Слайд 2Советская школа изучения мыслительной деятельности
1. Понимание мышления в концепциях советских
психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.Л. Выготского).
2. Основные мыслительные действия.
Слайд 3
Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано;
Мышление
отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его
многообразных опосредованиях.
Слайд 4
Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые
связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений
во времени и в пространстве.
Слайд 5Мышление как обобщенное отражение действительности.
Всякое мышление совершается в обобщениях. «Мышление,
это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к
общему и от общего к отдельному» Рубинштейн СЛ. (Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. T.1. С.361.)
Слайд 6
Сергей Леонидович Рубинштейн
(1889-1960)
Один из создателей деятельностного подхода в психологии
Рубинштейн С.Л.
«О мышлении и путях его познания», 1958
Слайд 7Деятельностный подход
состоит в том, что человек и его психика формируются
и проявляются в деятельности изначально практической.
Слайд 8С.Л. Рубинштейн
сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма;
разработал
новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние
причины действуют через внутренние условия»);
создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А.В.Брушлинский, К. А. Абульхановой-Славской и др.).
Слайд 9Мышление это
«Процесс, деятельность, которая развертывается как процесс, совершающийся в специфических
для него формах взаимодействия, совершаемых субъектом действий и объекта, который
преобразуясь этими действиями, в свою очередь обуславливает дальнейшее движение мысли». С.Л. Рубинштейн
Слайд 10«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя
на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается
действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется» Рубинштейн С.Л.
Слайд 11
Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию.
Составляющими мыслительной активности является и деятельность, и процесс.
Слайд 12
Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления,
как его опосредствованность.
Слайд 13В процессе мышления субъект использует различного рода средства,
вырабатываемые человечеством с
целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального
мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык.
Слайд 14
«Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его
многообразных опосредованиях» (С.Л. Рубинштейн)
Слайд 15
Мышление есть некоторое проявление активности субъекта, т.е. оно не только
направлено на отражение внешнего мира, но и является выражением определенной
активности субъекта.
Слайд 16
Мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые фазы, или
этапы, у него есть начало, середина, завершение.
Слайд 17
Лев Семенович Выготский (1896-1934)
основатель культурно-исторической школы в психологии
Л.С. Выготский «Мышление
и речь»
Слайд 18Культурно-историческая концепция (Выготский Л.С.)
необходимо различать низшие и высшие психические функции,
и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции
животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики…
Слайд 19
Главное различие между низшими и высшими психическими функциями состоит в
уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции
со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.
Слайд 20
Исследуя речевое мышлениеИсследуя речевое мышление, Л.С. Выготский по-новому решает проблему
локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга.
Слайд 21Речевое мышление
«представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму
общественно-историческую и потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств
и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи» (Л.С. Выготский «Мышление и речь» )
Слайд 22Л.С. Выготский
сделал вывод, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером
высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как
поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.
Слайд 23Мышление и речь (Выготский)
Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи
различны.
Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных
задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.
Слайд 24
Отношение мышления и речи как в фило-Отношение мышления и речи
как в фило-, так и в онтогенезе — величина переменная. Существует
доречевая стадия в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. Лишь потом мышление и речь пересекаются и сливаются.
Слайд 25Связь мышления и речи
«Происходит встреча, в которой увязываются две вещи:
интеллект животного благодаря языку «оречвляется», находит свою новую форму; а
речь, благодаря этим предметным знаниям получает свою предметную отнесенность. При встрече этих двух линий происходит интеллектуализация речи и оречвление интеллекта» (А.Н. Леонтьев цитата по Л.С.Выготскому)
Слайд 26Пример задачи
В шкафу, слева направо, стоит собрание сочинений ученого; первый
том этого собрания имеет 300 страниц; второй том – 200
страниц. В шкафу завелся книжный червь, который прогрыз оба тома; Сколько всего страниц прогрыз червь?
Слайд 27Л.С.Выготский
Развивал идею что речь и мышление, речевые и мыслительные
процессы не совпадают между собой. Они образуют две группы.
Слайд 28
1. Мышление и речь имеют разные генетические корни (линии развития
мышления и речи в их предпроцессах идут независимо. Речь была
предметно не отнесена);
Речевая реакция у животных есть реакция воздействия на особь, но воздействие говорящего.
Сигнальная функция речи у животных.
Слайд 29
Человеческая речь есть процесс осуществляемый с помощью языка, то есть
с помощью системы значений, которые вырабатываются в процессе исторического опыта,
и затем усваивается.
Слайд 30
Появление человека и образование человеческого общества (труда) приводит к скрещиванию
линий развития коммуникации (речевого познания) и развития познания, т.е. интеллекта.
Общение и познание завязываются в узел.
Возник предмет общения, то о чем можно сказать! (Энгельс)
Слайд 31
Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественно-историческая
форма поведения.
Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами
мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется общественно-историческим.
Слайд 322.Аргумент в онтогенетическом развитии:
дивергентность развития речи и мыслей у ребенка;
Речь
ребенка начинается с одного слова и идет к грамматически развитым
единицам, к высказываниям.
Развитая внутренняя сторона речи и сжатая до одного слова внешняя сторона речи ребенка.
Слайд 33
Затем речь начинает расчленяться и усложняться. Мысль сначала глобальна, а
потом начинает расчленяться в соответствии с расчленением речи.
У ребенка линии
мысли и речь не совпадают между собой.
Слайд 34
Как связаны между собой мышление и речь?
Развитие высших психических
процессов происходит в порядке интериоризации, т.е. происходит движение от внешнего
действия (материального) к внутреннему умственному.
Слайд 35Рекомендуемая литература:
А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии», 2007г.
Л.С.Выготский «Мышление и
речь», Т.2, С.295-361, 1982г.
Слайд 36
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)
ученик Л.С. Выготского
занимался проблемами сознания и
деятельности
А.Н.Леонтьев «Деятельность, Сознание, Личность».
Слайд 37А.Н.Леонтьев
отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.
Слайд 38Мышление это
Процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных
связях и отношениях.
Мышление специфицируется своей опосредствованностью в отличии от непосредственности
чувственного восприятия
Слайд 39Мышление это
процесс, с помощью которого мы можем судить о том,
что скрыто от нашего чувственного восприятия (А.Н. Леонтьев)
Слайд 40
Обобщенность и опосредствованность мышления
Связь мышления с действием и речью
Слайд 41
Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с
другом.
Связь мышления и речи наиболее выражена в значениях или понятиях
Слайд 42
Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и
одновременно способ действия с определенной реальностью.
Слайд 43Понятие это
опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии
существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и
развития.
Слайд 44
Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно
раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить,
что у понятия существует особого рода «наглядность» - опосредованная: модельная, схематичная, знаковая и т.п.
Слайд 45
Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и
недостаточно еще исследованная в психологии проблема.
Слайд 46Мышление это
это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной
ориентации в окружающем природном и социальном мире;
для изучения конкретных психологических
механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Слайд 47Основные мыслительные действия
Сравнение
Абстракция
Классификация
Обобщение
Анализ
«Восхождение от абстрактного к конкретному»
Слайд 48Сравнение
Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и
признаки.
Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других
свойств и обозначаются словом.
Слайд 49Абстракция
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые
отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и
тем самым построить определенную классификацию
Слайд 50Анализ
Познание сложных, системных объектов.
Обнаружение простой связи (отношения) , выступающего
в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений.
Слайд 51Обобщение
Мыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений
системного объекта.
Слайд 52«Восхождение от абстрактного к конкретному»
Определение способа выведения частных проявлений системного
объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения
в системе.
Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом «восхождения от абстрактного к конкретному».
Слайд 53
При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не
в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно
для первого вида обобщения),
а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего.
Слайд 54
Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не
только на содержание, но и на форму получения соответствующих знаний
о системном объекте. Это требует рефлексии человека на его собственный способ получения этих знаний, и специального планирования.
Слайд 55
Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от
абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.
Слайд 56
Брушлинский Андрей Владимирович
(1933-2002)
Слайд 57
Мышление всегда субъективно, даже когда оно правильно и адекватно отражает
внешний мир.
Слайд 58
«Мышление, - это всегда искание и открытие существенно нового» (А.В.
Брушлинский)
Слайд 59
Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших
уровней познавательной деятельности человека.