Разделы презентаций


Мышление

Содержание

Советская школа изучения мыслительной деятельности1. Понимание мышления в концепциях советских психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.Л. Выготского).2. Основные мыслительные действия.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мышление

Мышление

Слайд 2Советская школа изучения мыслительной деятельности
1. Понимание мышления в концепциях советских

психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.Л. Выготского).
2. Основные мыслительные действия.


Советская школа изучения мыслительной деятельности1. Понимание мышления в концепциях советских психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.Л. Выготского).2.

Слайд 3
Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано;
Мышление

отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его

многообразных опосредованиях.
Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано; Мышление отражает мир в его существенных связях и

Слайд 4
Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые

связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений

во времени и в пространстве.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их

Слайд 5Мышление как обобщенное отражение действительности.

Всякое мышление совершается в обобщениях. «Мышление,

это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к

общему и от общего к отдельному» Рубинштейн СЛ. (Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. T.1. С.361.)



Мышление как обобщенное отражение действительности.Всякое мышление совершается в обобщениях. «Мышление, это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет

Слайд 6
Сергей Леонидович Рубинштейн
(1889-1960)
Один из создателей деятельностного подхода в психологии
Рубинштейн С.Л.

«О мышлении и путях его познания», 1958

Сергей Леонидович Рубинштейн(1889-1960)Один из создателей деятельностного подхода в психологииРубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его познания», 1958

Слайд 7Деятельностный подход
состоит в том, что человек и его психика формируются

и проявляются в деятельности изначально практической.

Деятельностный подходсостоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической.

Слайд 8С.Л. Рубинштейн
сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма;
разработал

новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние

причины действуют через внутренние условия»);
создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А.В.Брушлинский, К. А. Абульхановой-Славской и др.).

С.Л. Рубинштейнсформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма; разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности,

Слайд 9Мышление это
«Процесс, деятельность, которая развертывается как процесс, совершающийся в специфических

для него формах взаимодействия, совершаемых субъектом действий и объекта, который

преобразуясь этими действиями, в свою очередь обуславливает дальнейшее движение мысли». С.Л. Рубинштейн
Мышление это«Процесс, деятельность, которая развертывается как процесс, совершающийся в специфических для него формах взаимодействия, совершаемых субъектом действий

Слайд 10«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя

на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается

действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется» Рубинштейн С.Л.
«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление

Слайд 11
Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию.


Составляющими мыслительной активности является и деятельность, и процесс.

Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию. Составляющими мыслительной активности является и деятельность, и

Слайд 12
Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления,

как его опосредствованность.

Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.

Слайд 13В процессе мышления субъект использует различного рода средства,
вырабатываемые человечеством с

целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального

мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык.
В процессе мышления субъект использует различного рода средства,вырабатываемые человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения

Слайд 14
«Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его

многообразных опосредованиях» (С.Л. Рубинштейн)

«Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях» (С.Л. Рубинштейн)

Слайд 15
Мышление есть некоторое проявление активности субъекта, т.е. оно не только

направлено на отражение внешнего мира, но и является выражением определенной

активности субъекта.
Мышление есть некоторое проявление активности субъекта, т.е. оно не только направлено на отражение внешнего мира, но и

Слайд 16
Мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые фазы, или

этапы, у него есть начало, середина, завершение.

Мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые фазы, или этапы, у него есть начало, середина, завершение.

Слайд 17
Лев Семенович Выготский (1896-1934)
основатель культурно-исторической школы в психологии
Л.С. Выготский «Мышление

и речь»

Лев Семенович Выготский (1896-1934)основатель культурно-исторической школы в психологииЛ.С. Выготский «Мышление и речь»

Слайд 18Культурно-историческая концепция (Выготский Л.С.)
необходимо различать низшие и высшие психические функции,

и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции

животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики…
Культурно-историческая концепция (Выготский Л.С.)необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный

Слайд 19
Главное различие между низшими и высшими психическими функциями состоит в

уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции

со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.
Главное различие между низшими и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы

Слайд 20
Исследуя речевое мышлениеИсследуя речевое мышление, Л.С. Выготский по-новому решает проблему

локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга.

Исследуя речевое мышлениеИсследуя речевое мышление, Л.С. Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц

Слайд 21Речевое мышление
«представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму

общественно-историческую и потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств

и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи» (Л.С. Выготский «Мышление и речь» )
Речевое мышление«представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческую и потому отличающуюся в основном целым

Слайд 22Л.С. Выготский
сделал вывод, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером

высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как

поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Л.С. Выготскийсделал вывод, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и

Слайд 23Мышление и речь (Выготский)
Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи

различны.
Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных

задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.
Мышление и речь (Выготский)Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи различны.Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе

Слайд 24
Отношение мышления и речи как в фило-Отношение мышления и речи

как в фило-, так и в онтогенезе — величина переменная. Существует

доречевая стадия в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. Лишь потом мышление и речь пересекаются и сливаются.
Отношение мышления и речи как в фило-Отношение мышления и речи как в фило-, так и в онтогенезе —

Слайд 25Связь мышления и речи
«Происходит встреча, в которой увязываются две вещи:

интеллект животного благодаря языку «оречвляется», находит свою новую форму; а

речь, благодаря этим предметным знаниям получает свою предметную отнесенность. При встрече этих двух линий происходит интеллектуализация речи и оречвление интеллекта» (А.Н. Леонтьев цитата по Л.С.Выготскому)
Связь мышления и речи«Происходит встреча, в которой увязываются две вещи: интеллект животного благодаря языку «оречвляется», находит свою

Слайд 26Пример задачи
В шкафу, слева направо, стоит собрание сочинений ученого; первый

том этого собрания имеет 300 страниц; второй том – 200

страниц. В шкафу завелся книжный червь, который прогрыз оба тома; Сколько всего страниц прогрыз червь?
Пример задачи В шкафу, слева направо, стоит собрание сочинений ученого; первый том этого собрания имеет 300 страниц;

Слайд 27Л.С.Выготский
Развивал идею что речь и мышление, речевые и мыслительные

процессы не совпадают между собой. Они образуют две группы.

Л.С.Выготский Развивал идею что речь и мышление, речевые и мыслительные процессы не совпадают между собой. Они образуют

Слайд 28
1. Мышление и речь имеют разные генетические корни (линии развития

мышления и речи в их предпроцессах идут независимо. Речь была

предметно не отнесена);
Речевая реакция у животных есть реакция воздействия на особь, но воздействие говорящего.
Сигнальная функция речи у животных.
1. Мышление и речь имеют разные генетические корни (линии развития мышления и речи в их предпроцессах идут

Слайд 29
Человеческая речь есть процесс осуществляемый с помощью языка, то есть

с помощью системы значений, которые вырабатываются в процессе исторического опыта,

и затем усваивается.
Человеческая речь есть процесс осуществляемый с помощью языка, то есть с помощью системы значений, которые вырабатываются в

Слайд 30
Появление человека и образование человеческого общества (труда) приводит к скрещиванию

линий развития коммуникации (речевого познания) и развития познания, т.е. интеллекта.

Общение и познание завязываются в узел.
Возник предмет общения, то о чем можно сказать! (Энгельс)
Появление человека и образование человеческого общества (труда) приводит к скрещиванию линий развития коммуникации (речевого познания) и развития

Слайд 31
Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественно-историческая

форма поведения.
Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами

мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется общественно-историческим.


Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественно-историческая форма поведения. Оно обладает специфическими (по сравнению

Слайд 322.Аргумент в онтогенетическом развитии:
дивергентность развития речи и мыслей у ребенка;
Речь

ребенка начинается с одного слова и идет к грамматически развитым

единицам, к высказываниям.
Развитая внутренняя сторона речи и сжатая до одного слова внешняя сторона речи ребенка.
2.Аргумент в онтогенетическом развитии:дивергентность развития речи и мыслей у ребенка;Речь ребенка начинается с одного слова и идет

Слайд 33
Затем речь начинает расчленяться и усложняться. Мысль сначала глобальна, а

потом начинает расчленяться в соответствии с расчленением речи.
У ребенка линии

мысли и речь не совпадают между собой.

Затем речь начинает расчленяться и усложняться. Мысль сначала глобальна, а потом начинает расчленяться в соответствии с расчленением

Слайд 34
Как связаны между собой мышление и речь?
Развитие высших психических

процессов происходит в порядке интериоризации, т.е. происходит движение от внешнего

действия (материального) к внутреннему умственному.
Как связаны между собой мышление и речь? Развитие высших психических процессов происходит в порядке интериоризации, т.е. происходит

Слайд 35Рекомендуемая литература:
А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии», 2007г.
Л.С.Выготский «Мышление и

речь», Т.2, С.295-361, 1982г.

Рекомендуемая литература:А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии», 2007г.Л.С.Выготский «Мышление и речь», Т.2, С.295-361, 1982г.

Слайд 36
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)
ученик Л.С. Выготского
занимался проблемами сознания и

деятельности
А.Н.Леонтьев «Деятельность, Сознание, Личность».

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)ученик Л.С. Выготского занимался проблемами сознания и деятельностиА.Н.Леонтьев «Деятельность, Сознание, Личность».

Слайд 37А.Н.Леонтьев
отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

А.Н.Леонтьевотстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Слайд 38Мышление это
Процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных

связях и отношениях.
Мышление специфицируется своей опосредствованностью в отличии от непосредственности

чувственного восприятия
Мышление этоПроцесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.Мышление специфицируется своей опосредствованностью в

Слайд 39Мышление это
процесс, с помощью которого мы можем судить о том,

что скрыто от нашего чувственного восприятия (А.Н. Леонтьев)

Мышление этопроцесс, с помощью которого мы можем судить о том, что скрыто от нашего чувственного восприятия (А.Н.

Слайд 40
Обобщенность и опосредствованность мышления
Связь мышления с действием и речью

Обобщенность и опосредствованность мышленияСвязь мышления с действием и речью

Слайд 41
Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с

другом.
Связь мышления и речи наиболее выражена в значениях или понятиях

Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом.Связь мышления и речи наиболее выражена в

Слайд 42
Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и

одновременно способ действия с определенной реальностью.

Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.

Слайд 43Понятие это
опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии

существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и

развития.

Понятие этоопосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа

Слайд 44
Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно

раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить,

что у понятия существует особого рода «наглядность» - опосредованная: модельная, схематичная, знаковая и т.п.
Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной

Слайд 45
Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и

недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Слайд 46Мышление это
это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной

ориентации в окружающем природном и социальном мире;
для изучения конкретных психологических

механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Мышление этоэто активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире;для

Слайд 47Основные мыслительные действия
Сравнение
Абстракция
Классификация
Обобщение
Анализ
«Восхождение от абстрактного к конкретному»


Основные мыслительные действияСравнениеАбстракцияКлассификацияОбобщениеАнализ«Восхождение от абстрактного к конкретному»

Слайд 48Сравнение
Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и

признаки.
Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других

свойств и обозначаются словом.
СравнениеПозволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются)

Слайд 49Абстракция
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые

отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и

тем самым построить определенную классификацию
АбстракцияВыделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений,

Слайд 50Анализ
Познание сложных, системных объектов.
Обнаружение простой связи (отношения) , выступающего

в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений.


Анализ Познание сложных, системных объектов.Обнаружение простой связи (отношения) , выступающего в роли генетически исходной основы для всех

Слайд 51Обобщение
Мыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений

системного объекта.

ОбобщениеМыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта.

Слайд 52«Восхождение от абстрактного к конкретному»
Определение способа выведения частных проявлений системного

объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения

в системе.
Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом «восхождения от абстрактного к конкретному».
«Восхождение от абстрактного к конкретному» Определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания,

Слайд 53
При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не

в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно

для первого вида обобщения),
а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего.
При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не в сведении частного к некоторой исходной связи

Слайд 54
Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не

только на содержание, но и на форму получения соответствующих знаний

о системном объекте. Это требует рефлексии человека на его собственный способ получения этих знаний, и специального планирования.
Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не только на содержание, но и на форму

Слайд 55
Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от

абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.

Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.

Слайд 56
Брушлинский Андрей Владимирович
(1933-2002)

Брушлинский Андрей Владимирович(1933-2002)

Слайд 57
Мышление всегда субъективно, даже когда оно правильно и адекватно отражает

внешний мир.

Мышление всегда субъективно, даже когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир.

Слайд 58
«Мышление, - это всегда искание и открытие существенно нового» (А.В.

Брушлинский)

«Мышление, - это всегда искание и открытие существенно нового» (А.В. Брушлинский)

Слайд 59
Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших

уровней познавательной деятельности человека.

Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика