
Задача 9. Повышение эффективности управления
государственным долгом и государственными финансовыми активами
Задача 10. Поддержание умеренной долговой нагрузки(не больше 15-20%) и снижение расходов на обслуживание государственного долга
Слайд 72Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2015-2017 г.г.
Слайд 73Основные характеристики проекта ФБ
на 2013 - 2017 годы (млрд.
руб.)
Слайд 74Дополнительные расходы и доходы ФБ
в 2015 г. (млрд. руб.)
Слайд 77Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных и иных социально значимых
обязательств(млрд. рублей)
Слайд 78Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных и иных социально значимых
обязательств(млрд. рублей) (продолжение)
Слайд 79Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных и иных социально значимых
обязательств (млрд. рублей) (продолжение)
Слайд 80Параметры финансового обеспечения реализации гос. программ в 2014 - 2017
г.г. (млрд. руб.)
Слайд 81Параметры финансового обеспечения реализации гос. программ в 2014 - 2017
г.г. (млрд. руб.) (продолжение)
Слайд 82Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)
Слайд 83Основные характеристики Пенсионного фонда РФ на 2014 - 2017 годы
(млрд. рублей)
Слайд 84Основные характеристики бюджета ФСС РФ на 2014 - 2017 годы
(млрд. рублей)
Слайд 85Основные характеристики бюджета ФФОМС на 2014 - 2017 годы (млрд.
рублей)
Слайд 86Основные характеристики бюджета ФФОМС на 2014 - 2017 годы (млрд.
рублей) (продолжение)
Слайд 87Бюджетная политика Республики Карелия на 2015-2017 г.г.
Основные результаты и проблемы
бюджетной политики
Основные цели бюджетной политики на 2015 г и среднесрочную
перспективу
Задачи в области формирования доходов бюджета и налоговой политики
Приоритеты бюджетных расходов
Основные направления бюджетной политики в сфере МБО
Развитие программно-целевых методов управления
Развитие системы государственного финансового контроля
Проведение взвешенной долговой политики